Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие фирмы — монополистического конкурента в краткосрочном периоде






В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы очень похоже на поведение монополии и совершенного конкурента. Но если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон. Это означает, что спрос на рынке с мо­нополистической конкуренцией не настолько эластичен, как на рынке совершенной конкуренции, но гораздо более эластичен, чем при чистой монополии. Различия кроются в дифференциа­ции продукта и количестве конкурентов.

Так же, как у чистой монополии, предельный доход фир­мы — монополистического конкурента не равен цене: осуще­ствляя некоторый контроль над ценой, фирма вынужденно ее снижает, чтобы продать больше своего продукта. Поэтому кри­вая предельного дохода монополистического конкурента лежит ниже кривой спроса (рис. 5.1), и фирма выбирает комбинацию объема производства и цены, которая максимизирует прибыль. Точка равновесия Е определяется пересечением кривых МС и MR, т.е. условием максимизации прибыли и равновесия фир­мы является МС = MR.

Рис. 5.1. Равновесие монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде (максимизация прибыли)

Очевидно, что кривая спроса — убывающая, так как товар фирмы отличается от товаров ее конкурентов. Максимизирую­щий прибыль объем Qe соответствует точке пересечения кри­вых предельного дохода и предельных издержек. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит и поднимает цену в срав­нении с конкурентами (она выше предельных издержек). По­скольку цена РЕ превышает средние издержки, фирма получает экономическую прибыль, которая равна площади заштрихо­ванного прямоугольника.

В случае снижения спроса на продукцию монополистиче­ского конкурента ему «светят» убытки, но если при этом цена на продукцию покроет средние переменные издержки, то он постарается минимизировать убытки, продолжая производить продукцию в объеме, при котором МС = MR. Если же спрос совсем снизится и цена равновесия не сможет покрыть даже средние переменные издержки, выпуск продукции придется прекратить, что означает закрытие предприятия.

 

22. Равновесие фирмы — монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм

В долгосрочном периоде ситуация иная, поскольку возмо­жен приход на рынок новых фирм и выход уже функционирую­щих. Получение фирмами прибыли стимулирует приток в от­расль свежих игроков, что сократит спрос на продукцию абори­генов. Эластичность спроса увеличится, и экон-я при­быль снизится.

При возникновении убытков фирмы начинают покидать ры­нок. С уменьшением числа производителей спрос на продукцию повышается, его эластичность снижается и происходит рост экономической прибыли. В результате восстанавливается дол­госрочное равновесие, при котором кривая спроса на товар лю­бой фирмы отрасли является на графике просто касательной к долгосрочной кривой средних общих затрат фирмы (рис. 5.2.). Точка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, а доход — издержкам. Фирма функцио­нирует безубыточно.

Однако, находясь на кривой АТС, точка долгосрочного рав­новесия всегда оказывается выше минимума средних издер­жек. Несовпадение точки долгосрочного равновесия с точкой минимума средних издержек обусловливает две особенности монополистической конкур-и: во-первых, равновесная цена в долгосрочном периоде выше равновесной цены, которая име­ла бы место при совершенной конкур-и; во-вторых, фирма выпускает меньше товара, чем могла бы производить при мини­мальных средних долгосрочных издержках. Разница между ко­личеством товара, соответствующим LATCmin, и объемом про­дукции, выпускаемым фирмой, наз-ся избыточной мощ­ностью.

Таким образом, долгосрочное равновесие на рынке монопо­листической конкуренции характеризуют следующие особен­ности:

1)так же, как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, поскольку относительная свобода входа на рынок и выхода с него предопределяет установление нулевой экономич-й прибыли;

2)так же, как и на монопольном рынке, цена товара превы­шает предельные издержки фирмы. Максимизация прибыли предполагает равенство предельного дохода и предельных из­держек, но в результате отрицательного наклона кривой спроса предельный доход фирмы отстает от цены, поэтому точка рав­новесия не соответствует наименьшим средним издержкам.

Значит, равновесная цена при монополистической конкурен­ции выше равновесной цены, устанавливаемой в условиях со­вершенной конкуренции, и фирма производит меньше товара, чем могла бы при минимальных средних издержках, что гово­рит о наличии у нее избыточных производственных мощностей.

В условиях монополистической конкуренции свободное вхождение в отрасль и нулевая экономическая прибыль в дол­госрочном периоде создают видимость эффективного распреде­ления и использования ресурсов. Многообразие товаров, отве­чающее индивидуальным запросам покупателей, намного пред­почтительнее, нежели однообразная продукция, производимая в большом объеме и продаваемая по более низким ценам. Но с точки зрения оптимальности по Парето рынок монополистической конкуренции неэффективен, поскольку не выполняется условие производства с минимальными издержками.

Рыночный механизм в отраслях с монополистической кон­куренцией проигрывает сравнение с рынком совершенного кон­курента.

Во-первых, в условиях совершенной конкуренции достига­ется высокая эффективность, и потребители получают наиболь­ший объем продукции по самой низкой цене, которую допуска­ют имеющиеся издержки (Р = АТС). Это означает, что про­изводство товара осуществляется с наименьшими затратами.

Во-вторых, создаются условия для эффективного распреде­ления ресурсов.

В-третьих, благодаря свободному переливу ресурсов кон­курентные рынки обладают способностью быстро восстанавли­вать эффективность их использования в случае нарушения рав­новесия.

Для того чтобы реализовать преимущество на рынке, да­ваемое дифференциацией своей продукции, и максимизировать прибыль, фирмы — монополистические конкуренты должны сокращать выпуск продукции и увеличивать цену. Естествен­но, что цена на продукцию такой фирмы отличается от цены на совершенно конкурентном рынке. Прежде всего, она превыша­ет минимальные средние общие издержки, так что потребители получают продукт не по минимально возможной и допустимой при имеющихся издержках цене (не достигнута производствен­ная эффективность). Но цена превышает и предельные издерж­ки, что означает недораспределение ресурсов в отрасль. В ре­зультате потребители оказываются в проигрыше.

Фирма не всегда может реализовать экономию от масштабов производства, и в условиях монополистической конкуренции ей угрожает возникновение избыточных производственных мощностей, о чем говорилось в параграфе 5.2. Фирмы про­изводят несколько меньший объем продукции, чем тот, кото­рый минимизирует средние общие издержки. Такое же коли­чество товара можно произвести меньшим числом фирм при минимально возможных издержках производства. Однако рав­новесие фирмы при минимально возможных средних общих из­держках производства достижимо, если ее продукт однороден, но стандартизация продукта — отличительная черта совершен­ной конкуренции. Отсюда следует, что в условиях монополис­тической конкуренции дифференциация продукта не совмести­ма с экономией ресурсов, а избыточные мощности являются частью затрат на дифференциацию продукта. К издержкам можно добавить и затраты на рекламу, которые несут фирмы в борьбе за потребителя. Разнообразие товаров обходится обще­ству дорого. Рост неэффективных издержек монополистиче­ской конкуренции требует государственного регулирования цен и объемов производства.

Справедливости ради следует отметить, что издержки мо­нополистической конкуренции не столь уж существенны по двум причинам: во-первых, высокоэластичная кривая спроса гарантирует наличие конкуренции на рынке, что является важ­ным условием развития рыночных отношений; во-вторых, не­эффективность рыночного механизма компенсируется за счет важного преимущества, обеспечиваемого монополистической конкуренцией, — широкого ассортимента товаров, отвечающе­го разнообразным запросам потребителей. Именно дифферен­циация продукта позволяет потребителям делать выбор из схо­жих по потребительским свойствам, но разных по цене про­дуктов.

В монополистической конкуренции значимая доля конку­ренции сочетается с небольшой долей монопольной власти, что объясняет распространенность этой рыночной структуры в эко­номической практике. На рынке монополистического конку­рента действует достаточное количество фирм, товары которых вполне взаимозаменяемы, так что ни одна из них не обладает весомой долей монопольной власти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал