Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дочерняя организация и зависимое акционерное общество






Формы акционерных обществ

1. Открытое акционерное общество (ОАО) - это АО, участники которого могут свободно распоряжаться принадлежащими им акциями без согласия других акционеров. При этом обращаем Ваше внимание на следующие моменты: ОАО имеет право размещать выпускаемые им акции закрытым и открытым способами.

ОАО обязано публиковать для всеобщего сведения годовые и квартальные балансы и отчеты о доходах и убытках.Минимальный размер уставного фонда открытого акционерного общества - 500 минимальных заработных плат.2. Закрытое акционерное общество (ЗАО) - это АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.ЗАО имеет право размещать выпускаемые им акции только закрытым способом.Акционер ЗАО, желающий продать свои акции, обязан предложить их выкупить другим участникам общества. Если участники общества отказались от приобретения акций, то акционер вправе реализовать акции самому обществу.Минимальный размер уставного фонда закрытого акционерного общества - 200 минимальных заработных плат.

Дочерняя организация и зависимое акционерное общество

Юридическое лицо является дочерним, если другое (основное) юридическое лицо имеет возможность определять решения, принимаемые дочерней организацией. Право это должно быть отражено в Уставе дочерней организации, либо в заключенном между основным обществом и дочерней организацией договоре.

Дочерняя организация не отвечает по долгам своей основной организации. Если по вине основной организации дочерней причинен ущерб, то участники дочерней организации имеют право требовать возмещения ущерба, причиненного основной организацией. Акционерное общество признается зависимым, если другое (участвующее) юридическое лицо имеет более двадцати процентов его голосующих акций.

Производственным кооперативом (ПК) является самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который владеет и распоряжается принадлежащим ему на правах коллективной собственности имуществом. Кооператив организуется по желанию граждан или по инициативе юридических лиц исключительно на добровольных началах. Численность членов кооператива (граждан) не может быть менее трех человек, а в потребительском кооперативе (обществе) - не менее 7 человек.

Деятельность производственных и производственно-потребительских кооперативов основывается на личном трудовом участии их членов, а также лиц, работающих по трудовым договорам (контрактам, соглашениям).

Имущество кооператива образуется за счёт денежных и материальных взносов его членов, произведенной им продукции, а также доходов, полученных от хозяйственной деятельности. В формировании имущества кооператива могут принимать участие на договорных началах организации и предприятия (независимо от форм собственности), а также граждане, не являющиеся членами кооператива, но работающие в нём по трудовому договору.

Кооператив отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Если имущество кооператива недостаточно, кооператоры несут дополнительную ответственность своим собственным имуществом. Размеры и порядок этой ответственности определяются действующим законодательством.

В настоящее время общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества наиболее популярны среди всех видов хозяйственных товариществ.

Преимущества общества с ограниченной ответственностью:

- материальная ответственность каждого участника ограничена лишь суммой его доли в уставном фонде;

- минимальный размер уставного фонда составляет сумму, равную пятидесяти- кратной минимальной зарплате.

Акционерное общество обладает тем же преимуществом, в том смысле, что акционеры ответственны за покрытие возможных убытков исключительно в пределах стоимости их акций. Однако следует отметить, что минимальный уставной фонд АО должен быть гораздо больше, чем для ООО (500 минимальных зарплат - для ОАО, 200 - для ЗАО), что означает, что для создания акционерного общества нужна более крепкая база.

Микроэкономика по своему характеру является преимущественно позитивной экономикой. Позитивный подход означает описание того, что было в поведении экономических агентов и их взаимоотношениях и что возможно может произойти. В отличие от позитивного, нормативный подход заключает в себе целеполагание, долженствование. Он отвечает на вопрос: что должно быть в экономике? Острые разногласия между экономистами лежат именно в этой области, так как ответ на данный вопрос диктуется политическим выбором.

Рис. 5.5 Поведение предприятия в условиях чистой конкуренции (Прибыль больше нуля).Рис. 5.6 Поведения предприятия в условиях чистой конкуренции в короткий период (прибыль равна нулю)

Рис. 5.7 Поведение предприятии в условиях чистой конкуренции в короткий период (экономическая прибыль отрицательна)Рис. 5.8 Поведение предприятия в условиях чистой конкуренции в короткий период (выручка равна переменным затратам)

В длительный период (LR) возможен только один вариант, когда П=0 (рис. 5.9).

Рис. 5.9 Поведение предприятия в условиях чистой конкуренции в длительный период времени

Дадим графическую трактовку максимизации прибыли для монополии (рис. 5.11). В верхней части рисунка показано, что равновесие для монополии наступает в точке К, где пересекаются кривые предельных затрат и предельного дохода, т. е. выполняется условие МС= МR. В этих условиях монополия будет производить объём продукции Q1 и реализовывать его по цене Р1

Рис. 5.11 Экономическое поведение монополиста

Общая сумма полученной монополией прибыли будет соответствовать площади заштрихованного прямоугольника. На нижней части этого же рисунка показано, что в точке максимизации прибыли кривые общих затрат и общей выручки имеют одинаковый наклон, т. е. они параллельны. Что же касается кривой, показывающей динамику прибыли, то её наклон в этой точке равен 0, т. е. она горизонтальна.

Если предположить на рассматриваемом рынке наличие совершенной конкуренции, то решения конкурентной фирмы об уровне продажной цены и объёме производства определялись бы точкой Е, где пересекается кривая предельных затрат МС с линией спроса Д Д. В этих условиях общество получило бы заметно больше продукции по меньшей цене.

Чистый ущерб, наносимый монополией обществу, соответствует площади фигуры ЕКЕ1. К тому же монопольная власть позволяет монополии перераспределять в свою пользу часть потребительского излишка, равную площади прямоугольника Р1Е1МР2

Следовательно, господство монополий на рынке искусственно преуменьшает производственные возможности национальной экономики.

Вред монополий для общества стал понятен еще 100 лет назад. Конгресс США, например, принял закон Шермана еще в 1890 г. В 1914 г. дополнительно принимается закон Клейтона и создается Федеральная торговая комиссия. Впоследствии антимонопольное законодательство неоднократно совершенствовалось. В результате была создана сложная система законов, судебных решений и правовых норм, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами. Как справедливо отмечают Э. Долан и Д. Линдсей, “уровень активности и изощренности антимонопольных мер, принятых в США, далеко превосходит все остальные страны”. Именно поэтому антитрестовское законодательство США и практика его применения могут быть полезны в условиях сверх монополизированной экономики России. При этом имеется в виду не копирование антимонопольного законодательства США, а творческое применение его принципов в специфических условиях российской экономики.

 

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.

Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии.

Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 5.14. На рисунке LАС и LМС - кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D - кривая спроса, МR. - соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LМС и МR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 “очень мал”, а цена Р1 “очень высока”. Оптимальным для общества был бы выпуск Qз и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на её продукцию цену Р3 = LМС (Qз). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объёме выпуска Q3, P3< LAC (Q3)

Рис. 5.14. Естественная монополия и её регулирование

В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объём продукции Qз, имела бы убыток, равный площади Р3НGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине Р3НGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.

Имеется иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берут на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.

Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.

Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: “затраты плюс прибыль”.

Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

Помимо рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий.

Монополия может быть сама заинтересована в увеличении выпуска продукции или оказания услуг, если она проводит ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает её как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством её увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать её своему другу по более высокой цене).

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

· продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

· блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с “дешевого” рынка на “дорогой” приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации; покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Ценовая дискриминация может возникать на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого её нередко называют совершенной ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 5.15

Рис. 5.15 Совершенная ценовая дискриминация

Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и МR) и составляет Q2* при цене Р2*. Излишек потребителей равен площади Р2*АL, излишек продавца равен площади СР2 *L Е2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек Р*2АL, который при совершенной конкуренции, при объёме производства Q*2 был бы присвоен покупателем.

Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объёма покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

 

На рис. 5.15 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Р1, следующие Q2-Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3-Q2 единиц - по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника ОР1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры ОP1АКВQ2, от реализации Q2 единиц - площади всей заштрихованной фигуры.

Из рис. 5.15 видно, что выручка от реализации Qз единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника ОР3СQз, а площадь фигуры Р3P1 АКВL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объём поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объёма купленного блага).

Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

На рис. 5.16. показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.

 

Рис. 5.16 Ценовая дискриминация (тип 3).

Оба графика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве МR. = МС, устанавливает более высокую цену Р1, по которой спрос на её блага менее эластичен.

Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объёмов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

Обратимся теперь к анализу наиболее распространенной структуры рынка, для которой характерно небольшое число производителей данного товара. В экономической теории она получила название олигополии (олигос - мало, немного).

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцрв затруднено или невозможно.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Слово “олигополия” введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе “Утопия” (1516).

Графическая интерпритация моделей экономического поведения в условия олигополии. Как отмечалось, существует в основном четыре модели:

1. Метод “следования за лидером”. (рис. 5.18)

2. Метод “сговора”(Рис. 5.19)

3. Метод “теории игр” (Рис. 5.20).

4. Метод монополистической конкуренции (рис. 5.21).

Рис. 5.18 Модель с лидером

 

Рис. 5.19. Картельная модель

Рис. 5.20 Моделирование поведения в условиях олигополии на основе теории игр

Рис. 5.21 Модель олигополистической конкуренции

Метод “следования за лидером”. Применяется, когда одна фирма в отрасли имеет основную рыночную долю.

Метод “сговора” или метод “образования картелей”. Применяется редко, обычно на начальных этапах становления фирмы отрасли, т.к. существуют антимонопольные законы.

Картель - форма сговора группы фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объёмов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Метод “теории игр” или “делема заключенных”. Этот метод обычно применяется, когда фирмы имеют примерно равные рыночные доли.

Метод заключается в подборе такой цены, которая даст не максимальную, но и не минимальную прибыль, при этом олигополисты будут получать экономическую прибыль, которая меньше, чем у монополии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал