Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение объёма продукции в условиях монополистической конкуренции






Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объём продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (МR) расположена ниже кривой спроса производителя D, и её наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рис. 5.25).

Объём выпуска

Рис. 5.25. Спрос на продукцию монополистической фирмы

В коротком периоде в условиях монополистической конкуренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объёма выпуска (ОQ), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (МR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль (рис. 5.26).

Рис. 5.26 Монопольная прибыль в условия монополистической конкуренции

В долгом периоде максимизация прибыли предполагает такой объём выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объёма продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рис. 5.27).

Рис. 5.27 Модель экономического поведения предприятия в условия монополистической кокуренции

Фирма по-прежнему максимизирует прибыль при такой комбинации цены (ОРЕ) и объёме выпуска (ОQЕ), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность.

Каковы экономические последствия монополистической конкуренции? Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится Продукция, необходимая потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.

Избыточная производственная мощность иллюстрируется на рис. 5.28.

Рис. 5.28 Избыточные мощности

Из рис. 5.28 видно, что минимум LАТС, точка М, в которой LМС пересекает LАТС, расположена правее точки Е, которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск долгого периода qe. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qмсоответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qe, что много меньше qм. Разность между qм и qЕ называют избытком мощности.

 

 

 

 

 

 

Параметры Чистая конкуренция Монопольная конкуренция Олигополия Монополия
  Количество продавцов Очень много (> 10000) Много (меньше чем в ЧК) 4-8 пр. > 30 % Один
  Количество товаров Один Много Много Один
  Взаимозаменяемость Нет (100 %) Высокая Значительная Нет (100 %)
  Дифференцируемость Нет Значительная Высокая Нет (100 %)
  Барьеры Нет (свободно) Нет (выше, чем в ЧК) Значительные Непреодолимые
  Влияние на цену Нет Да Значительное Высокое
  Реклама Нет Да Значительно Нет
  Информированность 100 % Значительная Слабая Нет
  НИОКР (R/D) Нет Да Значительные Нет
  Масштаб производства Мелкие Крупнее, чем в ЧК Большие Равен рынку

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал