Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод монополистической конкуренции
Линия спроса у олигополии является ломаной (рис. 5.24), т.к. если одна фирма-олигополия решит повысить цену, то вторая фирма не последует за ней, и первая фирма потеряет доходы из-за потери своих потребителей. Рис. 5.24 Модель со сломанной кривой Эта политика фирмы олигополии по повышению цены называется политикой игнорирования. Если же фирма олигополия понижает цену, то вторая фирма тоже проводит политику снижения цен и может развязаться ценовая война. В результате первая фирма, которая снизила цену, потерпит убытки. Линия спроса правее точки Е, т.е. в сторону снижения цен, будет крутой с неэластичным спросом, а ценовая политика фирмы - будет называться политикой следования. Линия предельного дохода (MR) у олигополии, также как и у других несовершенных конкурентов, проходит под линией цены. Но линия предельного дохода (MR) у олигополии состоит из двух отрезков, которые прерываются на уровне цены (E). Поведение предприятий в условиях олигополии характеризуется относительной стабильностью. Несмотря на значительные изменения затрат на производство, цен на исходные ресурсы предприятия стараются придерживаться выбранного уровня цен и объёма выпуска. Данная ситуация объясняется тем, что предприятия - олигополисты испытывают ломанный характер спроса. Неценовая конкуренция, сопровождающаяся дифференциацией выпускаемой продукции, приводит к созданию ситуации, которая в экономической теории получила название монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Понятие “монополистическая конкуренция” восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чем-берлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г. Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм. Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями: а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей); б) свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие баеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок); в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу); г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
|