Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В 9 классе 5 страница
Календарно-тематическое планирование 1 вариант
Класс
Наименования разделов
| Количество часов на изучение раздела
| Темы отдельных уроков
| Вид занятий (практические, количество часов)
| Виды деятельности учащихся
| Формы и методы контроля
| История литературы. «Из русской литературы 18 века». «Из зарубежной литературы 18 века».
Классицизм.
Теория литературы
|
| 1. Литературоведческие направления и школы. Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство»
|
| Знакомиться с канонами классицизма.
| | |
| 1.Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии)
Отражение в пьесе социального противоречия эпохи. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии
|
| Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии.
Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления.
Характеризовать героя зарубежной литературы
| | | | 2.РР. «Мещанин во дворянстве». Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя.
| Рр. Развернутый ответ «Характеристика г.Журдена».
| | |
| 1.М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трёх штилей»
|
| Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды
| | |
| Д.И. Фонвизин
|
|
| | | | 1.Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии).Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии.
|
| Выявлять правила комедии классицизма.
Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.
Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения, комедии как драматического жанра.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина)
| | | | 2.«Недоросль». Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии.
|
| | | | 3.РР.«Недоросль». Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения. Анализ эпизода
| РР. Анализ эпизода комедии «Недоросль» Фонвизина.
| | История литературы.Раздел «Из русской литературы 18 века».
Теория литературы
|
| | | | | Сентиментализм и его традиции.
|
| Н.М. Карамзин
|
|
| | | | 1.Сентиментализм и его традиции.
Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.
Языковая программа Н.М.Карамзина.
|
| Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей сентиментализма.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина
| | | | 2.«Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений
|
| | | | 3.«Бедная Лиза». Способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.
|
| | |
| 1.А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет»
Тема любви. Трагические чувства Желткова.
Тема для обсуждения.
|
| Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному
| | | | 2.РР. «Гранатовый браслет». Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.
| РР Развернутый ответ «Маленький» ли человек Желтков?
| | История литературы.Раздел «Из русской литературы 18 века», «Русская литература 19 века».
|
| | | | | Поэты пушкинской поры.
|
|
|
|
| | |
| 1.Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты). Многообразие тематики поэзии Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей».
|
| Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему
Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма
Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя
Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения
Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений
| | |
| 2.В.А. Жуковский.Жизнь и творчество поэта. «Светлана»
Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.
|
| | | | 2.«Невыразимое», «Море». Лирический герой романтической поэзии.
Центральные темы и образы лирики Жуковского. Своеобразие поэтического языка.
| РР. Анализ стихотворения В.Жуковского
| | |
| 1.К.Н. Батюшков.Жизнь и творчество поэта. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в элегиях.
|
| | |
| 1.Е.А. Боратынский.Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.
Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе.
|
| | Русская литература 19 века.
|
| |
|
| | |
| А.С.Пушкин
|
|
| | | | 1.А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»
Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.
Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.
|
| Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров.
Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).
Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью.
Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Характеризовать героя русской литературы разных периодов (первой половины и второй половины XIX в.).
Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в.
Характеризовать героя русской литературы XIX в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Конспектировать литературно-критическую статью
Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров.
Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).
Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью.
| | | | 2.«К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...»
Своеобразие любовной лирики поэта.
Жертвенность и благородство чувств лирического героя Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.
|
| | | | 3.Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.
«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»«Осень».
| РР. Развернутый ответ «Эволюция темы поэта и поэзии»
| | | | 4.«Капитанская дочка»
Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа.
|
| | | | 5.Формирование личности Гринева. Гринев и Швабрин.
|
| | | | 6.«Капитанская дочка». Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами».
|
| | | | 7.«Капитанская дочка». Тема русского бунта. Автор и рассказчик.
|
| |
|
| 8.Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
|
|
| | | 9.РР. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка»
| РР
| | |
| М.Ю.Лермонтов.
|
| | | | 1.М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта». Образ поэта.
|
| | | | 2.Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. «Кинжал», «Поэт», «Пророк»
|
| | | | 3.Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»
|
| | | | 4.Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва»(«В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»
|
| | | | 5.Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.
«Прощай, немытая Россия…», «Родина»
|
| | | | 6.«Мцыри»
Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова.
|
| | | | 7.Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя.
|
| | | | 8.РР.Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения
| РР
| | | | 9.РР. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермнотова.
| РР
| | |
| 1. Полугодовая контрольная работа
| | КР
| |
| Н.В.Гоголь.
| | | | | 1.Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор»
История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа.
|
| | | | 2.Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников.
|
| | | | 3.Образ Хлестакова. Приёмы создания комического
|
| | | | 4.Сатира, юмор и ирония в произведении. Н.В. Гоголь о смехе.
|
| | | | 5.«Шинель»
«Маленький человек» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою.
|
| | | | 6.РР. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.
| РР. Развернутый ответ «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич)
| | |
| Ф.М.Достоевский.
|
| | | | 1.Ф.М. Достоевский.Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди»
Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Герои в поиске выхода из одиночества.
| Проект. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?
| | | | | 2.Пространство как завязка конфликта. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.
| | |
| И.С.Тургенев.
|
| | | | 1.И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя.
«Записки охотника»
Понятие «цикл рассказов». История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.
| Проект.Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»)
| | | | 2.«Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.
| | | | 3.«Певцы». Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.
| | | | 4.«Ася»
История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Характеристика героев повести.
|
| | | | 5.РР. Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева
| РР
| | | | 6.Образ «тургеневской девушки». Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.
|
| | | | 7.Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений, ритма, языка. Авторская позиция.
|
| | |
| А.П.Чехов.
|
| | | | 1.А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья»
История человеческой жизни как основа сюжета.
|
| | | | 2.РР. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.
| РР
| |
|
| 3.«Смерть чиновника». Разоблачение трусости, угодничества. Роль художественной детали. Смысл названия.
|
|
| Влияние и взаимодействие литератур разных народов.
|
| 1.П.Засодимский. Очерк «Лесное царство» Характер зырянина. Обычаи и верования народа коми.Реальное и фольклорное в очерке.
| ЭК
|
|
|
| 1.А.Круглов. Рассказ «Месть». Нравственность главного героя. Противопоставление мира природы и человека.
| ЭК
| Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений
|
|
|
| 1.П.Столповский «Замор». Человек и враждебный мир. Взаимоотношения человека и природы. Образы Захария и молодых людей.
| ЭК
|
|
|
| 1.Смоленцев Л. Повесть «Печорские дали». (Глава «Усть-Цилемское диво».) Соблюдение традиций в Усть-Цильме. Художественный образ праздника.
| ЭК
|
| |
| РР. Развернутый ответ «Взаимоотношения человека и природы в коми литературе»
| РР
| Уметь аргументировать
свою точку зрения,
формулировать
собственное отношение
к проблеме.
| | История литературы.Раздел «Из зарубежной литературы».
Теория литературы
|
|
|
| Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных.
Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве.
Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.
Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений
| | |
| 1.Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»)
Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика
|
| | |
| У.Шекспир.
|
| | | | 1.У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены)
Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты.
|
| | | | 2.Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.
|
| | | | 3.Сонеты (по выбору учителя)
Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира
|
| | |
| 1.И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты)
Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека
|
| | | | 2.РР. «Фауст». Фауст и Мефистофель
| РР
| | |
| 1.Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец»
В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни
|
| | |
| 1.У. Голдинг. «Повелитель мух»
Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть.
|
| | | | 2.РР. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух». Развернутый ответ.
| РР. Развернутый ответ «Возможно ли создание идеального общества?»
| Уметь аргументировать
свою точку зрения,
формулировать
собственное отношение
к проблеме.
| | История литературы. Раздел «Из русской литературы 20 века»
|
| 1.К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки)
Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.
Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя
|
| Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приёмы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения
| | |
| Годовая контрольная работа.
|
| | КР
|
Календарно-тематическое планирование 2 вариант
Класс
Наименования разделов
| Количество часов на изучение раздела
| Темы отдельных уроков
| Вид занятий (практические, количество часов)
| Виды деятельности учащихся
| Формы и методы контроля
| История литературы. «Из русской литературы 18 века». «Из зарубежной литературы 18 века».
Классицизм.
Теория литературы
|
| 2.
3.
4.
5.
6.
7. Литературоведческие направления и школы. Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство»
|
|
Знакомиться с канонами классицизма.
| | |
| 1.Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии)
Отражение в пьесе социального противоречия эпохи. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии
|
| Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии.
Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления.
Характеризовать героя зарубежной литературы
| | | | 2.РР. «Мещанин во дворянстве». Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя.
| Рр. Развернутый ответ «Характеристика г.Журдена».
| | |
| Чит. лаборатория «Как определить виды комического в литературном произведении
| ЧФУОП
РР
| | | |
| 1.М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трёх штилей»
|
| Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды
| | | | 2. «Ода на день восшествия…». Ода как жанр. Особенности поэтического мастерства М.Ломоносова
| ЧФУОП
| | |
| Д.И. Фонвизин
|
|
| | | | 1.Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии).Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии.
|
| Выявлять правила комедии классицизма.
Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.
Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения, комедии как драматического жанра.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина)
| | | | 2.«Недоросль». Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии.
|
| | | | 3.РР. «Недоросль». Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения. Анализ эпизода
| РР. Анализ эпизода комедии «Недоросль» Фонвизина.
| | История литературы.Раздел «Из русской литературы 18 века».
Теория литературы
|
| | | | | Сентиментализм и его традиции
|
| 1.РР. Читательская лаборатория. Пафос литературного произведения. Способы создания пафоса в литературном произведении.
| ЧФУОП
РР
| Знать особенности сентиментализма. Характеризовать особенности жанра элегии, в поэзии сентиментализма. Выразительно читать стихотворение, характеризовать тематику, проблематику, лирического произведения, иллюстрировать примерами – аргументами изобразительность поэтического слова
| | | | 2. Сентиментализм в западноевропейской литературе. Т. Грей. «Элегия, написанная на сельском кладбище».
| ЧФУОП
| | .
|
| Н.М. Карамзин
|
|
| | | | 1.Сентиментализм и его традиции.
Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.
Языковая программа Н.М.Карамзина.
| Проект. «Бедная Лиза Н.М. Карамзина и Барышня-крестьянка А.С. Пушкина; «Сентиментализм в европейской литературе»
| Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей сентиментализма.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина.
Уметь рассказывать о писателе и его роли в истории становления и развития русской литературы, характеризовать художественный мир произведения в соотношении с особенностями метода и жанра, формулировать авторскую позицию в произведении, давать оценку месту произведения в истории развития русской литературы.
Уметь пересказывать эпизоды, аргументированно отвечать на вопрос по содержанию произведения устно, характеризовать героя,
| | | | 2.«Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений
|
| | | | 3.«Бедная Лиза». Способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.
|
| | | | 4. Защита проекта «Бедная Лиза Н.М. Карамзина и Барышня-крестьянка А.С. Пушкина», «Сентиментализм в европейской литературе»
| Защита проекта
КОУ
| | |
| 1.А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет»
Тема любви. Трагические чувства Желткова.
Тема для обсуждения.
|
| Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному
| | | | 2.РР. «Гранатовый браслет». Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали.
| РР Развернутый ответ «Маленький» ли человек Желтков?
| | |
| 1 А. Н. Радищев. «Путешествие…». Особенности творческого метода писателя.
| ЧФУОП
Проект «Мое путешествие в…». (Включить в него свои размышления по примеру А.Н. Радищева).
| Знать содержание изученных литературных произведений, изученные теоретико-литературные понятия. Использовать приобретенные знания и умения для написания развернутого ответа на литературный вопрос. Уметь защитить проект
| | | | 2. Жанровое своеобразие произведения. Художественный смысл и значение эпиграфа
| ЧФУОП
| | | | | 3.Защита проекта«Мое путешествие в…».
| Защита проекта
ЧФУОП
| | | История литературы.Раздел «Из русскойлитературы 18 века», «Русская литература 19 века».
|
| |
| | | Поэты пушкинской поры.
|
|
|
|
| | |
| 1.Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты). Многообразие тематики поэзии Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей».
|
| Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему
Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма
Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя
Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения
Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений
| | |
| 1.Романтизм как творческий метод, художественная система и литературное направление. Система жанров. Понятие романтической иронии. Э.Т.А.Гофман «Золотой горшок». Романтическая концепция мира в сказке.
| ЧФУОП
| | | | 2.Д.Г.Байрон. «Корсар».Своеобразие романтической поэмы. «Вершинная композиция».
| ЧФУОП
| | | | 3.Д.Г.Байрон. «Корсар».Понятие «байронического героя».
| ЧФУОП
| | |
| 1.Русский романтизм, его национальное своеобразие.
Бестужев-Марлинский «Страшное гадание». Романтическая концепция мира и человека. Тема любви и чести.
| ЧФУОП
| | | | 2.В.Ф.Одоевский «Последний квартет Бетховена». Образ художника в литературе русского романтизма.
| ЧФУОП
| | |
| 2.В.А. Жуковский.Жизнь и творчество поэта. «Светлана»
Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.
|
| | | | 2.«Невыразимое», «Море». Лирический герой романтической поэзии.
Центральные темы и образы лирики Жуковского. Своеобразие поэтического языка.
| РР. Анализ стихотворения В.Жуковского
| | |
| 1.К.Н. Батюшков.Жизнь и творчество поэта. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в элегиях.
|
| | |
| 1.Е.А. Боратынский.Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.
Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе.
|
| | | | КР. Контрольная работа по теме «Романтизм»
|
|
| КР
| Русская литература 19 века.
|
| |
|
| | |
| А.С.Пушкин
|
|
| | | | 1.А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»
Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.
Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.
| Проект «Типология писем в романе " Капитанская дочка"».
«Типология эпиграфов в романе А.С.Пушкина»
| Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).
Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров.
Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).
Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью.
Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Характеризовать героя русской литературы разных периодов (первой половины и второй половины XIX в.).
Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в.
Характеризовать героя русской литературы XIX в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Характеризовать романтический образ в произведении, мастерство писателя в создании художественного мира романтической поэмы. Уметь пересказывать эпизоды, аргументированно отвечать на вопрос по содержанию произведения устно, характеризовать внутренний конфликт героя, психологизм изображения героя. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Конспектировать литературно-критическую статью
Объяснять понятия «лиризм прозы», «тема любви как тема искусства», характеризовать лирическую тональность прозаического произведения, Уметь воспринимать и анализировать текст, составлять характеристику героев и средств создания их образов
| | | | 2.«К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...»
Своеобразие любовной лирики поэта.
Жертвенность и благородство чувств лирического героя Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.
|
| | | | 3.Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.
«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»«Осень».
| РР. Развернутый ответ «Эволюция темы поэта и поэзии»
| | | | 4. «Пиковая дама». Романтическое двоемирие в произведении.
| ЧФУОП
| | | | 5. Особенности характера Германна. Идейное звучание произведения «Пиковая дама»
| ЧФУОП
| | | | 6 РР. Развернутый ответ на вопрос по «Пиковой даме» А.С.Пушкина.
| ЧФУОП
РР
| | | | 7.«Капитанская дочка»
Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа.
|
| | | | 8.Формирование личности Гринева. Гринев и Швабрин.
| .
| | | | 9.РР.Чит.лаборатория. Как научиться сравнивать литературных героев.
| ЧФУОП
РР. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.
| | | | 10.«Капитанская дочка». Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами».
|
| | | | 11.«Капитанская дочка». Тема русского бунта. Автор и рассказчик.
|
| |
|
| 12.Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
|
|
| | | 13.РР. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка»
| РР
| | | | 14.Защита проекта «Типология писем в романе " Капитанская дочка"».
«Типология эпиграфов в романе А.С.Пушкина»
| ЧФУОП
Защита проекта
| | |
| М.Ю.Лермонтов.
|
| | | | 1.М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта». Образ поэта.
|
| | | | 2.Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. «Кинжал», «Поэт», «Пророк»
|
| | | | 3.Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»
|
| | | | 4.Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва»(«В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»
|
| | | | 5.Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.
«Прощай, немытая Россия…», «Родина»
|
| | | | 6.«Мцыри»
Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова.
|
| | | | 7.Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя.
|
| | | | 8.РР.Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения
| РР
| | | | 9. Поэма «Демон». Философский смысл поэмы. Образ Демона и Тамары.
| ЧФУОП
| | | | 10. Поэма «Демон». Проблема добра и зла, свободы личности, поисков гармонии.
| ЧФУОП
| | | | 11. Чит.лаборатория. Как охарактеризовать внутренний конфликт героя (по произведениям М.Ю.Лермонтова)
| ЧФУОП
РР
| | | | 12.РР. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермнотова.
| РР
| | |
| 2. Полугодовая контрольная работа
| | КР
| |
| Н.В.Гоголь.
| | | | | 1.Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор»
История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа.
| Проект «Н.В. Гоголь «Мы ставим «Ревизор»»
| | | | 2. РР.Чит.лаборатория. Как охарактеризовать систему образов в художественном произведении.
| ЧФУОП
РР
| | | | 3.Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников.
|
| | | | 4.Образ Хлестакова. Приёмы создания комического
|
| | | | 5.Сатира, юмор и ирония в произведении. Н.В. Гоголь о смехе.
|
| | | | 6.«Шинель»
«Маленький человек» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою.
|
| | | | 7.РР. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала.
| РР. Развернутый ответ «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич)
| | | | 8.Защита проекта «Н.В. Гоголь «Мы ставим «Ревизор»»
| ЧФУОП
Защита проекта
| | |
| Ф.М. Достоевский.
|
| | | | 1.Ф.М. Достоевский.Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди»
Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Герои в поиске выхода из одиночества.
| Проект. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?
| | | | | 2.Пространство как завязка конфликта. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.
| | |
| И.С.Тургенев.
|
| | | | 1.И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя.
«Записки охотника»
Понятие «цикл рассказов». История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений.
| Проект. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д. И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»)
| | | | 2.«Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.
| | | | 3.«Певцы». Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.
| | | | 4.«Ася»
История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Характеристика героев повести.
|
| | | | 5.РР. Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева
| РР
| | | | 6.Образ «тургеневской девушки». Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.
|
| | |
| 7.Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений, ритма, языка. Авторская позиция.
1. Л.Н.Толстой «Холстомер». Философский смысл, композиция произведения.
| ЧФУОП
| Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, работа над определением творческого метода писателя
Уметь определять развитие темы «маленького человека» в русской реалистической литературе, характеризовать своеобразие авторской позиции
| | | | | 2. Л.Н.Толстой «Холстомер». Особенности реализма Л.Н.Толстого.
| ЧФУОП
| | |
| А.П.Чехов.
|
| | | | 1.А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья»
История человеческой жизни как основа сюжета.
|
| | | | 2.РР. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.
| РР
| Сопоставлять героев
|
|
|
| 3.«Смерть чиновника». Разоблачение трусости, угодничества. Роль художественной детали. Смысл названия.
|
|
|
| Влияние и взаимодействие литератур разных народов.
|
| 1.П.Засодимский. Очерк «Лесное царство» Характер зырянина. Обычаи и верования народа коми. Реальное и фольклорное в очерке.
| ЭК
| Определять авторскую позицию в произведении; дать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение; определять жанр произведений, сделать самостоятельный устный доклад на заданную тему;
|
|
|
| 1.А.Круглов. Рассказ «Месть». Нравственность главного героя. Противопоставление мира природы и человека.
| ЭК
|
|
|
| 1.П.Столповский «Замор». Человек и враждебный мир. Взаимоотношения человека и природы. Образы Захария и молодых людей.
| ЭК
|
|
|
| 1.Смоленцев Л. Повесть «Печорские дали». (Глава «Усть-Цилемское диво».) Соблюдение традиций в Усть-Цильме. Художественный образ праздника.
| ЭК
|
| |
| РР. Развернутый ответ «Взаимоотношения человека и природы в коми литературе»
| РР
| Строить развернутый ответ на поставленный вопрос
| | История литературы. Раздел «Из зарубежной литературы».
Теория литературы
|
|
|
|
| | |
| 1.Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»)
Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика
|
|
Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных.
Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве.
Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.
Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений
Знать понятие «Символизм», «неоромантизм». Уметь аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно); цитировать художественное произведение
Уметь объяснять смысл понятий, самостоятельно отвечать на вопросы учебника к тексту, создавать отзыв о прочитанном произведении
| | |
| У.Шекспир.
|
| | | | 1.У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены)
Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты.
|
| | | | 2.Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.
|
| | | | 3.РР.Читательская лаборатория. «КАК научиться характеризовать «трагическое» в литературе».
| ЧФУОП
РР
| | | | 4. Сонеты (по выбору учителя)
Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира
|
| | |
| 1.Вольтер. «Кандид, или Оптимизм».Художественное и идейное своеобразие философской повести.
| ЧФУОП
| | | | 2. Особенности сатиры Вольтера.
| ЧФУОП
| | | |
|
| | |
| 1.И.-В. Гёте. «Фауст»
Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека
| Проект. И. В. Гете «Добро и Зло – две бесконечные стихии в душе человека» (по трагедии И. В.Гете «Фауст»)
| | | | 2. Образ Фауста и смысл его конфликта с Мефистофелем.
| РР
| | | | 3.РР. Фауст как один из вечных образов.
| ЧФУОП
РР
| | |
| 1. О.де Бальзак «Гобсек». Особенности композиции новеллы. Роль рамочного повествования.
| ЧФУОП
| | | | 2. «Философия денег» в новелле.
| ЧФУОП
| | |
| 1. Понятие о символизме и неоромантизме. О.Уайльд «Соловей и роза». Символика сказки. Её философское и нравственное звучание.
| ЧФУОП
| | |
| 1.Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец»
В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни
|
| | |
| 1.У. Голдинг. «Повелитель мух»
Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть.
|
| | | | 2.РР. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух». Развернутый ответ.
| РР. Развернутый ответ «Возможно ли создание идеального общества?»
| Уметь аргументировать
свою точку зрения, формулироватьсобственное отношениек проблеме.
| | История литературы.Раздел «Из русской литературы 20 века»
|
|
| | | | 1
| 1.М.Горький «Песня о соколе». Особенности художественного конфликта и героический пафос «Песни…».
| ЧФУОП
| Выявлять характерные для произведений русской литературы XX в. темы, образы и приёмы изображения человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения
| | |
| 1.К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки)
Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.
Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя
|
| | |
| 1. В.М.Шукшин «Охота жить». Особенности построения сюжета.
| ЧФУОП
| Характеризовать конфликт героев новеллы, определять их нравственную позицию, формулировать авторское отношение к событиям, объяснять смысл названия новеллы
| | | | 2. Этическое звучание новеллы. Авторская позиция писателя.
| ЧФУОП
| | |
| Годовая контрольная работа.
|
| Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия Уметь отвечать на
заданные вопросы
| КР
|
|