Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В 9 классе 5 страница






Календарно-тематическое планирование 1 вариант

Класс

Наименования разделов Количество часов на изучение раздела Темы отдельных уроков Вид занятий (практические, количество часов) Виды деятельности учащихся Формы и методы контроля
История литературы. «Из русской литературы 18 века». «Из зарубежной литературы 18 века». Классицизм. Теория литературы   1. Литературоведческие направления и школы. Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство»   Знакомиться с канонами классицизма.  
    1.Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии) Отражение в пьесе социального противоречия эпохи. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии   Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления. Характеризовать героя зарубежной литературы  
    2.РР. «Мещанин во дворянстве». Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Рр. Развернутый ответ «Характеристика г.Журдена».  
    1.М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трёх штилей»   Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды  
    Д.И. Фонвизин      
    1.Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии).Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии.   Выявлять правила комедии классицизма. Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма. Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения, комедии как драматического жанра. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина)  
    2.«Недоросль». Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии.    
    3.РР.«Недоросль». Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения. Анализ эпизода РР. Анализ эпизода комедии «Недоросль» Фонвизина.  
История литературы.Раздел «Из русской литературы 18 века». Теория литературы          
Сентиментализм и его традиции.   Н.М. Карамзин      
    1.Сентиментализм и его традиции. Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик. Языковая программа Н.М.Карамзина.   Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей сентиментализма. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина  
    2.«Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений    
    3.«Бедная Лиза». Способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.    
    1.А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет» Тема любви. Трагические чувства Желткова. Тема для обсуждения.   Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному  
    2.РР. «Гранатовый браслет». Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали. РР Развернутый ответ «Маленький» ли человек Желтков?  
История литературы.Раздел «Из русской литературы 18 века», «Русская литература 19 века».          
Поэты пушкинской поры.          
    1.Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты). Многообразие тематики поэзии Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей».   Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений  
    2.В.А. Жуковский.Жизнь и творчество поэта. «Светлана» Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.    
    2.«Невыразимое», «Море». Лирический герой романтической поэзии. Центральные темы и образы лирики Жуковского. Своеобразие поэтического языка. РР. Анализ стихотворения В.Жуковского  
    1.К.Н. Батюшков.Жизнь и творчество поэта. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в элегиях.    
    1.Е.А. Боратынский.Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе.      
Русская литература 19 века.          
    А.С.Пушкин      
    1.А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар» Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина. Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.   Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров. Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Характеризовать героя русской литературы разных периодов (первой половины и второй половины XIX в.). Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в. Характеризовать героя русской литературы XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью     Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров. Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью.  
    2.«К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...» Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.    
    3.Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта. «Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»«Осень». РР. Развернутый ответ «Эволюция темы поэта и поэзии»  
    4.«Капитанская дочка» Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа.    
    5.Формирование личности Гринева. Гринев и Швабрин.    
    6.«Капитанская дочка». Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами».    
    7.«Капитанская дочка». Тема русского бунта. Автор и рассказчик.    
    8.Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.    
    9.РР. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка» РР  
    М.Ю.Лермонтов.    
    1.М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта». Образ поэта.    
    2.Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. «Кинжал», «Поэт», «Пророк»    
    3.Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»    
    4.Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва»(«В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»    
    5.Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России. «Прощай, немытая Россия…», «Родина»    
    6.«Мцыри» Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова.    
    7.Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя.    
    8.РР.Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения РР  
    9.РР. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермнотова. РР  
    1. Полугодовая контрольная работа   КР
    Н.В.Гоголь.    
    1.Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор» История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа.    
    2.Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников.    
    3.Образ Хлестакова. Приёмы создания комического    
    4.Сатира, юмор и ирония в произведении. Н.В. Гоголь о смехе.    
    5.«Шинель» «Маленький человек» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою.    
    6.РР. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала. РР. Развернутый ответ «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич)  
    Ф.М.Достоевский.      
    1.Ф.М. Достоевский.Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди» Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Герои в поиске выхода из одиночества. Проект. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?  
 
    2.Пространство как завязка конфликта. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.  
    И.С.Тургенев.    
    1.И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника» Понятие «цикл рассказов». История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений. Проект.Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»)  
    2.«Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.  
    3.«Певцы». Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.  
    4.«Ася» История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Характеристика героев повести.    
    5.РР. Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева РР  
    6.Образ «тургеневской девушки». Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.    
    7.Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений, ритма, языка. Авторская позиция.    
    А.П.Чехов.    
    1.А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья» История человеческой жизни как основа сюжета.    
    2.РР. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах. РР  
    3.«Смерть чиновника». Разоблачение трусости, угодничества. Роль художественной детали. Смысл названия.    
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.П.Засодимский. Очерк «Лесное царство» Характер зырянина. Обычаи и верования народа коми.Реальное и фольклорное в очерке. ЭК  
    1.А.Круглов. Рассказ «Месть». Нравственность главного героя. Противопоставление мира природы и человека. ЭК Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений  
    1.П.Столповский «Замор». Человек и враждебный мир. Взаимоотношения человека и природы. Образы Захария и молодых людей. ЭК  
    1.Смоленцев Л. Повесть «Печорские дали». (Глава «Усть-Цилемское диво».) Соблюдение традиций в Усть-Цильме. Художественный образ праздника. ЭК  
    РР. Развернутый ответ «Взаимоотношения человека и природы в коми литературе» РР Уметь аргументировать свою точку зрения, формулировать собственное отношение к проблеме.  
История литературы.Раздел «Из зарубежной литературы». Теория литературы       Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных. Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве. Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений  
    1.Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад») Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика    
    У.Шекспир.    
    1.У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены) Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты.    
    2.Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.    
    3.Сонеты (по выбору учителя) Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира    
    1.И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты) Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека    
    2.РР. «Фауст». Фауст и Мефистофель РР  
    1.Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец» В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни    
    1.У. Голдинг. «Повелитель мух» Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть.    
    2.РР. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух». Развернутый ответ. РР. Развернутый ответ «Возможно ли создание идеального общества?» Уметь аргументировать свою точку зрения, формулировать собственное отношение к проблеме.  
История литературы. Раздел «Из русской литературы 20 века»   1.К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки) Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок. Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя   Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романти­чес­кими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения  
    Годовая контрольная работа.     КР

 

Календарно-тематическое планирование 2 вариант

Класс

Наименования разделов Количество часов на изучение раздела Темы отдельных уроков Вид занятий (практические, количество часов) Виды деятельности учащихся Формы и методы контроля
История литературы. «Из русской литературы 18 века». «Из зарубежной литературы 18 века». Классицизм. Теория литературы   2. 3. 4. 5. 6. 7. Литературоведческие направления и школы. Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство»     Знакомиться с канонами классицизма.  
    1.Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии) Отражение в пьесе социального противоречия эпохи. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии   Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления. Характеризовать героя зарубежной литературы  
    2.РР. «Мещанин во дворянстве». Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Рр. Развернутый ответ «Характеристика г.Журдена».  
    Чит. лаборатория «Как определить виды комического в литературном произведении ЧФУОП РР    
    1.М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Теория трёх штилей»   Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды  
    2. «Ода на день восшествия…». Ода как жанр. Особенности поэтического мастерства М.Ломоносова ЧФУОП  
    Д.И. Фонвизин      
    1.Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии).Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии.   Выявлять правила комедии классицизма. Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма. Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения, комедии как драматического жанра. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина)  
    2.«Недоросль». Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии.    
    3.РР. «Недоросль». Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения. Анализ эпизода РР. Анализ эпизода комедии «Недоросль» Фонвизина.  
История литературы.Раздел «Из русской литературы 18 века». Теория литературы          
Сентиментализм и его традиции   1.РР. Читательская лаборатория. Пафос литературного произведения. Способы создания пафоса в литературном произведении. ЧФУОП РР Знать особенности сентиментализма. Характеризовать особенности жанра элегии, в поэзии сентиментализма. Выразительно читать стихотворение, характеризовать тематику, проблематику, лирического произведения, иллюстрировать примерами – аргументами изобразительность поэтического слова  
    2. Сентиментализм в западноевропейской литературе. Т. Грей. «Элегия, написанная на сельском кладбище». ЧФУОП  
.   Н.М. Карамзин      
    1.Сентиментализм и его традиции. Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик. Языковая программа Н.М.Карамзина. Проект. «Бедная Лиза Н.М. Карамзина и Барышня-крестьянка А.С. Пушкина; «Сентиментализм в европейской литературе» Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей сентиментализма. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина. Уметь рассказывать о писателе и его роли в истории становления и развития русской литературы, характеризовать художественный мир произведения в соотношении с особенностями метода и жанра, формулировать авторскую позицию в произведении, давать оценку месту произведения в истории развития русской литературы. Уметь пересказывать эпизоды, аргументированно отвечать на вопрос по содержанию произведения устно, характеризовать героя,  
    2.«Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений    
    3.«Бедная Лиза». Способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы.    
    4. Защита проекта «Бедная Лиза Н.М. Карамзина и Барышня-крестьянка А.С. Пушкина», «Сентиментализм в европейской литературе» Защита проекта КОУ    
    1.А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет» Тема любви. Трагические чувства Желткова. Тема для обсуждения.   Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному  
    2.РР. «Гранатовый браслет». Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали. РР Развернутый ответ «Маленький» ли человек Желтков?  
    1 А. Н. Радищев. «Путешествие…». Особенности творческого метода писателя. ЧФУОП Проект «Мое путешествие в…». (Включить в него свои размышления по примеру А.Н. Радищева). Знать содержание изученных литературных произведений, изученные теоретико-литературные понятия. Использовать приобретенные знания и умения для написания развернутого ответа на литературный вопрос. Уметь защитить проект  
    2. Жанровое своеобразие произведения. Художественный смысл и значение эпиграфа ЧФУОП    
    3.Защита проекта«Мое путешествие в…». Защита проекта ЧФУОП    
История литературы.Раздел «Из русскойлитературы 18 века», «Русская литература 19 века».          
Поэты пушкинской поры.          
    1.Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты). Многообразие тематики поэзии Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение системы «трёх штилей».   Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений  
    1.Романтизм как творческий метод, художественная система и литературное направление. Система жанров. Понятие романтической иронии. Э.Т.А.Гофман «Золотой горшок». Романтическая концепция мира в сказке. ЧФУОП  
    2.Д.Г.Байрон. «Корсар».Своеобразие романтической поэмы. «Вершинная композиция». ЧФУОП  
    3.Д.Г.Байрон. «Корсар».Понятие «байронического героя». ЧФУОП  
    1.Русский романтизм, его национальное своеобразие. Бестужев-Марлинский «Страшное гадание». Романтическая концепция мира и человека. Тема любви и чести. ЧФУОП  
    2.В.Ф.Одоевский «Последний квартет Бетховена». Образ художника в литературе русского романтизма. ЧФУОП  
    2.В.А. Жуковский.Жизнь и творчество поэта. «Светлана» Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера.    
    2.«Невыразимое», «Море». Лирический герой романтической поэзии. Центральные темы и образы лирики Жуковского. Своеобразие поэтического языка. РР. Анализ стихотворения В.Жуковского  
    1.К.Н. Батюшков.Жизнь и творчество поэта. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в элегиях.    
    1.Е.А. Боратынский.Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе.      
    КР. Контрольная работа по теме «Романтизм»     КР
Русская литература 19 века.          
    А.С.Пушкин      
    1.А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар» Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина. Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг. Проект «Типология писем в романе " Капитанская дочка"». «Типология эпиграфов в романе А.С.Пушкина»   Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров. Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Характеризовать героя русской литературы разных периодов (первой половины и второй половины XIX в.). Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в. Характеризовать героя русской литературы XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).   Характеризовать романтический образ в произведении, мастерство писателя в создании художественного мира романтической поэмы. Уметь пересказывать эпизоды, аргументированно отвечать на вопрос по содержанию произведения устно, характеризовать внутренний конфликт героя, психологизм изображения героя. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью   Объяснять понятия «лиризм прозы», «тема любви как тема искусства», характеризовать лирическую тональность прозаического произведения, Уметь воспринимать и анализировать текст, составлять характеристику героев и средств создания их образов  
    2.«К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...» Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.    
    3.Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта. «Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»«Осень». РР. Развернутый ответ «Эволюция темы поэта и поэзии»  
    4. «Пиковая дама». Романтическое двоемирие в произведении. ЧФУОП  
    5. Особенности характера Германна. Идейное звучание произведения «Пиковая дама» ЧФУОП  
    6 РР. Развернутый ответ на вопрос по «Пиковой даме» А.С.Пушкина. ЧФУОП РР  
    7.«Капитанская дочка» Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа.    
    8.Формирование личности Гринева. Гринев и Швабрин. .  
    9.РР.Чит.лаборатория. Как научиться сравнивать литературных героев. ЧФУОП РР. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.  
    10.«Капитанская дочка». Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами».    
    11.«Капитанская дочка». Тема русского бунта. Автор и рассказчик.    
    12.Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.    
    13.РР. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка» РР  
    14.Защита проекта «Типология писем в романе " Капитанская дочка"». «Типология эпиграфов в романе А.С.Пушкина» ЧФУОП Защита проекта  
    М.Ю.Лермонтов.    
    1.М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта». Образ поэта.    
    2.Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. «Кинжал», «Поэт», «Пророк»    
    3.Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»    
    4.Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва»(«В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»    
    5.Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России. «Прощай, немытая Россия…», «Родина»    
    6.«Мцыри» Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова.    
    7.Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя.    
    8.РР.Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения РР  
    9. Поэма «Демон». Философский смысл поэмы. Образ Демона и Тамары. ЧФУОП  
    10. Поэма «Демон». Проблема добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. ЧФУОП  
    11. Чит.лаборатория. Как охарактеризовать внутренний конфликт героя (по произведениям М.Ю.Лермонтова) ЧФУОП РР  
    12.РР. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермнотова. РР  
    2. Полугодовая контрольная работа   КР
    Н.В.Гоголь.    
    1.Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор» История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Проект «Н.В. Гоголь «Мы ставим «Ревизор»»  
    2. РР.Чит.лаборатория. Как охарактеризовать систему образов в художественном произведении. ЧФУОП РР  
    3.Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников.    
    4.Образ Хлестакова. Приёмы создания комического    
    5.Сатира, юмор и ирония в произведении. Н.В. Гоголь о смехе.    
    6.«Шинель» «Маленький человек» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою.    
    7.РР. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала. РР. Развернутый ответ «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич)  
    8.Защита проекта «Н.В. Гоголь «Мы ставим «Ревизор»» ЧФУОП Защита проекта  
    Ф.М. Достоевский.      
    1.Ф.М. Достоевский.Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди» Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Герои в поиске выхода из одиночества. Проект. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?  
 
    2.Пространство как завязка конфликта. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр.  
    И.С.Тургенев.    
    1.И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника» Понятие «цикл рассказов». История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений. Проект. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д. И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»)  
    2.«Бирюк». Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому.  
    3.«Певцы». Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.  
    4.«Ася» История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Характеристика героев повести.    
    5.РР. Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева РР  
    6.Образ «тургеневской девушки». Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль.    
    7.Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности идейно-эмоционального содержания стихотворений, ритма, языка. Авторская позиция. 1. Л.Н.Толстой «Холстомер». Философский смысл, композиция произведения. ЧФУОП Формирование т-л базы, понимание образной природы словесного искусства, выражение своего отношения к прочитанному, выделять и формулировать идею, тему, проблематику изучаемого произведения, работа над определением творческого метода писателя Уметь определять развитие темы «маленького человека» в русской реалистической литературе, характеризовать своеобразие авторской позиции  
 
    2. Л.Н.Толстой «Холстомер». Особенности реализма Л.Н.Толстого. ЧФУОП  
    А.П.Чехов.    
    1.А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья» История человеческой жизни как основа сюжета.    
    2.РР. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах. РР Сопоставлять героев  
    3.«Смерть чиновника». Разоблачение трусости, угодничества. Роль художественной детали. Смысл названия.      
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   1.П.Засодимский. Очерк «Лесное царство» Характер зырянина. Обычаи и верования народа коми. Реальное и фольклорное в очерке. ЭК Определять авторскую позицию в произведении; дать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение; определять жанр произведений, сделать самостоятельный устный доклад на заданную тему;    
    1.А.Круглов. Рассказ «Месть». Нравственность главного героя. Противопоставление мира природы и человека. ЭК  
    1.П.Столповский «Замор». Человек и враждебный мир. Взаимоотношения человека и природы. Образы Захария и молодых людей. ЭК  
    1.Смоленцев Л. Повесть «Печорские дали». (Глава «Усть-Цилемское диво».) Соблюдение традиций в Усть-Цильме. Художественный образ праздника. ЭК  
    РР. Развернутый ответ «Взаимоотношения человека и природы в коми литературе» РР Строить развернутый ответ на поставленный вопрос  
История литературы. Раздел «Из зарубежной литературы». Теория литературы          
    1.Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад») Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика     Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных. Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве. Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений Знать понятие «Символизм», «неоромантизм». Уметь аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно); цитировать художественное произведение Уметь объяснять смысл понятий, самостоятельно отвечать на вопросы учебника к тексту, создавать отзыв о прочитанном произведении    
    У.Шекспир.    
    1.У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены) Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты.    
    2.Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен.    
    3.РР.Читательская лаборатория. «КАК научиться характеризовать «трагическое» в литературе». ЧФУОП РР  
    4. Сонеты (по выбору учителя) Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира    
    1.Вольтер. «Кандид, или Оптимизм».Художественное и идейное своеобразие философской повести. ЧФУОП  
    2. Особенности сатиры Вольтера. ЧФУОП  
         
    1.И.-В. Гёте. «Фауст» Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека Проект. И. В. Гете «Добро и Зло – две бесконечные стихии в душе человека» (по трагедии И. В.Гете «Фауст»)    
    2. Образ Фауста и смысл его конфликта с Мефистофелем. РР  
    3.РР. Фауст как один из вечных образов. ЧФУОП РР  
    1. О.де Бальзак «Гобсек». Особенности композиции новеллы. Роль рамочного повествования. ЧФУОП  
    2. «Философия денег» в новелле. ЧФУОП  
    1. Понятие о символизме и неоромантизме. О.Уайльд «Соловей и роза». Символика сказки. Её философское и нравственное звучание. ЧФУОП  
    1.Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец» В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни    
    1.У. Голдинг. «Повелитель мух» Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть.    
    2.РР. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух». Развернутый ответ. РР. Развернутый ответ «Возможно ли создание идеального общества?» Уметь аргументировать свою точку зрения, формулироватьсобственное отношениек проблеме.  
История литературы.Раздел «Из русской литературы 20 века»          
1 1.М.Горький «Песня о соколе». Особенности художественного конфликта и героический пафос «Песни…». ЧФУОП Выявлять характерные для произведений русской литературы XX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения  
    1.К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки) Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок. Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя    
    1. В.М.Шукшин «Охота жить». Особенности построения сюжета. ЧФУОП Характеризовать конфликт героев новеллы, определять их нравственную позицию, формулировать авторское отношение к событиям, объяснять смысл названия новеллы  
    2. Этическое звучание новеллы. Авторская позиция писателя. ЧФУОП  
    Годовая контрольная работа.   Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия Уметь отвечать на заданные вопросы КР

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал