Календарно-тематическое планирование 1 вариант
5 класс
| |
Наименования разделов
| Количество часов на изучение раздела
| Темы отдельных уроков
| Вид занятий (практические, количество часов)
| Виды деятельности учащихся
| Формы и методы контроля
| |
| | 1.Роль литературы в жизни человека
| | | | |
Устное народное творчество - фольклор.
|
| |
| | | |
| | 1.Фольклор. Малые жанры фольклора.
Небылицы, загадки.
|
| Различать пословицы и поговорки. Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях
| | |
| | 2. Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.Коми пословицы и поговорки
| ЭК
| | |
| | 3. РР Конкурс творческих работ
| РР
| | | |
| | 4.Народные сказки
Виды народных сказок Сказка как жанр фольклора.
|
| Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.
Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Инсценировать одну из сказок о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы)
Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение
| | |
| | 5.Волшебные сказки. «Царевна-лягушка»
|
| | |
| | 6.Бытовые сказки. «Каша из топора».
|
| | |
| | 7.Сказки о животных «Кот и лиса»
|
| | |
| | 8.РР Подготовка к сочинению. Сочинение сказки.
| РР
| | |
| | Мифы
| | | |
| | 9.Мифы Древней Греции
|
| | |
| | 10.Дельфы. Боги свои и боги чужие
|
| | |
| | 11.Проектная работа. Презентация. О мифах Древней Греции, славянских божествах.
| Проект
| Работа над коллективным(индивидуальным) проектом
| | |
Раздел «Из русской литературы 19 века»
Басни
|
| И.А.Крылов
| | | | |
| | 1 Басня как жанр литературы. О жизни и творчестве И. А. Крылова. Крылатые выражения из басен.
|
| Выразительно читать басни. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.
Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И.А. Крылова, Эзопа, Лафонтена.
| | |
| | 2. Басня «Свинья под дубом».Аллегорический смысл басни.
|
| | |
| | 3.Басня «Демьянова уха».Особенности языка басен.
|
| | |
| | 5. Басня «Волк на псарне». Историческая основа басни.
|
| | |
| | 5 Вн. чт.Басни Эзопаи Лафонтена.
|
| | |
| | 6 РР Инсценирование басен. Чтение по ролям, исполнение по ролям
| РР
| Развитие творческого воображения, обогащение речи учащегося, демонстрация творческих способностей
| | |
| | 7 Защита проектов, презентаций.
Темы: «Крылов-баснописец», «Что такое басня», «Звери мои за меня говорят» (о героях басен), «Известные баснописцы», «Сочиняем басню»
| Защита проекта
| Отработать выразительное чтение басен, исполнительское мастерство, умение публичного выступления (грамотная и выразительная речь)
| | |
Раздел «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века»
|
| | |
| | |
Литературная сказка
|
| 1 Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.
|
| Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Проводить диспут. Учить наизусть одно из авторских отступлений
| | |
|
| А.С.Пушкин
| | | |
| | 1.О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».
|
| | |
| | 2.РР Чтение фрагментов поэмы наизусть.
| РР
| | |
| | 3.Песнь первая. Образы богатырей. Встреча Руслана с финном.
|
| | |
| | 4.Песнь 2, 3. Образ Людмилы.
|
| | |
| | 5.Песнь 3. Встреча витязя с головой.
|
| | |
| | 6.Песни 4, 5, 6. Финал поэмы. Поэма и сказка
|
| | |
| | 7.РР Подготовка характеристики героя.
| РР
| Уметь характеризовать героя произведения по плану:
1. Представление героя, его портрет
2. Рассказ о качествах характера, подкрепленный текстом, или описание эпизодов, в которых ярко проявились черты характера героя
3. Авторская характеристика
Отношение учащегося к герою
| | |
| | 8. РР. Редактирование работ учащихся
| РР
| | |
|
| Х.К.Андерсен
| | | | |
| | 1.Х.К.Андерсен
Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева».
|
| Знать своеобразие Андерсена-сказочника.
Оценивать выразительность художественного языка автора. Определять главную идею произведения и показывать особенности её проявления в литературной сказке. Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.
Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.
| | |
| | 2.Тема самопожертвования ради ближнего в сказке. Мальчик и девочка.
|
| | |
| | 3. Снежная королева как символ бездушия и порабощения.
|
| | |
| | 4.Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом
|
| | |
| | 5.Выражение авторского отношения к героям в их портретах.
|
| | |
| | 6.РР. Поспорим о героях сказки «Снежная королева»
| РР
| Уметь вести диспут, слушать оппонентов. Высказывать свое отношение к прочитанному, определять тему и основную мысль произведения
| | |
|
| В.Бажов
| | | | |
| | 1.О жизни и творчестве В.Бажова. Особенности сказа как литературного жанра.
|
| Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.Подобрать материалы для биографии с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
| | |
| | 2.«Синюшкин колодец». Композиция сказки.
| | | |
| | 3.«Синюшкин колодец».Образ Синюшки. Образы Ильи и Кузьки Двоерылко.
|
| | |
| | 4.Вн.чт. Сказы «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка
| | | |
|
| А.П.Платонов.
| | | | |
| | 1.А.П.Платонов. Сведения о писателе. Жанровые и композиционныеособенности сказки-были «Солдат и царица»
|
| Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки-были. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения
| | |
| | 2РР Портретная и сравнительная характеристика героев сказки-были «Солдат и царица».
| РР
| Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.
| | |
| | 3. «Цветок на земле». Сказочное и реальное в сюжете произведения.
| | | |
|
| В.Г.Губарев
| | | | |
| | 1.О жизни и творчестве В.Г.Губарева. Повесть-сказка «Королевство кривых зеркал».
|
| Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения. Писать сочинение на заданную тему («Образ зеркала в народных и литературных сказках»)
| | |
| | 2.Жители королевства кривых зеркал кривых зеркал»
|
| | |
| | 3.Образ Оли и Яло. Борьба за справедливость.
|
| | |
| | 4-5. Полугодовая контрольная работа
(Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки? Тест)
| | Письменный ответ на проблемный вопрос, тестирование.
| КР
| |
Раздел «ИЗ русской литературы 20 века»
|
| | | | | |
От сказки к фантастике
|
| 1.К.Жаков «Гулень на небе». Осознание героем роли труда. Познание смысла человеческой жизни.
| ЭК
| Поиск незнакомых слов. Оценивать выразительность художественного языка автора. Определять главную идею произведения и показывать особенности её проявления в литературной сказке. Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности
| | |
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.
| | 2.И.Изъюров «Сказка колечко Бурморта».Высокая нравственность, великодушие и доброта главной героини в сказке
| ЭК
| | |
| | 3.А. Клейн.Сказка «Волшебный камень и книга Белой Совы». Особенности повествования в сказке.книги мудрости. Идея доброты, взаимопомощи, жизни во имя будущего.
| ЭК
| | |
|
| Е.Л. Шварц
| | | | |
| | 1.О жизни и творчестве Е.Л. Шварца. «Сказка о потерянном времени».Сказочный образ потерянного времени и его поиск.
|
| Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки
Пересказывать литературное произведение. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме
| | |
| | 2.Приключения героев сказки. Фантастическое и реальное в сказке.
|
| | |
| | 3.Петя Зубов до и после превращения: обучение портретной и сравнительной характеристике героя
|
| | |
| | 4.Обобщение раздела «Истоки литературы. Фольклор».
|
| Выявлять отличие литературы от фольклора, пересказывать определение терминов, сравнивать литературную и фольклорную сказки
| | |
Разделы «Из русской литературы 19-20 века», «Из зарубежной литературы», «Из литературы народов России».
Теория литературы
|
|
|
| | | |
Среди ровесников.
|
| Л.Н.Толстой
| |
Определять роль главного события новеллы, определять приемы выражения авторского отношения к герою и событию, пересказывать новеллу или эпизод, определять тему, основную мысль, характеризовать образ героя, сравнивать героев.
| | |
| | 1.«Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Жилин и Дина.
| | |
|
|
| |
| | 2.Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев
| | | |
| | 3 .РР.Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»: — Друзья и враги пленного Жилина. — Жилин и Костылин: разные судьбы.
| РР
| | |
|
| Н.А.Некрасов
| | | | |
| | 1.Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ поэтического произведения
|
| Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев. Выразительно читать стихотворение. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции
| | |
| | 2.Образы крестьянских детей. Характеристика героев
|
| | |
| | 3.Авторское размышление о радостях и горестях детей
|
| | |
|
| Марк Твен.
| | | | |
| | 1.О жизни и творчестве Марка Твена. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)Лучшие черты Тома Сойера.
|
| Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии. Писать сочинение-размышление
| | |
| | 2.Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер.
|
| | |
| | 3.Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.
|
| | |
|
| В.Г.Короленко.
| | | | |
| | 1.В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Обучение аналитическому чтению.
|
| Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту
Определять основные линии сюжета повести. Показывать, с помощью каких художественных средств формируется образ главного героя.
| | |
| | 2.Мальчик и природа. Мальчик и музыка.
Дружба Петруся с Эвелиной
|
| | |
| | 3.РР Сочинение-описание (характеристика героя) или рассуждение (ответ на проблемный вопрос)
| РР
| Учиться писать сочинение на литературную тему: соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение); основную часть строить
как характеристику героя (как систему оце-
нок героя на основе использования приемов характеристики); оформлять сочинение как законченное высказывание (соответствие теме и коммуникативному за
мыслу, смысловая и речевая связность частей, абзацное членение высказывания в жанре сочинения)
| | |
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.
|
| 1.Е.Габова «Гришуня на планете Лохматиков».Самостоятельный поиск Гришуней жизненного пути.
| ЭК
| | | |
|
| И.С.Шмелев
| | | | |
| | 1.О жизни и творчестве И.С.Шмелева. Автобиографическая повесть «Лето Господне». Глава «Чистый понедельник»
|
| Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, авторская оценка) Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
| | |
| | 2.Глава «Благовещенье» Рождение религиозного чувства у ребенка.
|
| | |
| | 3.Глава «Пасха». Внутренний мир ребенка.
|
| | |
|
| М.Карим
| | | | |
| | 1.М.Карим «Радость нашего дома». Ямиль и Оксана
|
| Знать средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)
Читать избранные главы и составлять сюжетный план, используя цитаты — ключевые словосочетания — в качестве пунктов плана
| | |
| | 2.Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды
|
| | |
| | 3.Война как воплощение зла в произведении М. Карима «Радость нашего дома»
|
| | |
| | 4.РР Сочинение-размышление на предложенную тему
| РР
| Учиться писать сочинение на литературную тему: соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение); основную часть строить
как характеристику героя (как систему оценок героя на основе использования приемов характеристики); оформлять сочинение как законченное высказывание (соответствие теме и коммуникативному замыслу, смысловая и речевая связность частей, абзацное членение высказывания в жанре сочинения)
| | |
|
| Ю.Казаков
| | | | |
| | 1.О жизни и творчестве Ю.Казакова. Рассказ «Тихое утро».
|
| Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка). Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя
| | |
| | 2.Испытание Яшки критической ситуацией - основное сюжетное событие.
|
| | |
| | 3.Средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка
|
| | |
| | 4.РР Роль пейзажа в рассказе.
| РР
| | |
|
| 1.Вн. чт. В.П.Крапивин. Повесть «Оранжевый портрет с крапинками»
|
| | | |
|
| Л.Кассиль
| | | | |
| | 1.О жизни и творчестве Л.Кассиля
«Кондуит и Швамбрания».Страна, придуманная детьми.
|
| Знать содержание прочитанного литературного произведения.Воспринимать текст литературного произведения. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений
| | |
| | 2.Конфликт между взрослыми и детьми.
Образы главных героев в повести.
|
| | |
| | 3.Фантастика и реальность в повести.
|
| | |
|
| С.П.Алексеев
| | | | |
| | 1.С.П.Алексеев. «История крепостного мальчика». Жанровые особенности повести
2.Частная судьба мальчика как отражение судьбы народа.
|
| Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Воспринимать текст литературного произведения.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта
| | |
| |
| | 3.Митька и Суворов. Историческое время, отраженное в повести.
|
| | |
| | 4.РР. Характеристика героя и работа с планом.
| РР
| Создать характеристику героя, подкрепить текстом художественного произведения
| | |
|
| В.Астафьев
| | | | |
| | 1.О жизни и творчестве В.Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро»
|
| Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Воспринимать текст литературного произведения. Писать сочинение-повествование. Использовать в письменном тексте изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры)
Учиться писать сочинение на литературную тему: соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение); основную часть строить
как характеристику героя (как систему оценок героя на основе использования приемов характеристики); оформлять сочинение как законченное высказывание (соответствие теме и коммуникативному замыслу, смысловая и речевая связность частей, абзацное членение высказывания в жанре сочинения)
| | |
| | 2.Человек и природа в рассказе В. Астафьева «Васюткино озеро»
|
| | |
| | 3.Образ Енисея. Роль детали в рассказе.
|
| | |
| | 4.РР. Подготовка к домашнему сочинению. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения).
| РР
| | |
|
| Ф.Искандер.
| | | | |
| | 1.Ф.Искандер. «Мальчик и война»
Картины братоубийственной войны.
|
| Знать содержание прочитанного литературного произведения.
Воспринимать текст литературного произведения, уметь анализировать прочитанное. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
| | |
| | 2.Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак.
|
| | |
| | 3.РР. Сочинение-размышление («Стал ли человек добрее за историю человечества?») или характеристика одного из героев раздела
| РР
| Писать сочинение-размышление на заданную тему
| | |
История литературы. Раздел «Из русской литературы 19-20 века»
|
| | | | | |
Наедине с поэтом. Стихи о природе.
| | 1.А.С Пушкин. «Зимний вечер» Стихотворная интонация. Понятие о стихотворном размере.
|
| Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Выявлять признаки лирического рода литературного произведения.
Учить наизусть стихотворение («Зимнее утро»), при чтении обращать внимание на художественные средства живописного описания окружающего мира.
Внимательно читать стихотворения. Находить олицетворения, противопоставления и эпитеты в стихотворениях. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэтов (Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова и др.).
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя
| | |
| | 2.А. С. Пушкин «Зимнее утро». Анализ поэтического произведения.
|
| | |
| | 3.Ф.И.Тютчев. «Весенние воды» Средства художественной выразительности
|
| | |
| | 4.Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою». Тема, идея поэтического произведения.
|
| | |
| | 5.А.А.Фет. Сведения о поэте. Природа глазами поэта. «Осенняя роза»
6.Н. Бараташвили «Цвет небесный». Анализ поэтического произведения.
|
| | |
| |
| | 7.С.А.Есенин. «С добрым утром», «Нивы сжаты…»
|
| | |
| | 8.С. А. Есенин. «Пороша» Средства художественной выразительности, их роль в стихотворении.
|
| | |
| | 9.Н.А.Заболоцкий. Сведения о поэте. «Лебедь в зоопарке». Обучение выразительному чтению
|
| | |
| | 10.Б. Л. Пастернак Сведения о поэте. «Золотая осень». Особенности звукового оформления, интонация, рифма.
|
| | |
| | 11.Н.М.Рубцов. Сведения о поэте. Образ родины в творчестве поэта. «Тихая моя родина»
|
| | |
|
| 1-2Годовая контрольная работа
| | Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературныхпроизведений; изученные теоретико-литературные понятия.Уметь отвечать назаданные вопросы.
| КР
| |