Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование и развитие русского литературного языка (язык А.С.Пушкина и становление нормы литературного языка).
«Евгений Онегин». Эволюция замысла. Своеобразие жанра произведения: широта охвата действительности («энциклопедия русской жизни», В.Г. Белинский), стихотворная форма, единство эпического и лирического начал. «Зеркальная» композиция романа, испытания героев. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа. Изображение высшего света и поместного дворянства. Татьяна, Онегин, автор-поэт. Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина. Роль лирических отступлений в романе. Особенности стиля: романтические, реалистические черты, отсылки к классицизму. Споры об Онегине в русской критике: Онегин «страдающий эгоист», «эгоист поневоле» (В.Г. Белинский) или «отвлечённый человек, беспокойный мечтатель на всю жизнь» (Ф.М. Достоевский), «чужой, нерусский, туманный призрак, рождённый веяниями западной жизни» (Д.С. Мережковский) Трагедия «Моцарт и Сальери». Цикл маленьких трагедий-пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образ Моцарта и Сальери. Сценическая и кинематографическая судьба трагедии. Теория литературы. Реализм как литературное направление. Романтизм и реализм.Роман в стихах: особенности жанра. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени» Своеобразие сюжета и композиции: смена рассказчиков, внимание к внутреннему миру героя; смещение временнó й последовательности действия; «история души человеческой» как развитие действия. Роль композиции в раскрытии характера Печорина (от описания поступков, их мотивировки — к психологической самохарактеристике). Композиционная роль «Журнала Печорина». Жанровое своеобразие романа («путевые записки», дневник, повести).Печорин в поисках смысла жизни. Романтические черты героя, его автобиографизм. Нравственная проблематика (индивидуализм, эгоцентризм, социальная активность личности, ответственность человека за свою судьбу и жизнь близких людей, цель и смысл жизни). Художественные описания природы Кавказа, быта и нравов горцев. Поэтическая ёмкость, лиризм и выразительность языка романа. Смысл названия романа. Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова. Теория литературы. Психологический портрет. Психологический пейзаж. Сюжет ифабула. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя: годы странствий, вехи религиозного поиска. «Мёртвые души» Из истории создания. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, народная. Чичиков как герой нового времени, его идейно-композиционное значение в поэме. Тема пошлости в произведении: образы помещиков. Групповой портрет чиновников: средства создания. Особенности стиля «Мёртвых душ». Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическим идеалом писателя. Своеобразие художественной манеры Гоголя: роль подробностей и художественных деталей, портретных зарисовок, речевых и авторских характеристик в раскрытии внутреннего мира героев. «Лирические отступления» в «Мёртвых душах». Образ автора. Взаимоотношения Павла Ивановича Чичикова и автора-повествователя в сюжете поэмы. Тема будущего Руси. Теория литературы. Роман и поэма (обобщение). Романтизм и реализм. Особенности романтической поэтики. История литературы. Из разделов «Русская литература 19 века», «Русская литература 20 века», «Зарубежная литература».
|