Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В 9 классе 3 страница






Класс

Наименования разделов Количество часов на изучение раздела Темы отдельных уроков Вид занятий (практические, количество часов) Виды деятельности учащихся Формы и методы контроля
Раздел. «Устное народное творчество»          
Истоки литературы. Фольклор. Героический эпос. Теория литературы   1.Лирические и эпические жанры фольклора   Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении  
    2.Русские былины как памятник славянского героического эпоса. Историческая основа былин.   Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера. Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Выявлять особенности героического эпоса других народов. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.      
    3.Образ народного героя в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».    
    4. РР.Средства создания поэтической образности в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».   РР  
    5.Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий в былине «Садко»    
    6.Героическое сказание Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты) Нравственный выбор героя.    
    7.Рыцарская героическая поэма «Песнь о Роланде» Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье.    
    8.Идейное значение образа Карла в произведении.    
    9.Идейная и композиционная роль образов Турпина и Пинабеля в произведении    
    10. РР.Письменный развернутый ответ на вопрос РР  
    11.Виды народных песен, их художественные особенности   Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного    
    12.Исторические народные песни (о Стеньке Разине, Ермаке, Емельяне Пугачёве и других народных героях) Образ народного героя.    
    13.Исповедальность лирической песни, её диалогичность.    
    14.Контрольная работа по теме «Фольклор»   Выявление уровня овладения терминологией и навыками анализа художественного текста КР
           
История литературы. Раздел «Из русской литературы 19 века»   Баллады.     1.Жанровые особенности баллады      
Развитие фольклорных жанров в литературе. Теория литературы   2.Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь». Фантастический сюжет.   Осознавать разницумежду литературой ифольклором. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения. Письменно оформлять результаты выступления. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы  
    3.Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение? РР  
    4.А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». Исторический сюжет. Образ кудесника    
    5.Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.    
    Литературная сказка      
    1.А.Н. Островский «Снегурочка».Фольклорная основа произведения. Преданность героини. Образ главной героини.   Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной  
    2.Тема предательства в сказке «Снегурочка». Проблематика произведения.    
    3.В.М. Гаршин «Attalea prinsceps» Стремление к свободе главной героини.    
    4.Средства создания сказочного повествования. Символика сказки «Attaleaprinsceps»    
    5.В.А. Каверин «Лёгкие шаги». Две Снегурочки.    
    6.Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё.    
    7.Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания    
    8.А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Философское звучание романтической сказки.    
    9.Тема человеческой ответственности за свою планету.   Знать содержаниепроизведения, Особенностисюжета, героев. Уметьанализироватьхудожественный мирфилософской сказки, давать характеристику героям  
    10.РР. Символика в сказке. Особенности композиции произведения (РР.Раскрыть смысл любого афоризма из сказки) РР  
    Литературная песня. 1. А.В.Кольцов. «Косарь», «Русская песня». Художественные особенности.   Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительнонаизусть стихотворение  
    1. Контрольная работа по разделу «Развитие фольклорных жанров в литературе»   Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия КР
История литературы.Раздел «Из зарубежной литературы», «Из русской литературы 20 века»          
Теория литературы   Д.Дефо      
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив.   1.Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Образ путешественника в литературе.   Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Узнавать приключенческую литературу по её признакам.   Отвечать на вопрос всоответствии с темой иструктурой речевого высказывания. Строить ответ как законченное высказывание. Находить художественно-выразительные средства.  
    2.Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам (РР.Сравнить описание острова в книге Д.Дефо и в фильме С.С.Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо») РР  
    3 .РР. Загадка романа Д.Дефо. Подготовка к домашнему сочинению по роману. РР  
    А.С.Грин    
    1.А.С. Грин Жизнь и творчество. «Алые паруса». Детство и юность Ассоль и Грея.    
    2.«Алые паруса». Тема мечты. Интерпретация произведения.    
    3.РР.Изобразительно-выразительные средства повести-феерии Грина «Алые паруса». РР  
    Э.А.По    
    1.Э.А. По «Золотой жук», «Низвержение в Мальстрем». Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда.    
    2. Загадки рассказов Э.По. Характерные особенности произведений Э.По.      
    1-2.Мой читательский выбор. Полугодовая контрольная работа   Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия КР
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века». Теория литературы.          
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества          
    1.Смысл названия и пафос стихотворения А.С. Пушкина «Узник»   Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики. Сравнивать стихотворения поэта общей лирической проблематики: лирическая проблематика (одиночество лирического героя), лирическая интонация (философское размышление), особенности поэтической речи (прием олицетворения, символичность образов, риторические восклицания, риторические вопросы, эпитеты).Различие: представление о лирическом герое страдающий-мятежный)      
    2.Идейное и художественное своеобразие стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога», «Туча»    
    3.Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво­лика Е.А. Боратынский «Водопад»    
    4.Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво­лика М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»    
    5.РР. Сравнительная характеристика стихотворений М.Ю.Лермонтова «Парус», «Тучи» РР  
    6.Образы природы как средство раскрытия души лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмухаснегом...»,    
    7.Образ Родины в стихотворениях С.А. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»    
    8.РР. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. РР  
    9.Авторское мироощущение и читательские впечатления. Б.Ш. Окуджава «Полночный троллейбус»     Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики. Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно  
    10.Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»    
    11.Образ поэта в лирике. М.B. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...». В.Ф. Ходасевич «Поэту»    
    12-13.РР. Интерпретация стихотворения. Представление презентаций, посвященных поэзии   Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительно наизусть стихотворение. Определять стихотворный размер. Аргументировать свою точку зрения, формулировать собственное отношениек проблеме. Выступать перед аудиториейсверстников  
           
История литературы. Раздел «Из русской литературы 19 века» Теория литературы          
Страницы классики   А.С.Пушкин      
    1.А.С. Пушкин «Повести Белкина» Из биографии поэта. История создания «Повестей Белкина».   Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа    
    2.«Метель». Бурмин и Мария Гавриловна. Авантюрный сюжет.    
    3.Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям.    
    4.«Станционный смотритель». Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.    
    5.Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести «Станционный смотритель»    
    6-7РР. Сочинение с элементами литературоведческого анализа РР  
    М.Ю.Лермонтов.      
    1.М.Ю. Лермонтов «Бородино» Из биографии поэта (к истории создания стихотворения). Историческая основа стихотворения.   Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям  
    2.Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении.    
    3.РР. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова РР  
    Н.В.Гоголь      
    1.Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Из биографии (к истории создания цикла). И.П.Белкин и Рудый Панько.   Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.  
    2.«Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы в повести. Образы главных героев (Вакула и Оксана).    
    3.Поэтизация казачьей вольности и чувства любви    
    4.Комическое в произведении Н.В.Гоголя.    
    И.С.Тургенев.      
    1.И.С. Тургенев «Муму» Из биографии (к истории создания рассказа).   Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать героев, сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.  
    2.Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя.    
    3.Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Автор и рассказчик в произведении. (РР. Письменная работа: Мог ли Герасим спасти любимую собачку? Почему Герасим возвратился в деревню, принадлежащую той же барыне?) РР  
    4.Образ положительного героя в русской классической литературе (обобщение по разделу)    
    5-6.РР. Мой читательский выбор. Сочинение «Характеристика героя литературного произведения» РР Учиться писать сочинение на литературную тему: соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение), основную часть строить как характеристику героя (как систему оценок героя на основе использования приемов характеристики), оформлять сочинение как законченное высказывание (соответствие теме и коммуникативному замыслу, смысловая и речевая связность частей, абзацное членение высказывания в жанре сочинения)  
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русскойлитературы 20 века» Теория литературы.          
Среди ровесников   1-2.С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Из биографии (детские годы писателя). Формирование характера Сережи.   Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе. Определить рольпортретной характеристики героя. Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции. Относить произведение к жанру рассказа, повести по его признакам. Различать в произведении автора и рассказчика. Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)    
    3.Л.Н. Толстой «Детство» Из биографии (детские годы писателя). Автобиографичность произведения    
    4.Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье.    
    5.Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна    
    6.Взросление Николеньки Иртеньева. Тема воспитания и становления характера в повести.    
    7-8.А.Н.Толстой Повесть «Детство Никиты». Жизнь, изображенная в восприятии ребенка.    
    9.М. Горький «Детство» Из биографии (детские годы писателя). Герой-рассказчик и автор.    
    10.Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство.    
    11.Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла (письменный ответ: Какова роль бабушки в жизни Алеши? Расскажите о своем близком человеке). РР  
    12-13.РР. Сочинение «Образ детства у разных писателей» РР  
    14..Ю.Я. Яковлев «Багульник», «Разбуженный соловьём» Человек в общении с природой.   Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.   Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.    
    15Образ багульника, его роль в рассказе.    
    16.А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете» Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми.    
    17.Конфликт между различными поколениями в повести.    
    18.Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия.    
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   19.И.Торопов «Шуркин бульон». Тема самопознания и возмужания личности. ЭК  
    20.В.К. Железников «Чучело» Человек в коллективе.    
    21.Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые.    
    22Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести    
    23Я.Кушманов. Рассказ «Дорога к отцу». Духовная связь поколений. ЭК  
    24.Ю.П. Мориц «Всадник Алёша» Скорое взросление и трудный выбор Алёши.    
    25Символика названия. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета    
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.   26.Тема детства в рассказах Е.Габовой ЭК  
    27.И.Белых. Рассказы «Колька». «Там далеко-далеко». Взросление мальчика. Духовная близость человека и природы края. ЭК  
    28. М.Пришвин. «Кладовая солнца».Образы детей в сказке-были.      
    29.Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия.      
    30-31.Отзыв о прочитанном произведении (годовая контрольная работа)   Самостоятельно создавать отзыв о прочитанном произведении на основе обучающей статьи. Учиться писать сочинение на литературную тему: соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение), основную часть строить как систему оценок событий, героя (героев), авторской позиции, оформлять сочинение как законченное высказывание (соответствие теме и коммуникативному замыслу, смысловая и речевая связность частей, абзацное членение высказывания в жанре сочинения) КР

 


Календарно - тематическое планирование 2 вариант

Класс

Наименования разделов Количество часов на изучение раздела Темы отдельных уроков Вид занятий (практические, количество часов) Виды деятельности учащихся Формы и методы контроля
Раздел. «Устное народное творчество»   1.Что такое художественный мир произведения. ЧФУОП Называть основные правила, по которым создается художественный мир произведения: художественное пространство, художественное время, художественные образы. Выразительное чтение стихотворения.  
Истоки литературы. Фольклор. Героический эпос. Теория литературы   2.Что такое миф и мифология. ЧФУОП Определять своеобразие мифологических представлений славян (обожествление природных сил, «низшие» боги, традиция национального фольклора в разработке мифа)  
    3.Общее и национальное в мифах разных народов. ЧФУОП Рассказывать о мифологических представлениях славян о природных и бытовых явлениях. Характеризовать взаимоотношения богов и людей в мифах  
    4.Мифы древних коми   Рассказывать о мифологических представлениях славян о природных и бытовых явлениях. Характеризовать взаимоотношения богов и людей в мифах  
    Героический эпос      
    1.Лирические и эпические жанры фольклора   Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении  
    2.Русские былины как памятник славянского героического эпоса. Историческая основа былин.   Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера. Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Выявлять особенности героического эпоса других народов. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.      
    3.Образ народного героя в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Проект «Сюжет былины и сюжет мультфильма. Сходство и различие»  
    4.РР.Средства создания поэтической образности в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». РР  
    5.Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий в былине «Вольга и Микула Селянинович».    
    6.Героическое сказание Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты) Нравственный выбор героя.    
    7.Рыцарская героическая поэма «Песнь о Роланде» Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье.    
    8.Идейное значение образа Карла в произведении.    
    9.Идейная и композиционная роль образов Турпина и Пинабеля в произведении    
    10.РР.Письменный развернутый ответ на вопрос КР  
    11.Русские народные песни Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) Образ народного героя.   Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного  
    12.Исповедальность лирической песни, её диалогичность.   Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного  
    13.Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться различать фольклорное и литературное произведения». ЧФУОП РР Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи, называть основные правила различения фольклорного и литературного произведения.  
История литературы.Раздел «Из русской литературы 19 века»   Развитие фольклорных жанров в литературе.      
Развитие фольклорных жанров в литературе. Теория литературы   1.Связь и взаимодействие фольклора и литературы. Особенности жанра рыцарского романа («Мул без узды»). ЧФУОП Коллективный поиск ответа на вопрос: «Какую роль сыграл рыцарский роман в становлении современной европейской литературы?» Выразительно читать произведение, опознавать признаки фольклора в литературном произведении, объяснять роль антитезы в произведении  
    2.Сравнительная характеристика Говена и Роланда ЧФУОП РР Сравнивать героев двух произведений, определять основания к сравнению, составлять план сравнительной характеристики, создавать устное речевое высказывание на основе сравнения 2 героев  
    3.Былинные мотивы в русской поэзии. А.К.Толстой «Илья Муромец», И.А.Бунин «Святогор и Илья». Авторская позиция в произведениях. ЧФУОП Сравнивать образ Ильи Муромца в балладах и былинах.  
    4-5.Письменная работа «Сравнительная характеристика героев фольклорной былины и литературной баллады» ЧФУОП РР Сопоставлять характеры героев на основе приемов сравнительной характеристики, находить способы выражения авторского отношения к герою и событию и объяснять их роль в произведении  
    6.Народные традиции в литературе. Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд». ЧФУОП Выразительно читать поэтическое произведение, находить авторское отношение к героям и событиям и объяснять их роль в произведении  
    7.Анализ и редактирование письменных работ учащихся. ЧФУОП РР Учиться редактированию собственных работ на основе анализа их типичных и индивидуальных недочетов.  
    8.В.А. Жуковский «Лесной царь» Фантастический сюжет.   Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения. Письменно оформлять результаты выступления. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы  
    9.Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.    
    10.Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?    
    11.А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». Исторический сюжет. Образ кудесника    
    12.Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.    
    13.Читательская лаборатория: «Как определить основную тему произведения». ЧФУОП РР Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи. Называть правила определения основной темы произведения и пересказывать их содержание.  
    Литературная сказка      
    1.А.Н. Островский «Снегурочка». Фольклорная основа произведения. Преданность героини. Образ главной героини.     Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения.    
    2.Тема предательства в сказке «Снегурочка». Проблематика произведения.    
    3.В.М. Гаршин «Attalea prinsceps» Стремление к свободе главной героини.    
    4.Средства создания сказочного повествования. Символика сказки «Attaleaprinsceps»    
    5.В.А. Каверин «Лёгкие шаги». Две Снегурочки.    
    6.Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё.    
    7.Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания    
    8.А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Философское звучание романтической сказки.   Знать содержаниепроизведения, Особенностисюжета, героев. Уметьанализироватьхудожественный мирфилософской сказки, давать характеристику героям    
    9.Тема человеческой ответственности за свою планету.    
    10.Символика в сказке. Особенности композиции произведения.    
    11.РР. Письменный развернутый ответ «Смысл афоризма из сказки» РР Строить ответ как законченное высказывание: формулировать ответ-тезис, приводитьпримеры-иллюстрации к тезису, цитироватьпроизведение, делать вывод.  
    12.Контрольная работа по разделу «Развитие фольклорных жанров в литературе»   Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия КР
    Литературная песня      
    1.Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова.   Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительнонаизусть стихотворение  
    2.Читательская лаборатория: «Как научиться давать характеристику героя произведения». ЧФУОП РР Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, познавать и объяснять поэтический смысл слова, выражения, художественного описания, художественной детали, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи. Называть основные правила составления характеристики героя произведения  
Раздел «Из зарубежной литературы», «Из русской литературы 20 века»          
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив.   1.Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Образ путешественника в литературе.   Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Писать сочинение  
    2.Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. (РР. Сравнить описание острова в книге Д.Дефо и в фильме С.С.Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо») РР  
    3..А.С. Грин Жизнь и творчество. «Алые паруса». Детство и юность Ассоль и Грея.    
    4.«Алые паруса». Тема мечты. Интерпретация произведения.    
    5.РР.Изобразительно-выразительные средства повести-феерии Грина «Алые паруса». РР  
    6.Воплощение мечты как сюжетный приём      
    7.Э.А. По «Золотой жук», «Низвержение в Мальстрем». Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда.   Знать содержание прочитанного литературногопроизведения; понятие о детективнойлитературе; особенности сюжета и композиции в детективе. Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции; узнавать детектив по его жанровым признакам  
    8.Загадки рассказов Э.По. Характерные особенности произведений Э.По.    
    1-2.Мой читательский выбор. Полугодовая контрольная работа   Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературныхпроизведений; изученные теоретико-литературные понятия КР
»   9.Читательская лаборатория: «Как определить авторское отношение к герою». ЧФУОП РР Называть основные правила определения авторского отношения к герою  
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века». Теория литература          
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества          
    Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества      
    1.Как создается художественный мир стихотворения   Применять основные правила изучающего чтения учебно-научной статьи: находить фрагменты статьи и на их основе объяснять смысл понятий метр, стих, стопа, двусложные и трехсложные метры, вольный стих, рифма, белый стих, строфа. Выразительно читать лирическое произведение. Отвечать на вопросы к произведению  
    2.Читательская лаборатория: «Как научиться определять стихотворный метр». ЧФУОП РР Практикум по определению стихотворного метра.  
    3.Смысл названия и пафос стихотворенияА.С. Пушкина «Узник»,   Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики. Сравнивать стихотворения поэта общей лирической проблематики: лирическая проблематика (одиночество лирического героя), лирическая интонация (философское размышление), особенности поэтической речи (прием олицетворения, символичность образов, риторические восклицания, риторические вопросы, эпитеты). Различие: представление о лирическом герое (страдающий-мятежный)    
    4.Чтение и восприятие стихотворений А.С.Пушкина «Поэт», «Дельвигу» ЧФУОП  
    5.Идейное и художественное своеобразие стихотворенияА.С. Пушкина «Зимняя дорога», «Туча»    
    6.Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво­лика Е.А. Боратынский «Водопад»    
    7.Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво­лика М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» Проект «Мой взгляд на прочитанное»    
    8 -9.РР.Сравнительная характеристика стихотворений М.Ю.Лермонтова «Парус», «Тучи» РР  
    10.Образы природы как средство раскрытия души лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмухаснегом...»,    
    11.Образ Родины в стихотворениях С.А. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»    
    12.РРАвтор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.    
    13.Авторское мироощущение и читательские впечатления. Б.Ш. Окуджава «Полночный троллейбус»    
    14-15.Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»   Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта  
    16-17.Образ поэта в лирике. М.B. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...». В.Ф. Ходасевич «Поэту»     Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно  
    18.Читательская лаборатория: «Как услышать в художественном произведении голос автора». Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» ЧФУОП РР Выразительно читать лирическое произведение. Отвечать на вопросы к произведению. Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, познавать и объяснять поэтический смысл слова, выражения, художественного описания, художественной детали, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи «Как услышать в художественном произведении голос автора». Формулировать способы выражения авторской позиции в произведении.  
    19-20.РР. Интерпретация стихотворения. Представление презентаций, посвященных поэзии РР Анализ стихотворения: определять художественные приемы (антитеза) и выразительные средства поэтической речи: употребление высокой (книжной) речи, обилие эпитетов, сравнение. Чтение сонетов. Пересказ основных правил определения стихотворного метра.  
    21.Сонет как формализованный стихотворный жанр ЧФУОП  
История литературы.Раздел «Из русской литературы 19 века» Теория литературы.          
Страницы классики   1.Литературное произведение как художественное единство ЧФУОП Применять основные правила изучающего чтения статьи: дотекстовое задание, самостоятельная подготовка к выполнению заданий после чтения статьи  
    2.Литература как поэтическая память народа Н.М. Карамзин: писатель и историк. ЧФУОП Самостоятельно читать статью, применяя правила ознакомительного чтения: называть основные теоретико-литературные понятия и пересказывать их определения  
    3.Историческая основа новеллы Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Образы Натальи и Алексея Любославского. ЧФУОП Выразительно читать фрагменты текста, характеризовать образ Натальи, Алексея Любославского, определять средства создания исторического колорита в литературном произведении. Объяснять нравственный выбор героев, формулировать авторскую идею.  
    4.Нравственная проблематика новеллы. Способы и приёмы создания исторического колорита в новелле. ЧФУОП  
    5.Развернутый письменный ответ («Нравственный выбор героев») ЧФУОП РР Строить ответ как законченное высказывание: формулировать ответ-тезис, приводить примеры-иллюстрации к тезису, цитировать произведение, делать вывод.  
           
    А.С.Пушкин      
    1..А.С. Пушкин «Повести Белкина» Из биографии поэта. История создания «Повестей Белкина».   Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа    
    2.«Метель». Бурмин и Мария Гавриловна. Авантюрный сюжет.    
    3.Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям.    
    4.«Станционный смотритель». Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.    
    5.Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести «Станционный смотритель»    
    6-7РР. Сочинение с элементами литературоведческого анализа РР  
    М.Ю.Лермонтов      
    1.М.Ю. Лермонтов «Бородино» Из биографии поэта (к истории создания стихотворения). Историческая основа стихотворения.     Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям  
    2.Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении.   Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту  
    3.Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова    
    Н.В.Гоголь      
    1.Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Из биографии (к истории создания цикла). И.П.Белкин и Рудый Панько.   Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.    
    2.«Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы в повести. Образы главных героев (Вакула и Оксана).    
    3.Поэтизация казачьей вольности и чувства любви    
    4.Комическое в произведении Н.В.Гоголя.Комическое у Гоголя    
    5.Особенности сюжета и композиции новеллы Н.В. Гоголя «Страшная месть». ЧФУОП  
    6.Основной конфликт. Художественная роль пейзажа в новелле Н.В. Гоголя «Страшная месть». ЧФУОП  
    7.Тема человеческой ответственности в противоборстве со злом в новелле Н.В. Гоголя «Страшная месть». ЧФУОП  
    И.С.Тургенев.      
    1.И.С. Тургенев «Муму» Из биографии (к истории создания рассказа). Проект «Устаревшие слова. Их значение и назначение» Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать героев, сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.  
    2.Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя.    
    3.Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Автор и рассказчик в произведении. (РР. Письменная работа: Мог ли Герасим спасти любимую собачку? Почему Герасим возвратился в деревню, принадлежащую той же барыне?)    
    1.Образ положительного героя в русской классической литературе      
    2-3.РР.Мой читательский выбор. Сочинение «Характеристика героя литературного произведения» РР Учиться писать сочинение на литературную тему: соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение), основную часть строить как характеристику героя (как систему оценок героя на основе использования приемов характеристики), оформлять сочинение как законченное высказывание (соответствие теме и коммуникативному замыслу, смысловая и речевая связность частей, абзацное членение высказывания в жанре сочинения)  
    4.Сон как прием организации повествования в новелле В.Я.Брюсова «В башне» ЧФУОП Определять особенность художественного мира произведения В.Брюсова, объяснять использование художественного приема сна в произведении.  
    5.Читательская лаборатория: Как представить себе художественное пространство и художественное время в произведении. Анализ и редактирование сочинений учащихся ЧФУОП РР Составление на основе статьи тезисного плана к ответу на вопрос: «Что нужно знать, чтобы представить себе художественное пространство и художественное время в произведении. Учиться редактированию собственных работ на основе анализа их типичных и индивидуальных недочетов.  
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века» Теория литературы          
Среди ровесников   1-2.С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Из биографии (детские годы писателя). Формирование характера Сережи.   Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе. Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)  
    3.Л.Н. Толстой «Детство» Из биографии (детские годы писателя). Автобиографичность произведения   Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе. Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)    
    4.Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье.    
    5.Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна    
    6.Взросление Николеньки Иртеньева. Тема воспитания и становления характера в повести.    
    7.А.Н.Толстой Повесть «Детство Никиты». Жизнь, изображенная в восприятии ребенка.    
    8.М. Горький «Детство» Из биографии (детские годы писателя). Герой-рассказчик и автор.    
    9.Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство.    
    10.Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла (письменный ответ: Какова роль бабушки в жизни Алеши? Расскажите о своем близком человеке).    
    11-12.РР. Сочинение «Образ детства у разных писателей» РР  
    13..Ю.Я. Яковлев «Багульник», «Разбуженный соловьём» Человек в общении с природой.   Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкцию Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи. Называть основные правила составления характеристики героя произведения. Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкцию Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, определять базовые теор

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал