Наименования разделов
| Количество часов на изучение раздела
| Темы отдельных уроков
| Вид занятий (практические, количество часов)
| Виды деятельности учащихся
| Формы и методы контроля
|
Раздел. «Устное народное творчество»
|
| | | | |
Истоки литературы. Фольклор.
Героический эпос.
Теория литературы
|
| 1.Лирические и эпические жанры фольклора
|
| Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении
|
|
|
| 2.Русские былины как памятник славянского героического эпоса. Историческая основа былин.
|
| Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера.
Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.
Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).
Выявлять особенности героического эпоса других народов.
Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.
|
|
|
| 3.Образ народного героя в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
|
|
|
|
| 4. РР.Средства создания поэтической образности в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
| РР
|
|
|
| 5.Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий в былине «Садко»
|
|
|
|
| 6.Героическое сказание
Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты)
Нравственный выбор героя.
|
|
|
|
| 7.Рыцарская героическая поэма
«Песнь о Роланде» Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье.
|
|
|
|
| 8.Идейное значение образа Карла в произведении.
|
|
|
|
| 9.Идейная и композиционная роль образов Турпина и Пинабеля в произведении
|
|
|
|
| 10. РР.Письменный развернутый ответ на вопрос
| РР
|
|
|
| 11.Виды народных песен, их художественные особенности
|
| Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного
|
|
|
| 12.Исторические народные песни (о Стеньке Разине, Ермаке, Емельяне Пугачёве и других народных героях) Образ народного героя.
|
|
|
|
| 13.Исповедальность лирической песни, её диалогичность.
|
|
|
|
| 14.Контрольная работа по теме «Фольклор»
|
| Выявление уровня овладения терминологией и навыками анализа художественного текста
| КР
|
|
| | | | |
История литературы.
Раздел «Из русской литературы 19 века»
|
| Баллады.
1.Жанровые особенности баллады
|
|
|
|
Развитие фольклорных жанров в литературе.
Теория литературы
|
| 2.Баллада В.А. Жуковского «Лесной царь». Фантастический сюжет.
|
| Осознавать разницумежду литературой ифольклором.
Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.
Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения. Письменно оформлять результаты выступления.
Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.
Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы
|
|
|
| 3.Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?
| РР
|
|
|
| 4.А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». Исторический сюжет. Образ кудесника
|
|
|
|
| 5.Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.
|
|
|
|
| Литературная сказка
| | | |
|
| 1.А.Н. Островский «Снегурочка».Фольклорная основа произведения. Преданность героини. Образ главной героини.
|
| Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.
Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной
|
|
|
| 2.Тема предательства в сказке «Снегурочка». Проблематика произведения.
|
|
|
|
| 3.В.М. Гаршин «Attalea prinsceps»
Стремление к свободе главной героини.
|
|
|
|
| 4.Средства создания сказочного повествования. Символика сказки «Attaleaprinsceps»
|
|
|
|
| 5.В.А. Каверин «Лёгкие шаги». Две Снегурочки.
|
|
|
|
| 6.Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё.
|
|
|
|
| 7.Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания
|
|
|
|
| 8.А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Философское звучание романтической сказки.
|
|
|
|
| 9.Тема человеческой ответственности за свою планету.
|
| Знать содержаниепроизведения,
Особенностисюжета, героев.
Уметьанализироватьхудожественный мирфилософской сказки, давать характеристику героям
|
|
| | 10.РР. Символика в сказке. Особенности композиции произведения (РР.Раскрыть смысл любого афоризма из сказки)
| РР
| |
|
| Литературная песня.
1. А.В.Кольцов. «Косарь», «Русская песня». Художественные особенности.
|
| Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительнонаизусть стихотворение
|
|
|
| 1. Контрольная работа по разделу «Развитие фольклорных жанров в литературе»
| | Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных
произведений; изученные теоретико-литературные понятия
| КР
|
История литературы.Раздел «Из зарубежной литературы», «Из русской литературы 20 века»
|
|
|
|
|
|
Теория литературы
|
| Д.Дефо
|
|
|
|
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив.
|
| 1.Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Образ путешественника в литературе.
|
| Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).
Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Узнавать приключенческую литературу по её признакам.
Отвечать на вопрос всоответствии с темой иструктурой речевого
высказывания. Строить ответ
как законченное высказывание. Находить художественно-выразительные средства.
|
|
|
| 2.Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам (РР.Сравнить описание острова в книге Д.Дефо и в фильме С.С.Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)
| РР
|
|
|
| 3 .РР. Загадка романа Д.Дефо. Подготовка к домашнему сочинению по роману.
| РР
|
|
|
| А.С.Грин
|
|
|
|
| 1.А.С. Грин Жизнь и творчество. «Алые паруса». Детство и юность Ассоль и Грея.
|
|
|
|
| 2.«Алые паруса». Тема мечты. Интерпретация произведения.
|
|
|
|
| 3.РР.Изобразительно-выразительные средства повести-феерии Грина «Алые паруса».
| РР
|
|
|
| Э.А.По
|
|
|
|
| 1.Э.А. По «Золотой жук», «Низвержение в Мальстрем». Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда.
|
|
|
|
| 2. Загадки рассказов Э.По. Характерные особенности произведений Э.По.
|
|
|
|
|
| 1-2.Мой читательский выбор.
Полугодовая контрольная работа
|
| Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных
произведений; изученные теоретико-литературные понятия
| КР
|
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века».
Теория литературы.
|
| | | | |
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества
| | | | | |
|
| 1.Смысл названия и пафос стихотворения А.С. Пушкина «Узник»
|
| Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения.
Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.
Сравнивать стихотворения поэта общей лирической проблематики: лирическая проблематика (одиночество лирического героя), лирическая интонация (философское размышление), особенности поэтической речи (прием олицетворения, символичность образов, риторические восклицания, риторические вопросы, эпитеты).Различие: представление о лирическом герое страдающий-мятежный)
|
|
|
| 2.Идейное и художественное своеобразие стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога», «Туча»
|
|
|
|
| 3.Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика Е.А. Боратынский «Водопад»
|
|
|
|
| 4.Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»
| |
|
|
| 5.РР. Сравнительная характеристика стихотворений М.Ю.Лермонтова «Парус», «Тучи»
| РР
|
|
|
| 6.Образы природы как средство раскрытия души лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмухаснегом...»,
|
|
|
|
| 7.Образ Родины в стихотворениях С.А. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»
|
|
|
|
| 8.РР. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.
| РР
|
|
|
| 9.Авторское мироощущение и читательские впечатления. Б.Ш. Окуджава «Полночный троллейбус»
|
|
Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.
Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно
|
|
|
| 10.Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
|
|
|
|
| 11.Образ поэта в лирике. М.B. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...».
В.Ф. Ходасевич «Поэту»
|
|
|
| | 12-13.РР. Интерпретация стихотворения.
Представление презентаций, посвященных поэзии
| | Знать отличительные признаки стихотворной речи.
Читать выразительно наизусть стихотворение. Определять
стихотворный размер. Аргументировать свою точку зрения, формулировать собственное отношениек проблеме. Выступать перед аудиториейсверстников
| |
| | | | | |
История литературы. Раздел «Из русской литературы 19 века»
Теория литературы
|
| | | | |
Страницы классики
|
| А.С.Пушкин
| | | |
|
| 1.А.С. Пушкин «Повести Белкина»
Из биографии поэта. История создания «Повестей Белкина».
|
| Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.
Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа
|
|
|
| 2.«Метель». Бурмин и Мария Гавриловна. Авантюрный сюжет.
|
|
|
|
| 3.Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям.
|
|
|
|
| 4.«Станционный смотритель». Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.
|
|
|
|
| 5.Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести «Станционный смотритель»
|
|
|
|
| 6-7РР. Сочинение с элементами литературоведческого анализа
| РР
|
|
|
| М.Ю.Лермонтов.
|
|
|
|
|
| 1.М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).
Историческая основа стихотворения.
|
| Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям
|
|
|
| 2.Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении.
|
|
|
|
| 3.РР. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова
| РР
|
|
|
| Н.В.Гоголь
| |
|
|
|
| 1.Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Из биографии (к истории создания цикла). И.П.Белкин и Рудый Панько.
|
| Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
|
|
|
| 2.«Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы в повести. Образы главных героев (Вакула и Оксана).
|
|
|
|
| 3.Поэтизация казачьей вольности и чувства любви
|
|
|
|
| 4.Комическое в произведении Н.В.Гоголя.
|
|
|
|
| И.С.Тургенев.
| | | |
|
| 1.И.С. Тургенев «Муму»
Из биографии (к истории создания рассказа).
|
| Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать героев, сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
|
|
|
| 2.Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя.
|
|
|
|
| 3.Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Автор и рассказчик в произведении. (РР. Письменная работа: Мог ли Герасим спасти любимую собачку? Почему Герасим возвратился в деревню, принадлежащую той же барыне?)
| РР
|
|
|
| 4.Образ положительного героя в русской классической литературе (обобщение по разделу)
|
|
|
|
| 5-6.РР. Мой читательский выбор.
Сочинение «Характеристика героя литературного произведения»
| РР
| Учиться писать сочинение на литературную тему: соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение), основную часть строить как характеристику героя (как систему оценок героя на основе использования приемов характеристики), оформлять сочинение как законченное высказывание (соответствие теме и коммуникативному замыслу, смысловая и речевая связность частей, абзацное членение высказывания в жанре сочинения)
|
|
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русскойлитературы 20 века»
Теория литературы.
|
| | | | |
Среди ровесников
|
| 1-2.С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Из биографии (детские годы писателя). Формирование характера Сережи.
|
| Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.
Определить рольпортретной характеристики героя. Рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции.
Относить произведение к жанру рассказа, повести по его признакам. Различать в произведении автора и рассказчика.
Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)
|
|
|
| 3.Л.Н. Толстой «Детство» Из биографии (детские годы писателя).
Автобиографичность произведения
|
|
|
|
| 4.Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье.
|
|
|
|
| 5.Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна
|
|
|
|
| 6.Взросление Николеньки Иртеньева. Тема воспитания и становления характера в повести.
|
|
|
|
| 7-8.А.Н.Толстой Повесть «Детство Никиты». Жизнь, изображенная в восприятии ребенка.
|
|
|
|
| 9.М. Горький «Детство»
Из биографии (детские годы писателя). Герой-рассказчик и автор.
|
|
|
|
| 10.Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство.
|
|
|
|
| 11.Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла (письменный ответ: Какова роль бабушки в жизни Алеши? Расскажите о своем близком человеке).
| РР
|
|
|
| 12-13.РР. Сочинение «Образ детства у разных писателей»
| РР
|
|
|
| 14..Ю.Я. Яковлев «Багульник», «Разбуженный соловьём» Человек в общении с природой.
|
| Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.
Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.
|
|
|
| 15Образ багульника, его роль в рассказе.
|
|
|
|
| 16.А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете»
Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми.
|
|
|
|
| 17.Конфликт между различными поколениями в повести.
|
|
|
|
| 18.Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия.
|
|
|
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.
|
| 19.И.Торопов «Шуркин бульон». Тема самопознания и возмужания личности.
| ЭК
|
|
|
| 20.В.К. Железников «Чучело»
Человек в коллективе.
|
|
|
|
| 21.Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые.
|
|
|
|
| 22Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести
|
|
|
|
| 23Я.Кушманов. Рассказ «Дорога к отцу». Духовная связь поколений.
| ЭК
|
|
|
| 24.Ю.П. Мориц «Всадник Алёша» Скорое взросление и трудный выбор Алёши.
|
|
|
|
| 25Символика названия. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета
|
|
|
Влияние и взаимодействие литератур разных народов.
|
| 26.Тема детства в рассказах Е.Габовой
| ЭК
|
|
|
| 27.И.Белых. Рассказы «Колька». «Там далеко-далеко». Взросление мальчика. Духовная близость человека и природы края.
| ЭК
|
|
|
| 28. М.Пришвин. «Кладовая солнца».Образы детей в сказке-были.
|
|
|
|
|
| 29.Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия.
|
|
|
|
| | 30-31.Отзыв о прочитанном произведении
(годовая контрольная работа)
| | Самостоятельно создавать отзыв о прочитанном произведении на основе обучающей статьи. Учиться писать сочинение на литературную тему: соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение), основную часть строить как систему оценок событий, героя (героев), авторской позиции, оформлять сочинение как законченное высказывание (соответствие теме и коммуникативному замыслу, смысловая и речевая связность частей, абзацное членение высказывания в жанре сочинения)
| КР
|
Наименования разделов
| Количество часов на изучение раздела
| Темы отдельных уроков
| Вид занятий (практические, количество часов)
| Виды деятельности учащихся
| Формы и методы контроля
|
Раздел. «Устное народное творчество»
|
| 1.Что такое художественный мир произведения.
| ЧФУОП
| Называть основные правила, по которым создается художественный мир произведения: художественное пространство, художественное время, художественные образы. Выразительное чтение стихотворения.
| |
Истоки литературы. Фольклор.
Героический эпос.
Теория литературы
| | 2.Что такое миф и мифология.
| ЧФУОП
| Определять своеобразие мифологических представлений славян (обожествление природных сил, «низшие» боги, традиция национального фольклора в разработке мифа)
| |
| | 3.Общее и национальное в мифах разных народов.
| ЧФУОП
| Рассказывать о мифологических представлениях славян о природных и бытовых явлениях. Характеризовать взаимоотношения богов и людей в мифах
| |
| | 4.Мифы древних коми
|
| Рассказывать о мифологических представлениях славян о природных и бытовых явлениях. Характеризовать взаимоотношения богов и людей в мифах
| |
|
| Героический эпос
|
| | |
| | 1.Лирические и эпические жанры фольклора
|
| Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении
| |
| | 2.Русские былины как памятник славянского героического эпоса. Историческая основа былин.
|
| Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера.
Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.
Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).
Выявлять особенности героического эпоса других народов.
Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа.
| |
| | 3.Образ народного героя в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
| Проект «Сюжет былины и сюжет мультфильма. Сходство и различие»
| |
| | 4.РР.Средства создания поэтической образности в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
| РР
| |
| | 5.Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий в былине «Вольга и Микула Селянинович».
|
| |
| | 6.Героическое сказание
Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты)
Нравственный выбор героя.
|
| |
| | 7.Рыцарская героическая поэма
«Песнь о Роланде» Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье.
|
| |
| | 8.Идейное значение образа Карла в произведении.
|
| |
| | 9.Идейная и композиционная роль образов Турпина и Пинабеля в произведении
|
| |
| | 10.РР.Письменный развернутый ответ на вопрос
| КР
| |
| | 11.Русские народные песни
Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) Образ народного героя.
|
| Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного
| |
| | 12.Исповедальность лирической песни, её диалогичность.
|
| Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного
| |
| | 13.Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться различать фольклорное и литературное произведения».
| ЧФУОП
РР
| Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи, называть основные правила различения фольклорного и литературного произведения.
| |
История литературы.Раздел «Из русской литературы 19 века»
|
| Развитие фольклорных жанров в литературе.
|
| | |
Развитие фольклорных жанров в литературе.
Теория литературы
| | 1.Связь и взаимодействие фольклора и литературы. Особенности жанра рыцарского романа («Мул без узды»).
| ЧФУОП
| Коллективный поиск ответа на вопрос: «Какую роль сыграл рыцарский роман в становлении современной европейской литературы?» Выразительно читать произведение, опознавать признаки фольклора в литературном произведении, объяснять роль антитезы в произведении
| |
| | 2.Сравнительная характеристика Говена и Роланда
| ЧФУОП
РР
| Сравнивать героев двух произведений, определять основания к сравнению, составлять план сравнительной характеристики, создавать устное речевое высказывание на основе сравнения 2 героев
| |
| | 3.Былинные мотивы в русской поэзии. А.К.Толстой «Илья Муромец», И.А.Бунин «Святогор и Илья». Авторская позиция в произведениях.
| ЧФУОП
| Сравнивать образ Ильи Муромца в балладах и былинах.
| |
| | 4-5.Письменная работа «Сравнительная характеристика героев фольклорной былины и литературной баллады»
| ЧФУОП
РР
| Сопоставлять характеры героев на основе приемов сравнительной характеристики, находить способы выражения авторского отношения к герою и событию и объяснять их роль в произведении
| |
| | 6.Народные традиции в литературе. Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд».
| ЧФУОП
| Выразительно читать поэтическое произведение, находить авторское отношение к героям и событиям и объяснять их роль в произведении
| |
| | 7.Анализ и редактирование письменных работ учащихся.
| ЧФУОП
РР
| Учиться редактированию собственных работ на основе анализа их типичных и индивидуальных недочетов.
| |
| | 8.В.А. Жуковский «Лесной царь»
Фантастический сюжет.
|
| Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя.
Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения. Письменно оформлять результаты выступления.
Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики.
Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы
| |
| | 9.Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.
|
| |
| | 10.Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение?
|
| |
| | 11.А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». Исторический сюжет.
Образ кудесника
|
| |
| | 12.Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.
|
| |
| | 13.Читательская лаборатория: «Как определить основную тему произведения».
| ЧФУОП
РР
| Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи. Называть правила определения основной темы произведения и пересказывать их содержание.
| |
|
| Литературная сказка
|
| | |
| | 1.А.Н. Островский «Снегурочка». Фольклорная основа произведения. Преданность героини. Образ главной героини.
|
| Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.
Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной.
Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения.
| |
| | 2.Тема предательства в сказке «Снегурочка». Проблематика произведения.
|
| |
| | 3.В.М. Гаршин «Attalea prinsceps»
Стремление к свободе главной героини.
|
| |
| | 4.Средства создания сказочного повествования. Символика сказки «Attaleaprinsceps»
|
| |
| | 5.В.А. Каверин «Лёгкие шаги». Две Снегурочки.
|
| |
| | 6.Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё.
|
| |
| | 7.Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания
|
| |
| | 8.А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Философское звучание романтической сказки.
|
| Знать содержаниепроизведения,
Особенностисюжета, героев.
Уметьанализироватьхудожественный мирфилософской сказки, давать характеристику героям
| |
| | 9.Тема человеческой ответственности за свою планету.
|
| |
| | 10.Символика в сказке. Особенности композиции произведения.
|
| |
| | 11.РР. Письменный развернутый ответ «Смысл афоризма из сказки»
| РР
| Строить ответ как законченное высказывание: формулировать ответ-тезис, приводитьпримеры-иллюстрации к тезису, цитироватьпроизведение, делать вывод.
| |
| | 12.Контрольная работа по разделу «Развитие фольклорных жанров в литературе»
|
| Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных
произведений; изученные теоретико-литературные понятия
| КР
|
| | Литературная песня
|
| | |
| | 1.Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова.
|
| Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительнонаизусть стихотворение
| |
| | 2.Читательская лаборатория: «Как научиться давать характеристику героя произведения».
| ЧФУОП
РР
| Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, познавать и объяснять поэтический смысл слова, выражения, художественного описания, художественной детали, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи. Называть основные правила составления характеристики героя произведения
| |
Раздел «Из зарубежной литературы», «Из русской литературы 20 века»
|
|
|
| | |
Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив.
| | 1.Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Образ путешественника в литературе.
|
| Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.).
Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.
Писать сочинение
| |
| | 2.Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. (РР. Сравнить описание острова в книге Д.Дефо и в фильме С.С.Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)
| РР
| |
| | 3..А.С. Грин Жизнь и творчество. «Алые паруса». Детство и юность Ассоль и Грея.
|
| |
| | 4.«Алые паруса». Тема мечты. Интерпретация произведения.
|
| |
| | 5.РР.Изобразительно-выразительные средства повести-феерии Грина «Алые паруса».
| РР
| |
| | 6.Воплощение мечты как сюжетный приём
|
| | |
| | 7.Э.А. По «Золотой жук», «Низвержение в Мальстрем».
Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда.
|
| Знать содержание прочитанного литературногопроизведения; понятие о детективнойлитературе; особенности сюжета и композиции в детективе. Уметь определять в произведении
элементы сюжета, композиции; узнавать детектив по его жанровым признакам
| |
| | 8.Загадки рассказов Э.По. Характерные особенности произведений Э.По.
|
| |
|
| 1-2.Мой читательский выбор.
Полугодовая контрольная работа
| | Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературныхпроизведений; изученные теоретико-литературные понятия
| КР
|
»
| | 9.Читательская лаборатория: «Как определить авторское отношение к герою».
| ЧФУОП
РР
| Называть основные правила определения авторского отношения к герою
| |
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века».
Теория литература
| | |
| | |
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества
|
|
|
| | |
| | Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества
|
| | |
| | 1.Как создается художественный мир стихотворения
|
| Применять основные правила изучающего чтения учебно-научной статьи: находить фрагменты статьи и на их основе объяснять смысл понятий метр, стих, стопа, двусложные и трехсложные метры, вольный стих, рифма, белый стих, строфа. Выразительно читать лирическое произведение. Отвечать на вопросы к произведению
| |
| | 2.Читательская лаборатория: «Как научиться определять стихотворный метр».
| ЧФУОП
РР
| Практикум по определению стихотворного метра.
| |
| | 3.Смысл названия и пафос стихотворенияА.С. Пушкина «Узник»,
|
| Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения.
Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.
Сравнивать стихотворения поэта общей лирической проблематики: лирическая проблематика (одиночество лирического героя), лирическая интонация (философское размышление), особенности поэтической речи (прием олицетворения, символичность образов, риторические восклицания, риторические вопросы, эпитеты). Различие: представление о лирическом герое (страдающий-мятежный)
| |
| | 4.Чтение и восприятие стихотворений А.С.Пушкина «Поэт», «Дельвигу»
| ЧФУОП
| |
| | 5.Идейное и художественное своеобразие стихотворенияА.С. Пушкина «Зимняя дорога», «Туча»
|
| |
| | 6.Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика Е.А. Боратынский «Водопад»
|
| |
| | 7.Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
| Проект «Мой взгляд на прочитанное»
| |
|
| 8 -9.РР.Сравнительная характеристика стихотворений М.Ю.Лермонтова «Парус», «Тучи»
| РР
| |
| | 10.Образы природы как средство раскрытия души лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина «В зимний вечер по задворкам...», «Сыплет черёмухаснегом...»,
|
| |
| | 11.Образ Родины в стихотворениях С.А. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота...»
|
| |
| | 12.РРАвтор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.
|
| |
| | 13.Авторское мироощущение и читательские впечатления. Б.Ш. Окуджава «Полночный троллейбус»
|
| |
| | 14-15.Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
|
| Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта
| |
| | 16-17.Образ поэта в лирике. М.B. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...».
В.Ф. Ходасевич «Поэту»
|
| Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно
| |
| | 18.Читательская лаборатория: «Как услышать в художественном произведении голос автора».
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
| ЧФУОП
РР
| Выразительно читать лирическое произведение. Отвечать на вопросы к произведению. Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, познавать и объяснять поэтический смысл слова, выражения, художественного описания, художественной детали, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи «Как услышать в художественном произведении голос автора». Формулировать способы выражения авторской позиции в произведении.
| |
| | 19-20.РР. Интерпретация стихотворения.
Представление презентаций, посвященных поэзии
| РР
| Анализ стихотворения: определять художественные приемы (антитеза) и выразительные средства поэтической речи: употребление высокой (книжной) речи, обилие эпитетов, сравнение.
Чтение сонетов. Пересказ основных правил определения стихотворного метра.
| |
| | 21.Сонет как формализованный стихотворный жанр
| ЧФУОП
| |
История литературы.Раздел «Из русской литературы 19 века»
Теория литературы.
|
| |
| | |
Страницы классики
|
| 1.Литературное произведение как художественное единство
| ЧФУОП
| Применять основные правила изучающего чтения статьи: дотекстовое задание, самостоятельная подготовка к выполнению заданий после чтения статьи
| |
| | 2.Литература как поэтическая память народа
Н.М. Карамзин: писатель и историк.
| ЧФУОП
| Самостоятельно читать статью, применяя правила ознакомительного чтения: называть основные теоретико-литературные понятия и пересказывать их определения
| |
| | 3.Историческая основа новеллы Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Образы Натальи и Алексея Любославского.
| ЧФУОП
| Выразительно читать фрагменты текста, характеризовать образ Натальи, Алексея Любославского, определять средства создания исторического колорита в литературном произведении. Объяснять нравственный выбор героев, формулировать авторскую идею.
| |
| | 4.Нравственная проблематика новеллы. Способы и приёмы создания исторического колорита в новелле.
| ЧФУОП
| |
| | 5.Развернутый письменный ответ («Нравственный выбор героев»)
| ЧФУОП
РР
| Строить ответ как законченное высказывание: формулировать ответ-тезис, приводить примеры-иллюстрации к тезису, цитировать произведение, делать вывод.
| |
| | |
|
| |
|
| А.С.Пушкин
|
|
| |
| | 1..А.С. Пушкин «Повести Белкина»
Из биографии поэта. История создания «Повестей Белкина».
|
| Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя.
Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа
| |
| | 2.«Метель». Бурмин и Мария Гавриловна. Авантюрный сюжет.
|
| |
| | 3.Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям.
|
| |
| | 4.«Станционный смотритель». Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.
|
| |
| | 5.Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести «Станционный смотритель»
|
| |
| | 6-7РР. Сочинение с элементами литературоведческого анализа
| РР
| |
|
| М.Ю.Лермонтов
|
| | |
| | 1.М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Из биографии поэта (к истории создания стихотворения).
Историческая основа стихотворения.
|
| Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям
| |
| | 2.Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении.
|
| Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту
| |
| | 3.Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова
|
| |
|
| Н.В.Гоголь
| | | |
| | 1.Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Из биографии (к истории создания цикла). И.П.Белкин и Рудый Панько.
|
| Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
| |
| | 2.«Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы в повести. Образы главных героев (Вакула и Оксана).
|
| |
| | 3.Поэтизация казачьей вольности и чувства любви
|
| |
| | 4.Комическое в произведении Н.В.Гоголя.Комическое у Гоголя
|
| |
| | 5.Особенности сюжета и композиции новеллы Н.В. Гоголя «Страшная месть».
| ЧФУОП
| |
| | 6.Основной конфликт. Художественная роль пейзажа в новелле Н.В. Гоголя «Страшная месть».
| ЧФУОП
| |
| | 7.Тема человеческой ответственности в противоборстве со злом в новелле Н.В. Гоголя «Страшная месть».
| ЧФУОП
| |
|
| И.С.Тургенев.
|
| | |
| | 1.И.С. Тургенев «Муму»
Из биографии (к истории создания рассказа).
| Проект «Устаревшие слова. Их значение и назначение»
| Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать героев, сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
| |
| | 2.Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя.
|
| |
| | 3.Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Автор и рассказчик в произведении. (РР. Письменная работа: Мог ли Герасим спасти любимую собачку? Почему Герасим возвратился в деревню, принадлежащую той же барыне?)
|
| |
|
| 1.Образ положительного героя в русской классической литературе
|
| | |
| | 2-3.РР.Мой читательский выбор.
Сочинение «Характеристика героя литературного произведения»
| РР
| Учиться писать сочинение на литературную тему: соблюдать композицию (вступление, основная часть, заключение), основную часть строить как характеристику героя (как систему оценок героя на основе использования приемов характеристики), оформлять сочинение как законченное высказывание (соответствие теме и коммуникативному замыслу, смысловая и речевая связность частей, абзацное членение высказывания в жанре сочинения)
| |
| | 4.Сон как прием организации повествования в новелле В.Я.Брюсова «В башне»
| ЧФУОП
| Определять особенность художественного мира произведения В.Брюсова, объяснять использование художественного приема сна в произведении.
| |
| | 5.Читательская лаборатория: Как представить себе художественное пространство и художественное время в произведении. Анализ и редактирование сочинений учащихся
| ЧФУОП
РР
| Составление на основе статьи тезисного плана к ответу на вопрос: «Что нужно знать, чтобы представить себе художественное пространство и художественное время в произведении. Учиться редактированию собственных работ на основе анализа их типичных и индивидуальных недочетов.
| |
История литературы.Разделы «Из русской литературы 19 века», «Из русской литературы 20 века»
Теория литературы
|
| |
| | |
Среди ровесников
| | 1-2.С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Из биографии (детские годы писателя). Формирование характера Сережи.
|
| Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.
Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)
| |
| | 3.Л.Н. Толстой «Детство» Из биографии (детские годы писателя).
Автобиографичность произведения
|
| Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.
Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.
Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.
Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)
| |
| | 4.Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье.
|
| |
| | 5.Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна
|
| |
| | 6.Взросление Николеньки Иртеньева. Тема воспитания и становления характера в повести.
|
| |
| | 7.А.Н.Толстой Повесть «Детство Никиты». Жизнь, изображенная в восприятии ребенка.
|
| |
| | 8.М. Горький «Детство»
Из биографии (детские годы писателя). Герой-рассказчик и автор.
|
| |
| | 9.Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство.
|
| |
| | 10.Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла (письменный ответ: Какова роль бабушки в жизни Алеши? Расскажите о своем близком человеке).
|
| |
| | 11-12.РР. Сочинение «Образ детства у разных писателей»
| РР
| |
| | 13..Ю.Я. Яковлев «Багульник», «Разбуженный соловьём» Человек в общении с природой.
|
| Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкцию
Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, определять базовые теоретико-литературные понятия и объяснять их значение в процессе поэтапного чтения статьи. Называть основные правила составления характеристики героя произведения.
Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкцию
Самостоятельно находить фрагменты текста, выразительно читать их, отвечать на вопросы и задания в статье, определять базовые теор
|