![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4А. Эволюция государства в Древнем Риме
(4 часа) Некоторые ключевые понятия темы: империум, квириты, клиент, комиции курии, магистратуры, патрон, патриций, плебей, рекс, сецессия, центурии, цивитас. 1. Возникновение государства в Древнем Риме – 2. Государственный строй Римской республики – интерактивное занятие. 3. Государственный строй Римской империи: государственная организация принципата; система управления при доминате - самостоятельно. Цель: Охарактеризовать форму и тип государства в Риме в V-Iвв. до н.э., формирование ОК-1-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9 Задачи: 1. Проследить периодизацию истории древнего Рима с точки зрения его государственно-правового развития. Охарактеризовать особенности возникновения государства в древнем Риме, правовое положение и социальный статус основных категорий населения в ранней римской общине, причины, характер и значение борьбы патрициев и плебеев. 2. Проанализировать реформы Сервия Туллия, последующее законодательство, направленное на уравнение в правах патрициев и плебеев, процесс формирования аристократической республики. Е занятие. 3. Определить порядок формирования и охарактеризовать компетенцию государственных органов Рима в период республики: все виды комиций, их полномочия и порядок работы; Сенат, его формирование и основную компетенцию; принципы построения и функционирования системы магистратур, как высших, так и низших. Работу проделать путём составления должностной инструкции для кандидатов, избираемых на должность. Ход занятия: На доске – шаблон должностной инструкции: требования к заседателям собраний, сенаторам, кандидатам в магистраты (перечень всех цензов дают студенты), место, время выборов, периодичность, возможность совмещения, проверка кандидата, способ голосования; порядок исполнения должности; компетенция, ответственность. Между 10-ю микрогруппами преподаватель распределяет органы государственной власти Рима для составления инструкции (три вида собраний, сенат, шесть магистратур). Хронометраж: Вводное слово преподавателя, постановка цели, распределение ролей – 5 мин. Работа микрогрупп – 10 мин. Доклады микрогрупп – по 5 мин.=50 мин. Взаимооценка с применением принципа «пять «П» и «ПОПС», Формулирование выводов о форме и типе Римского государства в V-I вв.до н.э.– 5мин. Подведение итогов преподавателем, объявление оценок – 5 мин. Блиц-тестирование по темам 3 и 4а (10 мин. в конце занятия) Литература Штаерман, Е. М. К итогам дискуссии о римском государстве // Вестник древней истории. 1990.№3. Дементьева, В. В. Магистратская власть Римской республики: содержание понятия «империум» // ВДИ, 2005, №4. Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985. Егоров, А. Б. Римское народное собрание. Правовой статус и властные полномочия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. - 2010. - Вып. 2. - С. 59-72. /https://elibrary.ru/item.asp? id=15246965 Ерофеева, Д. В. Юридическое лицо как субъект права в Древнем Риме = LegalEntityas a SubjectofLowinAncientRome // Вестник Российской правовой академии. - 2009. - N 4. - С. 6-9. Игнатенко А. В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре: историко-правовое исследование. Свердловск, 1988. Кнабе Г. Римское общество в эпоху ранней империи. М., 1983. Разуваев, Н. В. Элементы дуализма царской власти в раннем Риме // История государства и права. - 2011. - N 7. - С. 9-14. Дополнительное задание для самостоятельной работы: 1. Составить реферат-презентацию по любой из предложенных тем: Управление провинциями. Эволюция государственного строя в период принципата. Упадок республиканских учреждений и возрастание политической роли армии. Формирование чиновничьего бюрократического аппарата и переход к доминату. Реформы Диоклетиана и Константина. 2. Составить план-конспект по любой статье, предложенной в списке литературы.
|