Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Государство и право США в новейший период (4 часа)






Некоторые ключевые понятия темы: абсентеизм, антитрестовское законодательство, делегированное законодательство, констебль, сегрегация.

1-е занятие:

1. Тенденции развития государственного строя.

2. Поправки к Конституции. Роль Верховного суда как органа конституционного надзора.

Задачи:

1. Охарактеризовать развитие государственного строя США в XX в., указав на тенденцию усиления исполнительной власти, ее причины и последствия. Оценить изменения во взаимоотношениях органов законодательной и исполнительной власти, формы и способы контроля Конгресса над исполнительной властью.

2. Проиллюстрировать проблему конкуренции военных полномочий Конгресса с полномочиями президента как верховного главнокомандующего.

3. Объяснить причины возрастания роли органов судебного конституционного контроля.

3. Классифицировать поправки к конституции, проиллюстрировать на примере поправок процесс демократизации избирательной системы.

2-е занятие:

3. Социальное и профсоюзное законодательство. Законодательство об общественных объединениях и гражданских правах. Антикоммунистическое законодательство. Проводится в форме деловой игры – «дебаты».

Задачи:

1. Изучить социальное и профсоюзное законодательство 30-х гг. как составную часть «нового курса» Ф. Д. Рузвельта. Проанализировать содержание и значение закона Вагнера 1935 г., закона о пенсиях 1935 г., законов 1938 г. о минимальной заработной плате и продолжительности рабочей недели.

2. Объяснить причины антирабочей направленности законодательства после второй мировой войны. Проанализировать Закон Тафта-Хартли 1947 г. и закон Лэндрама-Гриффина 1959 г. Провести историческое толкование понятия «нечестная трудовая практика» на основе сравнительного анализа законов Вагнера 1935 г. и Тафта Хартли 1947. Охарактеризовать социальные программы Д. Кеннеди и Л. Джонсона.

3. Проанализировать законодательство об общественных объединениях: законы Смита и Вурхиса 1940 г., антидемократическое законодательство периода «холодной войны» и маккартизма: исполнительный приказ Г. Трумэна о проверке лояльности государственных служащих; закон о внутренней безопасности 1950 г. (Маккарэна - Вуда). Закон Хэмфри-Батлера 1954 г.

4. Оценить последствия «негритянской революции» и законодательство 50-70-х гг. против расовой дискриминации. Отметить тенденцию пересмотра антидемократического законодательства, охарактеризовать опасности обратной дискриминации.

Ход занятия:

1-й этап. Предварительная подготовка. Преподаватель не менее чем за неделю распределяет темы выступлений:

1. «Социальное и профсоюзное законодательство» - Первая команда анализирует и оценивает законодательство 30-ч и 40-х гг. выступая на стороне рабочих. Вторая команда выступает на стороне работодателей.

2. «Антикоммунистическое законодательство» - первая команда выступает на стороне государства, ужесточающего меры по отношению к сторонникам коммунистической идеологии, вторая команда выступает в поддержку политического плюрализма.

3. Гражданское и антидискриминационное законодательство – первая команда обосновывает прогрессивный характер законодательства в этой области, вторая критикует его непоследовательность и несовершенство, характеризует опасности позитивной дискриминации.

Группа разбивается на 6 команд, каждая из которых готовится отстаивать свою позицию. Студенты заранее изучают нормативный и учебно-методический материал по своей теме, составляют кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны. Каждая команда (подгруппа) создает презентацию выступления, составляет вопросы для оппонентов. Цель вопросов - обнаружить противоречия в позиции противоположной стороны.

2-й этап. Вступление.

Преподавателем произносится вводное слово с определением задач дебатов, а так же выбираются судьи (три человека), которые оценивают выступления по известным критериям (Пять «П»).

Каждая команда выбирает спикера, который представляет выступление команды, определяет ключевые понятия, выдвигает критерии (цели), представляет кейсы (утверждения), формулирует заключение (таким образом….., готов ответить на ваши вопросы…).

3-й этап. Основная часть. Хронометраж:

Вступление – 5 мин.

Спикер У1 команды утверждения - 9 мин.

Вопросы к спикеру – 3 мин.

Спикер О1 команды отрицания – 9 мин.

Вопросы к спикеру – 3 мин.

Спикер У2 команды утверждения –9 мин.

Вопросы к спикеру – 3 мин.

Спикер О 2 команды отрицания – 9 мин.

Вопросы к спикеру – 3 мин.

Выступление спикера У 3 команды утверждения – 9 мин.

Вопросы к спикеру – 3 мин.

Выступление спикера О 3 команды отрицания –9 мин.

Вопросы к спикеру – 3 мин.

Выступающие в дебатах отвергают аргументы оппонентов, усиливают свою позицию, представляют доказательства. Вопросы задаются с целью принизить значение аргументов противоположной стороны и обнаружить слабые места оппонентов.

Судьи выполняют роль «таймкиперов», которые следят за соблюдением хронометража и корректностью дебатов.

4-й этап. Выводы. Преподавателем и судьями анализируется подготовка команд к дебатам, по итогам определяется лучший спикер, команда-победитель – 10 мин.

Оборудование: мультимедийный проектор, песочные часы, гонг (таймер).

 

Нормативные акты, необходимые для изучения:

Поправки к Федеральной конституции США, XVIII—XXI // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К. И. Батыраи Е. В. Поликарповой.М., 1996. Т. 2.

Послание Ф. Д. Рузвельта конгрессу 17 мая 1933 г. // Там же.

Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. // Там же.

Отмена золотого стандарта 5 июня 1933 г. // Там же.

Закон о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. // Там же.

Кодекс о справедливой конкуренции для хлопчатобумажной текстильной промышленности 17 июля 1933 г. // Там же.

Из материалов Верховного Суда по делу «Птицеторговая корпорация Шехтера» против Соединенных Штатов Америки, 1935 г. // Там же.

Закон Джонсона от 13 апреля 1934 г. // Там же.

Закон Смита (1940 г.) // Хрестоматия по истории государст­ва и права зарубежных стран. Т. 2: Современное государство и право / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова.М., 2003.

Закон Тафта—Хартли (1947 г.) // Там же.

Закон Маккарена—Вуда (1950 г.) // Там же.

Закон Хэмфри—Батлера (1954 г.) // Там же.

Закон о национальном чрезвычайном положении (1976 г.) // Там же.

Дело Брауна (1954 г.) // Там же.

Закон о гражданских правах (1957 г.) // Там же.

Закон о гражданских правах (1964 г.) // Там же.

Закон о федеральных избирательных кампаниях (1972 г.) // Там же.

Литература

Абрамов Ю. К., Зубок В. М. Партии и исполнительная власть в США (70-80-е годы). - М., 1990.

Абрамов, П. В. Правовые режимы социального государства в зарубежных странах // Закон и право. – 2013. - № 3. – С. 37-39.

Жидков О. А. Верховный суд США: право и политика. -М., 1985.

Исаева, Е. А. Позитивные действия или дискриминация " наоборот": взгляд зарубежных стран // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Сборник научных трудов (по материалам VIII международной заочной научно-практической конференции, состоявшейся 6 ноября 2009 г.): в 2-х ч. Ч. 1. - Киров: Филиал НОУ ВПО " СПбИВЭСЭП", 2009. - С. 116-119

Исаева, Е. А. Предотвращение дискриминации в трудовых отношениях: теоретические аспекты и юридическая практика (по опыту США) // Дайджест диссертационных исследований: Трудовое право. - М.: ЭкООнис, 2010, Т. I ч. 2. - С. 155-158

Левчук, С. В. Политико-правовая оценка чрезвычайного законодательства «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта в США периода мирового экономического кризиса и депрессии (1929-1938 гг.) // История государства и права. – 2012. - № 13. – С. 38-43.

Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992.

Каменщиков А. В. «Антисоциальные сделки» в законодательствах зарубежных государств // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. - № 3. – С. 205-211. /https://apel.ieml.ru/archive/article/3130

Кучеренко, П. А. Полномочия президента США в системе сдержек м противовесов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2010. - № 4. – С. 92-101. (https://elibrary.ru/item.asp? id=15502757)

Мишина, Е. Миссисипи против Джонсона как судебное зеркало президентского иммунитета // Российская юстиция, 1998, №1.

Николаев, Б. В. Содействие и противодействие расовой дискриминации в практике Верховного суда США: от «Плесси» до «Брауна» // История государства и права. – 2011. - № 10. – С. 11-14.

Никофоров М. А. Гражданские права и свободы в США. Судебная доктрина и практика. М., 1991.

Оболонский, А. В. Государственная служба США: история и современность // Государство и право, 1999, №4.

Политические институты США: история и современность. - М., 1988.

Разделенная демократия. Сотрудничество между президентом и Конгрессом. - М., 1994.

Сафонов, В. Н. Права человека и социальное законодательство в США: (Историко-правовые аспекты) // Московский журнал международного права. М., 1998, №4.

Селезнев Л. И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995. С. 113-198.

Сморгунова, В. Ю. Закон об утвердительном действии или дискриминация наоборот: американский опыт // Политика, право, образование: история и современность: Сборник научных статей кафедры правоведения и методики преподавания права. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009, Вып. 1. - С. 3-21

Сморгунова, В. Ю. Права афроамериканцев в США и закон об утвердительном действии: штрихи историко-правового анализа // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2008, № 5. - С. 24-27

Сморгунова В.Ю. Англо-американский либерализм как основание западной модели гражданского общества: теоретико-правовой анализ // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2006, т. 6, № 16.https://cyberleninka.ru/article/n/anglo-amerikanskiy-liberalizm-kak-osnovanie-zapadnoy-modeli-grazhdanskogo-obschestva-teoretiko-pravovoy-analiz

Черниловский З.М. От Маршалла до Уоррена (очерки истории Верховного суда США). - М., 1982.

Дополнительное задание для самостоятельной работы: Составить рецензию на любую статью, предложенную в списке литературы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал