Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объем дисциплины
Очная форма обучения:
Виды учебной работы, формы контроля
| Всего часов
| Учебные семестры,
номер
|
| | | Аудиторные занятия
|
|
| | | Лекции
|
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
| Лабораторные работы
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации
|
|
| | | Промежуточная аттестация
|
| Э
| |
| Общий объем по учебному плану, час.
|
| Общий объем по учебному плану, з.е.
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код раздела, темы
| Раздел, тема
дисциплины*
| Содержание
| Р. 1
| Этикет: понятие, функции, принципы, виды
| Тема 1. Этикет: понятие, функции, принципы, виды.
Проблема определения этикета. Этос-этика-этикет: взаимосвязь и различие. Этикет и мораль. Предмет этикета. Функции этикета. Этикет как специфическая коммуникативная система. Структура этикетной ситуации. Проблема единства этикета. Виды (придворный, дипломатический, военный, общегражданский, деловой) и принципы этикета. Парадоксы этикета.
| Р. 2
| История этикета
| Тема 2. Этикет как социокультурный и исторический феномен.
Социокультурные условия зарождения этикета. Западноевропейский этикет: этапы и основные черты. Этикет в Античности: принципы «калокагатии», разумности и «золотой середины». Этикет в Средние века: «Дисциплина клерикалис» Петруса Альфонса, рыцарский кодекс, куртуазный этикет. Этикет Возрождения: противоречие и взаимовлияние религиозной и светской культур. «О придворном» Бальтассаре де Кастильоне. Этикет при Людовике XIV. Особенности придворного этикета в Англии и Франции XVII века. Изменение этикетных норм в XVIII веке. Письма лорда Честерфильда. Буржуазный этикет XIX века. Особенности современного придворного этикета.
Этикет в России: начало и развитие. Этикетная культура Киевской Руси. Христианство как основа благовоспитанности. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Домострой». Эволюция нравов в России XVIII века. «Юности честное зерцало» Петра I. Особенности дворянского этикета. Специфика трансформации российского этикета в XIX-XX вв.: этика и этикет русского предпринимательства. Этикет после 1917 года.
| Р.3
| Общегражданский этикет
| Тема3. Общегражданский этикет: основные принципы и правила поведения.
Кодекс хороших манер: основные положения. Правила поведения на улице, в различных видах транспорта, в административных учреждениях, музеях, театрах, церкви, развлекательных комплексах и т.д. Правила поведения во время путешествия. Обряды и торжества.
Нормы взаимоотношений по статусам, полу, возрасту. Этика и этикет во взаимоотношениях мужчин и женщин. Галантность.
Гостевой этикет. Этикет подарков. Язык цветов. Правила приёма гостей. Поведение в гостях.
Застольный этикет. Правила посещения ресторанов, кафе, баров, и т. д. Разнообразие приемов: банкет, фуршет, шведский стол, холодный буфет, бизнес-ланч и т. д. Стили застольного этикета (континентальный, американский).Сервировка стола. Посуда и столовые приборы. Правила поведения за столом. Беседа во время еды, тосты. Порядок подачи блюд. Винный этикет.
Этикет одежды: основные принципы. Индивидуальный стиль, мода и этикет.
| Р. 4
| Деловой этикет
| Тема 4. Современный деловой этикет: основные принципы и нормы.
Деловой этикет: понятие, принципы и функции. Понятия служебного, корпоративного, профессионального и бизнес-этикета. Деловой этикет и деловая этика. Этикет и корпоративная культура.
Поведение с коллегами, подчиненными и руководством. Ранг и субординация. Нормы взаимоотношений по статусам, полу, возрасту. Мужчины и женщины как деловые партнеры. Деловой этикет секретаря.
Принципы и нормы этикета при проведении деловых встреч, визитов, бесед, совещаний. Прием посетителей. Правила для посетителей. Прием на работу и собеседование.
Имидж делового человека. Искусство успешной самопрезентации. Составляющие профессионального имиджа.
Этикетное оформление офиса, делового кабинета, приемной.
Основные правила этикета в условиях конфликта. Неформальное общение. Поведение на корпоративных мероприятиях развлекательного характера.
Тема 5. Этикет протокольных мероприятий. Деловые переговоры.
Протокольные мероприятия: определение, виды, роль в деловой жизни. Основы дипломатического этикета и протокола.
Деловые переговоры: виды, функции, цели, этапы. Этикетные нормы и принципы, обеспечивающие эффективный переговорный процесс. Подготовка переговоров, приглашение делегации, составление программы, выбор места, транспорт, гостиница. Встреча, рассадка и угощение делегации в переговорном помещении. Пресса, работа переводчика, запись переговоров. Окончание переговоров. Деловые подарки и сувениры. Культурные мероприятия. Проводы делегации.
Тема 6. Виды официальных приемов и правила поведения участников. Соотношение коммуникативной и гастрономической составляющей в деловом застолье.
Дневные и вечерние официальные приемы. Приемы с рассаживанием и без него. Завтрак (ланч), бранч, чайный или кофейный стол, фуршет, коктейль («бокал шампанского», «бокал вина»), обед, обед-буфет (шведский стол), ужин, журфикс, барбекю. Форма одежды и поведение на официальных приемах. Варианты расположения гостей на официальном обеде и виды обслуживания («в стол», «в обнос»). Особенности делового завтрака, делового обеда, делового ужина. Домашний деловой прием: подготовка, приглашение в гости, встреча гостей, размещение за столом, порядок обслуживания, подача блюд и напитков.
Тема 7. Этикетные правила организации и проведения публичных мероприятий и общения со СМИ.
Правила организации и проведения конференций, семинаров и презентаций. Повод, приглашение, сопровождение мероприятия, общение с участниками и спикерами. Особенности норм этикета при общении с прессой (пресс-конференция, брифинг, интервью). Выступление с докладом: речевое и невербальное поведение, внешний вид, имидж. Неформальная часть мероприятия.
Тема 8. Вербальные средства коммуникации, особенности их использования в деловом общении.
Речевой этикет: основные принципы. Речевая культура делового разговора. Обращение, приветствие, знакомство, представление, обращение, беседа, спор, дискуссия, интервью, выступление. Этикетные речевые формулы, используемые в деловых ситуациях. «Темы-разрушители» и «темы-созидатели» в деловом общении. Деловой комплимент, светская беседа, small talk. Запретные темы.
Эпистолярный этикет: общие требования и нормы в деловой переписке. Деловая корреспонденция. Визитные карточки.
Нормы этикета при взаимодействии посредством электронных средств (телефон, факс, сотовый телефон). Специфика этикета при общении в сети Интернет.
Тема 9. Невербальные средства коммуникации: особенности использования в деловом общении.
Кинесические особенности невербального общения: взгляды, жесты, походка, осанка, мимика, позы. Проксемические особенности невербального общения.
Этикет внешности: стандарты делового мужского и дамского костюма. Понятие дресс-кода. Стили одежды (консервативный, коммуникативный, креативный). Использование аксессуаров и макияжа. «Язык одежды».
| P.5
| Этикет и национальная культура
| Тема 10. Международный этикет: универсальность принципов и национальная специфика. Особенности делового общения в различных странах.
Специфика общегражданского этикета зарубежных стран: традиционные, религиозные и психологические особенности. Язык. Зрительный контакт. Одежда. Рукопожатия. Курение. Еда. Жестикуляция.
Основные принципы и правила международного делового этикета. Национальные стили делового поведения. Этикетные нормы в европейской деловой культуре (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швеция и др.). Особенности североамериканской деловой культуры (США, Канада). Специфика деловой культуры Востока и арабских стран (Китай, Япония, Индия, Юж.Корея и др.). Специфика делового этикета в России.
|
|