Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины






Очная форма обучения:

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего часов Учебные семестры, номер
     
Аудиторные занятия        
Лекции        
Практические занятия        
Лабораторные работы        
Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации        
Промежуточная аттестация   Э    
Общий объем по учебному плану, час.  
Общий объем по учебному плану, з.е.  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины* Содержание
Р. 1 Этикет: понятие, функции, принципы, виды Тема 1. Этикет: понятие, функции, принципы, виды. Проблема определения этикета. Этос-этика-этикет: взаимосвязь и различие. Этикет и мораль. Предмет этикета. Функции этикета. Этикет как специфическая коммуникативная система. Структура этикетной ситуации. Проблема единства этикета. Виды (придворный, дипломатический, военный, общегражданский, деловой) и принципы этикета. Парадоксы этикета.
Р. 2 История этикета Тема 2. Этикет как социокультурный и исторический феномен. Социокультурные условия зарождения этикета. Западноевропейский этикет: этапы и основные черты. Этикет в Античности: принципы «калокагатии», разумности и «золотой середины». Этикет в Средние века: «Дисциплина клерикалис» Петруса Альфонса, рыцарский кодекс, куртуазный этикет. Этикет Возрождения: противоречие и взаимовлияние религиозной и светской культур. «О придворном» Бальтассаре де Кастильоне. Этикет при Людовике XIV. Особенности придворного этикета в Англии и Франции XVII века. Изменение этикетных норм в XVIII веке. Письма лорда Честерфильда. Буржуазный этикет XIX века. Особенности современного придворного этикета. Этикет в России: начало и развитие. Этикетная культура Киевской Руси. Христианство как основа благовоспитанности. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Домострой». Эволюция нравов в России XVIII века. «Юности честное зерцало» Петра I. Особенности дворянского этикета. Специфика трансформации российского этикета в XIX-XX вв.: этика и этикет русского предпринимательства. Этикет после 1917 года.
Р.3 Общегражданский этикет Тема3. Общегражданский этикет: основные принципы и правила поведения. Кодекс хороших манер: основные положения. Правила поведения на улице, в различных видах транспорта, в административных учреждениях, музеях, театрах, церкви, развлекательных комплексах и т.д. Правила поведения во время путешествия. Обряды и торжества. Нормы взаимоотношений по статусам, полу, возрасту. Этика и этикет во взаимоотношениях мужчин и женщин. Галантность. Гостевой этикет. Этикет подарков. Язык цветов. Правила приёма гостей. Поведение в гостях. Застольный этикет. Правила посещения ресторанов, кафе, баров, и т. д. Разнообразие приемов: банкет, фуршет, шведский стол, холодный буфет, бизнес-ланч и т. д. Стили застольного этикета (континентальный, американский).Сервировка стола. Посуда и столовые приборы. Правила поведения за столом. Беседа во время еды, тосты. Порядок подачи блюд. Винный этикет. Этикет одежды: основные принципы. Индивидуальный стиль, мода и этикет.  
Р. 4 Деловой этикет Тема 4. Современный деловой этикет: основные принципы и нормы. Деловой этикет: понятие, принципы и функции. Понятия служебного, корпоративного, профессионального и бизнес-этикета. Деловой этикет и деловая этика. Этикет и корпоративная культура. Поведение с коллегами, подчиненными и руководством. Ранг и субординация. Нормы взаимоотношений по статусам, полу, возрасту. Мужчины и женщины как деловые партнеры. Деловой этикет секретаря. Принципы и нормы этикета при проведении деловых встреч, визитов, бесед, совещаний. Прием посетителей. Правила для посетителей. Прием на работу и собеседование. Имидж делового человека. Искусство успешной самопрезентации. Составляющие профессионального имиджа. Этикетное оформление офиса, делового кабинета, приемной. Основные правила этикета в условиях конфликта. Неформальное общение. Поведение на корпоративных мероприятиях развлекательного характера. Тема 5. Этикет протокольных мероприятий. Деловые переговоры. Протокольные мероприятия: определение, виды, роль в деловой жизни. Основы дипломатического этикета и протокола. Деловые переговоры: виды, функции, цели, этапы. Этикетные нормы и принципы, обеспечивающие эффективный переговорный процесс. Подготовка переговоров, приглашение делегации, составление программы, выбор места, транспорт, гостиница. Встреча, рассадка и угощение делегации в переговорном помещении. Пресса, работа переводчика, запись переговоров. Окончание переговоров. Деловые подарки и сувениры. Культурные мероприятия. Проводы делегации. Тема 6. Виды официальных приемов и правила поведения участников. Соотношение коммуникативной и гастрономической составляющей в деловом застолье. Дневные и вечерние официальные приемы. Приемы с рассаживанием и без него. Завтрак (ланч), бранч, чайный или кофейный стол, фуршет, коктейль («бокал шампанского», «бокал вина»), обед, обед-буфет (шведский стол), ужин, журфикс, барбекю. Форма одежды и поведение на официальных приемах. Варианты расположения гостей на официальном обеде и виды обслуживания («в стол», «в обнос»). Особенности делового завтрака, делового обеда, делового ужина. Домашний деловой прием: подготовка, приглашение в гости, встреча гостей, размещение за столом, порядок обслуживания, подача блюд и напитков. Тема 7. Этикетные правила организации и проведения публичных мероприятий и общения со СМИ. Правила организации и проведения конференций, семинаров и презентаций. Повод, приглашение, сопровождение мероприятия, общение с участниками и спикерами. Особенности норм этикета при общении с прессой (пресс-конференция, брифинг, интервью). Выступление с докладом: речевое и невербальное поведение, внешний вид, имидж. Неформальная часть мероприятия. Тема 8. Вербальные средства коммуникации, особенности их использования в деловом общении. Речевой этикет: основные принципы. Речевая культура делового разговора. Обращение, приветствие, знакомство, представление, обращение, беседа, спор, дискуссия, интервью, выступление. Этикетные речевые формулы, используемые в деловых ситуациях. «Темы-разрушители» и «темы-созидатели» в деловом общении. Деловой комплимент, светская беседа, small talk. Запретные темы. Эпистолярный этикет: общие требования и нормы в деловой переписке. Деловая корреспонденция. Визитные карточки. Нормы этикета при взаимодействии посредством электронных средств (телефон, факс, сотовый телефон). Специфика этикета при общении в сети Интернет. Тема 9. Невербальные средства коммуникации: особенности использования в деловом общении. Кинесические особенности невербального общения: взгляды, жесты, походка, осанка, мимика, позы. Проксемические особенности невербального общения. Этикет внешности: стандарты делового мужского и дамского костюма. Понятие дресс-кода. Стили одежды (консервативный, коммуникативный, креативный). Использование аксессуаров и макияжа. «Язык одежды».
P.5 Этикет и национальная культура Тема 10. Международный этикет: универсальность принципов и национальная специфика. Особенности делового общения в различных странах. Специфика общегражданского этикета зарубежных стран: традиционные, религиозные и психологические особенности. Язык. Зрительный контакт. Одежда. Рукопожатия. Курение. Еда. Жестикуляция. Основные принципы и правила международного делового этикета. Национальные стили делового поведения. Этикетные нормы в европейской деловой культуре (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швеция и др.). Особенности североамериканской деловой культуры (США, Канада). Специфика деловой культуры Востока и арабских стран (Китай, Япония, Индия, Юж.Корея и др.). Специфика делового этикета в России.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал