![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Персонал – главный потенциал предприятия
(организации) В теории и практике современного менеджмента выделяют шесть основных сфер функционирования предприятия: «Управление персоналом», «Производство», «Финансы», «Управление запасами», «Маркетинг», «Инновации», которые представлены на рис. 2. Специфическая особенность сферы «Управление персоналом» – ее органическое присутствие во всех остальных сферах деятельности предприятия /2/.
Рис. 2. Основные сферы деятельности предприятия Анализ данных, представленных на рис. 2, показывает, что персонал рассматривается в качестве основного фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации. Предприятие развивается и успешно работает, помимо других факторов, благодаря наличию только квалифицированного персонала. Существуют специфические особенности современного персонала как объекта управления: он имеет свои интересы, потребности, волю, цели и по-разному реагирует на управляющие воздействия. Руководство персоналом осуществляется в условиях сложного взаимодействия индивидуальных групп и коллективных целей, высокого уровня неопределенности управляемой среды, поэтому в управлении персоналом большое значение приобретают интуиция, здравый смысл, частный случай. В настоящее время персонал рассматривается как наиболее ценный ресурс организации, а развитие его потенциала – как важная стратегическая задача фирмы для достижения успеха в бизнесе. Персонал фирмы признается объектом корпоративной стратегии и инвестиций, фактором преимущества в конкурентной борьбе /5/. Работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика, законодательство и система налогообложения, появление новых конкурентов и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.). Персонал, который не обладает знаниями и навыками, отвечающими современным требованиям, является тормозом для организации. Персонал организации – совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определенными качественными характеристиками, позволяющими обеспечить достижение целей организации /14/. 1. Существенным признаком персонала организации является наличие у него трудовых взаимоотношений с работодателем. Как правило, эти взаимоотношения оформляются трудовым договором, хотя не исключен вариант отсутствия формального юридического оформления найма. В последнем случае персонал организации лишается гарантий соблюдения по отношению к нему норм трудового законодательства. 2. Важным признаком персонала организации является обладание определенными качественными характеристиками: · способности. Наличие конкретных знаний и профессиональных навыков, опыт работы в определенной сфере деятельности; · мотивации. Круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; · свойства. Наличие психологических, интеллектуальных качеств, необходимых для определенной профессиональной деятельности. В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников. Персонал организации подразделяется на производственный и управленческий. Производственный персонал осуществляет свою деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Производственный персонал обеспечивает выпуск продукции, ее обмен, сбыт, сервисное обслуживание. Он подразделяется на основной и вспомогательный персонал: · основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в производстве; · вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих подразделениях предприятия. Управленческий персонал (служащие) осуществляет трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления, создания новой информации, изменения ее содержания или формы, подготовкой управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализацией и контролем исполнения решений. Управленческий персонал подразделяется на руководителей и специалистов. Эволюция управления персоналом отмечает новый поворотный момент, требующий разработки новой концепции, основанной на комплексном, взаимоувязанном изучении личностных характеристик работников, внешних и внутренних условий работы предприятия и необходимых организационных действий, нацеленных на эффективную деятельность. Назрела объективная необходимость изменения взглядов на кадровое управление, которое представляет собой сложную систему. Выделяют три подхода по управлению персоналом /1/. 1. Управление персоналом – деятельностно-ориентированное. Оно направлено на практические действия. Особое ударение делается на решение служебных проблем в целях выполнения поставленных фирмой задач. 2. Управление персоналом – индивидуально-ориентированное. Насколько это возможно, каждый служащий рассматривается как личность, предлагаются услуги и программы, направленные на реализацию индивидуальных потребностей. 3. Управление персоналом – ориентированное на будущее. Оно должно обеспечить предприятие компетентными и заинтересованными в результатах своего труда служащими. Таким образом, в долговременных стратегиях организаций следует обязательно учитывать человеческий фактор. Основу управления персоналом организации в настоящее время составляют: · возрастающая роль личности работника; · знание его мотивационных установок; · умение формировать и направлять мотивационные установки в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Главное внутри организации – это работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо обратить сознание работника к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе, а не к бездумному исполнению, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку. В современных условиях люди в процессе их трудовой деятельности рассматриваются со следующих точек зрения: · работники – инструмент, обеспечивающий реализацию экономических целей хозяйствующего объекта; · индивиды как человеческая общность, для которой характерны развивающиеся личности; · сотрудники, причастные к единой организационной системе. Цели управления персоналом могут быть достигнуты лишь в том случае, если высшие менеджеры станут рассматривать персонал как главный ресурс фирмы. В целом можно выделить три фактора, оказывающие воздействие на людей в организации: · иерархическая структура организации: основное средство воздействия – это отношения руководства и подчиненных. Уровень давления на работника сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ; · культура: это – вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения; · рынок: сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
|