Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Брестская уния 1596 года
988 году - князь Владимир крестил Русь. 992 г. - создана Полоцкая епархия. 1054 г. – раскол на православие и католичество. 1274г. Лионская уния, 1439г. Ферраро-Флорентийская уния - попытки объединить христианскую церковь. Проблему унии поднимали и великие князья литовские. Она приобрела важность после заключения союза ВКЛ и Польши (Кревская уния 1385г.), крещения Литвы по католическому обряду, издания Ягайло 3 привелеев в 1387 г. и Городельской унии 1413 г., согласно которой на государственные должности могли назначаться только феодалы-католики. Католические феодалы и духовенство заняли господствующее положение в стране, что вызывало недовольство православного населения (унию хотел и Витовт, при нём киевский митрополит Григорий Цамблак во главе посольства был направлен в немецкий город Констанц, где в 1418 г. проходил Вселенский собор, но переговоры об унии не имели успеха). Гродненский привелей 1432 года - православные были формально уравнены в правах с католиками. Привелей 1434 года - уточнял равные права православной и католической шляхты, наделяя православных правом владеть гербами. Статут 1588 г. - Разделе 3 ст.3 говорилось о принципе свободного вероисповедания и веротерпимости. Несмотря на все перечисленные документы, равенство было лишь номинальным. 1573 г. – в РП акт «Аб захаванні ў міры ўсіх грамадзян з боку рознага разумення і ўжівання службы хрысціанскай», однако не мог сдержать внутренних междоусобиц в условиях усиления католической реформации и активизации влияния московского духовенства на внутренние дела РП. Этот процесс особенно усилился после основания в Московском государстве в 1589 г. собственного патриархата и патриарха, который стремился расширить своё влияния на православную церковь Беларуси и Украины. Руководство РП совместно с католическим и частью православного духовенства ВКЛ подготовили проект церковной унии об объединении греко-православной и римско-католической церкви и подчинении новой униатской церкви власти римской курии и Папе Римскому. Король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза с помощью церковной унии стремился вывести православное население Княжества из-под влияния Российского государства. Православные епископы ВКЛ хотели: · сохранить свои владения, · достичь равенства православной церкви с католической, · получить права католических епископов, · обрести доступ к государственной власти. Проект текста унии состоял из 33 статей, в которых предусматривалось: ü сохранение обрядов службы греко-православной церкви, ü униатское духовенство будет пользоваться такими же правами, как и католическое, ü униатские папы смогут не придерживаться безбрачия, как ксёндзы, и иметь собственную семью. Проект был отправлен в Рим вместе с делегацией сторонников унии (Ипатий Патей, Луцкий епископ и др.). Папа Римский Климент VII в январе 1596 г. подписал проект церковной унии. С согласия короля РП Киевский митрополит обвестил о созыве 6 октября 1596 г. в Бресте церковного собора. В первый же день собора делегаты резко поделились на сторонников и противников унии, разделившись на 2 отдельных собора. 8 октября 1596 г. униатский собор торжественно объявил о подписании Брестской церковной унии. Была создана новая униатская греко-католическая церковь. Другой собор отказался признать унию, объявил импичмент униатским владыкам, отлучил их от церкви и отрёкся от церковного объединения. Оба собора обратились к Королю РП с просьбой признать законность своих решений. Король РП и великий князь ВКЛ Сигизмунд III Ваза поддержал сторонников унии и подтвердил акт Берестейской унии 15 декабря 1596 г. Однако вместо консолидации общества между христианскими конфессиями обострилась борьба. В 1623 году в Витебске вспыхнул стихийный бунт против униатского архиепископа Кунцевича, который был убит. За это Витебск был лишён Магдебурского права, была разбурена ратуша, и многие горожане были приговорены судом к смерти. Против многих положений Брестской унии выступало высшее руководство католической церкви Польши. Государственная власть не допустила униатских епископов в сенат государства, создавала препятствия для назначения феодалов-униатов на должности. Несмотря на всё это в 1647 г. на территории РП существовало уже около 4 тысяч униатских приходов. Униатство стало религией сельского населения, городских низов, части мелкой и средней шляхты. III раздел РП 24 октября 1795 года - белорусские земли вошли в состав Российской империи. Началась постепенная ликвидация униатской церкви и перевода населения в православие. 1839 г. - Полоцкий церковный собор ликвидировал Брестскую церковную унию. В заключение необходимо отметить, что взаимоотношения ВКЛ с Польшей, заключение уний с ней, а также религиозная политика государства на протяжении веков значительно повлияла на международные отношения ВКЛ с другими государствами, на складывание политической ситуации не только в восточнославянском регионе, но и во всей Европе.
Вопрос 17. Международные связи и договорные отношения ВКЛ с соседними государствами в 15-17 вв.
Международные соглашения ВКЛ с другими государствами в XIV–XV вв. свидетельствуют об активном участии Княжества в европейских международных делах, а также о стремлении ввести их в законодательное русло. Так, при вступлении на великокняжеский престол Александра был издан в 1492 г. новый закон, который включал важнейшие принципы международной политики ВКЛ: поддержание добрососедских отношений с другими государствами, соблюдение заключенных соглашений, союзов, обязательств и договоров о мире.
Для ВКЛ в середине ХV в. была окончательно снята угроза завоевания белорусских литовских земель немецкими рыцарями, а Тевтонский орден стал вассалом Польши. Однако новым серьезным противником ВКЛ и стало Великое княжество Московское.
Главными чертами международной политики ВКЛ в то время являлись приостановление территориальной политической экспансии на восток и отказ от программы объединения всех восточнославянских земель под скипетром Великого князя Литовского. В конце ХV в. ВКЛ перешло к обороне своих позиций, потеряв в конфликтах с Москвой часть территорий на востоке. С другой стороны, произошел широкий выход его на европейскую политическую арену. ВКЛ было достаточно широко представлено и на международной арене, свидетельством чему явилось, например, участие в Венском конгрессе 1515 г. Дипломатия ВКЛ в первой половине XVI в. сводилась в первую очередь к обеспечению покоя на южных границах, налаживанию хороших отношений с Турцией и Крымом, т.к. войска последних продолжали нападать на земли ВКЛ.
В 1532 г. был заключен мирный договор Польши и ВКЛ с Турцией и Крымским ханством.
Война ВКЛ с Московским государством в 1543-1537 гг. отразила сложившееся к этому времени относительное равновесие сил. Несмотря на агрессивную политика Ивана IV, успехи России в начале Ливонской войны, и взятие в 1563 г. Полоцка ВКЛ удалось стабилизировать ситуацию. Однако в это время трудности в условиях династического кризиса были использованы Польшей.
В результате политического давления ВКЛ было вынуждено заключить в 1569 г. Люблинскую унию. В 1587 г. в Каменце было подписано мирное соглашение между ВКЛ и Россией, с которой Речь Посполитая фактически находилась в состоянии войны. Этот сепаратный мир не был легитимным с точки зрения Люблинской унии и элекционный сейм РП не признал его законным, однако в политическом плане соглашение ясно продемонстрировало новый расклад сил и рост политических амбиций ВКЛ.
Договоры ВКЛ:
· Мельнский мир (1442) — мирный договор между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским с одной стороны и Тевтонским орденом с другой, подписанный на берегу озера Мельно вблизи Радзыня 27 сентября 1422 года. Договор закрепил поражение Тевтонского ордена в Голубской войне. По условиям договора Орден уступал Королевству Польскому часть Куявии с Нешавой и окончательно отказывался от претензий на Жемайтию. Таким образом, территориальный спор между Великим княжеством Литовским и Тевтонским орденом за Жемайтию был решён.
· Вечный мир (1449) — мирный договор, подписанный Василием II, великим князем московским, и Казимиром IV, королём польским и великим князем литовским, 31 августа 1449 года. Великое княжество Литовское (ВКЛ) отказывалось от претензий на Новгород и Псков. Обговаривались все варианты вмешательства Казимира IV в дела Новгородской и Псковской земель. Смоленск, Любутск, Мценск были отнесены к Великому княжеству Литовскому.
· Венденский договор (1501) — союзный договор между Великим княжеством Литовским и Ливонским орденом, заключённый во время войны 1500—1503 годов и направленный против Великого княжества Московского. Договор подписан 21 июня 1501 года в Вендене (Ливония; ныне Цесис в Латвии) — резиденции магистра Ордена. · Благовещенское перемирие (1503) — договор о перемириии сроком на шесть лет, подписанный 25 марта 1503 года и завершивший военные действия русско-литовской войны 1500—1503 годов. Согласно договору, к Русскому государству перешла огромная территория, охватывающая верховья Оки и Днепра с 19 порубежными городами, в том числе Черниговом, Гомелем, Новгород-Северским и Брянском.
· Позвольский договор (1557) (Посвольский мир, Позвольский трактат) — серия договоров между Великим княжеством Литовским и Ливонской Конфедерацией, подписанных 5 и 14 сентября 1557 года в местечке Позволь.
· Виленский договор (1559) — договор, заключённый между Ливонским орденом и Великим княжеством Литовским 31 августа 1559 года, по которому земли ордена и владения рижского архиепископа переходили под протекторат Великого княжества Литовского.
· Ям-Запо́ льский мир(1605-1618) — мирный договор сроком на 10 лет, заключённый между Речью Посполитой и Русским царством 15 января 1582 в деревне Киверова Гора под Запольским Ямом (недалеко от Пскова). Один из дипломатических актов, завершивших Ливонскую войну 1558—1583 годов. Мир длился до самого начала войны 1605—1618 годов. Ям-Запольский мир не разрешил противоречия между Русским царством и Речью Посполитой, отодвинув их разрешение на более дальнюю перспективу.
· Деулинское перемирие (1619) — соглашение, заключённое в селе Деулино близ Троице-Сергиевого монастыря 11 декабря 1618 года или 3 января 1619 года между Русским царством и Речью Посполитой на 14, 5 лет. Перемирие завершило войну, длившуюся с 1609 года за территории современных России, Украины и Беларуси. Граница между двумя государствами отодвинулась далеко на восток, почти вернувшись к границам времён Ивана III. С этого момента и до перехода Ливонии к Швеции в 1622 году территория Речи Посполитой достигла максимального размера в истории — 990 тыс. км². Перемирие было досрочно нарушено Россией в 1632 году с началом Смоленской войны.
· Андрусовское перемирие (1667) — соглашение, заключённое в 1667 году между Россией и Речью Посполитой и завершившее активную фазу Русско-польской войны 1654—1667. Между Россией и Речью Посполитой устанавливалось перемирие сроком на 13, 5 лет, в течение которых государства должны были подготовить условия «вечного мира». Речь Посполитая официально передавала России Смоленск, Черниговское воеводство, Стародубский повет, Северскую землю, а также признавала присоединение к России Левобережной Украины. Россия отказывалась от завоеваний в Литве. Одна из статей примирения давала Москве право заступничества за православных жителей Речи Посполитой. Обе стороны рассчитывали также на то, что Андрусовское перемирие только временное и что его условия через 13 лет будут пересмотрены.
|