Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 18.Политико-правовая идея в Беларуси в 12-16 веках
Политическая мысль XI-XV вв. – мысль периода средневековья - периода зарождения и развития политико-правовых взглядов эпохи возникновения раннефеодального государства (ВКЛ) и становления феодализма. В XI-XIII в в. политическая мысль Беларуси развивалась под влиянием византийской политико-правовой культуры, ставила своей целью теоретическое обоснование абсолютной политической власти. Первые письменные памятники политического характера древней Беларуси посвящались утверждению христианской религии и укреплению феодальной власти. Значительную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Ефросиния Полоцкая (ок. 1120-1173). Это протест против братоубийственных усобиц, отстаивание идеи единства восточнославянских княжеств перед лицом внешней угрозы. Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры этого периода был Кирилл Туровский (1130-1182) Его произведения проникнуты идеями гуманизма, патриотизма, сильной централизованной власти, которая покончила бы с междоусобными войнами Эпоха Возрождения и Реформации – своеобразный золотой век в истории белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация переплетались между собой и развивались одновременно. Одним из самых ярких представителей этого периода явился Франциск Скорина (ок. 1490-1551). Скорина выступал как сторонник справедливости, юридической свободы и равенства всех людей, он осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов. В его работах уже просматривались положения естественного права, развитые позже Г.Гроцием, Т. Гоббсом и другими мыслителями Нового времени. Идеи ученого оказали влияние на содержание I Статута ВКЛ (1529). Современник Скорины Николай Гусовский (около 1470-1533) являлся выразителем передовых общественно-политических взглядов того времени, популяризатором истории и культуры Беларуси. В его поэме «Песнь о зубре» (1522) звучит призыв к единению разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антивоенный пафос. В эпоху реформации значительное влияние имел кальвинизм, крупнейшими идеологами которого были Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633). Следуя за Аристотелем, Волан выделял правильные и неправильные формы правления государством, но в отличие от него осуждал лишь тиранию, а демократию отождествлял с политией. Волан выступал за равенство всех сословий перед законом, считал, что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в первую очередь, от мудрой и справедливой власти. Идея правового государства нашла отражение в III Статуте ВКЛ 1588 г., составителем которого был Лев Сапега. Он подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право и ограничивать свою деятельность законами. В 60–е гг. XVI в. из реформационного движения выделилось радикальное направление – арианство, или антитринитаризм. Крупнейшим идеологом этого направления был Сымон Будный (1530-1593). В работе «О светской власти» он резко критикует существующий государственный строй, требует ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом. Василий Тяпинский (около 1540-1604) выступал в защиту белорусского народа, его культуры от феодально-католической реакции, резко критиковал духовенство за то, что оно не содействовало распространению просвещения среди народа. Основной целью человека считал служение Родине, подчеркивал историческое единство славян. Политическая мысль эпохи контрреформации нашла отражение в работах первого ректора Вселенской иезуитской академии П.Скарги, который являлся убежденным сторонником абсолютной монархии. При этом требовал подчинения светской власти церковной, а короля Папе Римскому. Особое место в общественно-политической мысли этого периода занимала проблема освобождения Беларуси от польского гнета и объединения ее с Россией. Видными представителями этого движения являлись – А.Филиппович и С. Полоцкий. Филиппович решительно выступал за объединение Беларуси и Украины с Россией, резко критиковал произвол светских и духовных феодалов. Цель Полоцкого – установление в обществе «вечного мира», достижение всеобщего благосостояния без расколов и мятежей. С середины XVIII в. на белорусских землях распространяется идеология просветительства (реформирование общественно-политического устройства Речи Посполитой с учетом опыта западноевропейских стран). 3 мая 1791г. принимается Конституция – одна из первых в мире. Однако реализация этих идей в общественно-политической жизни страны была невозможной вследствие слабости заинтересованных социальных сил. Представители – Мартин Почебут-Одленицкий, Тадеуш Костюшко, Якуб Ясинский и другие.
|