Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Двигательного поведения
Является или нет двигательное поведение уместным (адекватным) данной жизненной ситуации — это следующий параметр оценки. Поведение уместно и истинно, когда оно совершенно естественно протекает без нарушений. Следовательно, встает вопрос об этих нарушениях. Двигательное поведение может быть нарушено в трех отношениях: а) оно может быть вполне правильно по своему объекту той содержанию, но неадекватно ситуации по своей силе или интенсивности: слишком сильное или слабое. Слишком сильное часто бывает при избытке чувств или воодушевлении, возбуждении или опьянении, при истерически-безудержных реакциях. Слишком слабое — при выраженной слабости чувств (недостатке жизненной силы) в случаях, когда нормальной, уместной была бы сильная реакция, при выраженной стесненности или самодисциплине, которая держит в узде все проявления организма; в) двигательное поведение может не соответствовать данной ситуации по объекту или содержанию, когда что-то не так, неправильно понято или полностью игнорируется. Это типично для определенных психических заболеваний, особенно для шизофрении с ее совершенно неоправданными реакциями на Katae-либо воздействия. В умеренной форме это характерно также для упрямства в раннем детстве и во время пубертата, обусловленное внутренней неясностью и противоречивостью этих фаз развития, с их трудностями и своенравными реакциями, чувством собственной неполноценности и прорывающейся потребностью в высокой самооценке. Также и тот, кто полностью занят какой-то мыслью или идеей, часто ведет себя бессмысленно с точки зрения условий ситуации, хорошим примером чему служит известный образ рассеянного профессора; с) двигательное поведение может быть неадекватно ситуации как по содержанию, так и по интенсивности. Например, тот, кто, исполненный самообладания, день за даем «проглатывает» все, что его злит, подвергается известной опасности однажды при таком же мелком и, по существу, незначительном поводе «взорваться» в переходящей все границы форме. Это можно часто наблюдать у.молодых людей и в период пубертата. Далее, в этой связи важен и вопрос об истинности. Истинное движение — это значит, ненадуманное, спонтанно произошедшее. Такие движения вырастают из актуальных чувств и настроений, которые своей побудительной составляющей правдиво выражаются в свободном, развязанном, окрыленном типе движения. Тогда можно говорить о ненадуманном «выразительном движении» Они имеют большую «свидетельскую» ценность. Оратор со свободной и разнообразной жестикуляцией, действительные внутренние убеждения которого сами собой проявляются в телесных выражениях, дает нам хороший пример. По-другому бывает при насильственных, то есть более или менее сознательно произведенных движениях. У них всегда есть какой-то характер сделанного, надуманного, ненастоящего. Они отражают рассудочные и волевые намерения. Поэтому эти «нацеленные движения» отличаются повышенным напряжением. Они протекают по ровной прямой или угловаты, при повторении в них появляется что-то монотонное, протекающее с минимумом смены форм. Их легко распознать уже по полуприкрытым глазам. С этой точки зрения хорошо наблюдать за политическими ораторами: он могут (часто с какого-то момента, когда они сами это замечают, они начинают вкладывать в это больше силы и интенсивности) повторять снова и снова один и тот же жест, например, попеременное сильное поднятие и опускание правого предплечья с сжатой в кулак кистью! От этих неистинных или сделанных движений и поз нужно отличать истинно приобретенные. Истинные приобретения первоначально отвечали прежним способам поведения естественно, «без швов». Неистинные — искусственно сделаны («сделав суровое лицо...»). Но тонко чувствующий и критичный наблюдатель легко различит их. В отличие ото рта тело не может лгать. И тот, кто попробует заставить его это делать, будет туг же разоблачен сведущим человеком!
|