Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Язык тела
(Дайджест книги А. Штангль «Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни». Дюссельдорф)
Почему мы можем говорить о языке тела? Простой ответ: поскольку человек иявляется своим телом. Не «у него есть тело», как мы неправильно привыкли говорить. Он есть действительно и однозначно свое тело. С ним связано его существование в этом мире. Человек есть не только специфическая часть Души или Духа, онестьточно так же его тело. Да, его тело - носитель души и духа, носитель всего человека. И поскольку человек есть целостность, единство, которое мы не можем отменить или разорвать, не прервав одновременно и жизнь, то душа и тело суть одно: душа — то, что может существовать в теле, а тело — выражение души. Телесные проявления — это нечто совершенно спонтанное. И мы этого не осознаем или почти или совсем не можем изменить. (Когда мы попытаемся это сделать, исчезнет спонтанность, и любой, сколько-нибудь понимающий наблюдатель тут же почувствует надуманность, сделанность.) Возьмем в качестве примера походку, разве у вас не было так, что на улице на расстоянии нескольких сотен метров - настолько далеко, что нельзя разглядеть лица, - в тесном потоке людей вы вдруг на несколько секунд видели кого-то и в это самое мгновение с совершенной уверенностью этого кого-то узнавали? Настолько характерным, настолько правдивым является образ движений человека, как нам это показывает походка, что при тонком понимании у четырех миллиардов людей можно установить четыре миллиарда вариантов походки. И настолько невероятно живы наши чувства и настолько точно наше чутье, что мы можем схватывать эти тончайшие различия. Насколько неуклюж по сравнению с этим наш осознанный интеллект и настолько бедны возможности нашего языка, если мы едва ли можем описать эти тончайшие различия! Эти непроизвольные движения являются основой ц материалом психологии проявления для понимания значения мимики, жестов и других телесных форм выражения. В жизненных ситуациях, в которых люди проявляют себя совершенно спонтанно, то есть совершенно свободно и естественно, без всякого торможения или расчета что говорить или что делать, а делают так, как приказывают или предлагают их чувства, стремления, сила проявления, естественно, наибольшая. Кроме того, и переживание собственной личности самое интенсивное. Эту интенсивность вы понаблюдаете у детей-которые, начав игру, находятся совершенно и полностью «в ней»! Понаблюдайте эту интенсивность у оратора, который весь в своей речи и ее предмете: его сила проявления, сила «излучения», воздействия максимальны. Так, кто подмешивает слишком много сознательного контроля и оценки в свои проявления, тот настолько уменьшает свое воздействие по сравнению с возможным стимулом. Наибольшая сила воздействия снаружи и наивысшее переживание внутри находятся всегда там, где сознательное Я и проявления тела являются одним, где рассудок и неосознанно руководимое тело взаимодействуют и равно взаимовлияют друг на друга: тогда перед нами уравновешенная, гармоническая, эффективная личность. Здесь мы касаемся фундаментальной и сегодня еще далеко не решенной проблемы, в каком отношении с напряжением и расслаблением находятся жизненные силы человека, о чем в этой книге будет сказано лишь вкратце, только самое основное. Эта книга основываетсякак на сорокалетних занятиях психологией проявления, так и на опыте, полученном в ходе двадцатилетнего проведения семинаров-тренингов по этой тематике. Она написана в первую очередь для жизненной практики, в которой этот инструмент познания людей будет полезен. Поэтому мы сознательно приводим теоретические основания из психологии проявления только в некоторых местах. Иначе книга бы стала слишком объемной и значительно потеряла бы в обозримости. Читатель, понявший принципиальные взаимосвязи (излагаемые в первой части), как правило, сможет сам найти обоснование для любого содержания выражения. При этом ради ясности и обозримости мало представлены также некоторые редкие особенности в протекании проявления, которые практически имеют мало значения.
|