Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная система управления охраной окружающей среды и природопользованием
Мировая практика свидетельствует о том, что без достаточно развитой системы управления экологическими видами деятельности предотвратить необратимую деградацию окружающей среды невозможно. Развитие этой системы должно основываться на следующих основных принципах: опора на современный научно-технический потенциал; приоритетное развитие нормативно-правовой базы; развитие общественного движения в защиту природы; неизбежность поэтапного решения экологических задач в соответствии с экономической и организационной подготовленностью страны; необходимость достаточного информационного обеспечения экологического движения; экологическое образование; становление отечественного экологического движения как части международного. Среди методов управления можно выделить административные, нормативно-правовые, экономические и организационно-хозяйственные. Выработка и принятие решений должны базироваться на достаточно развитой системе контроля. При этом необходимо разделить контрольно-надзирательские и организационно-хозяйственные функции контроля. В данном случае мы не будем останавливаться на административных методах управления. Они достаточно быстро меняются и зависят от государственного устройства, отношения к собственности и других особенностей. Остановимся же на нормативно-правовых методах управления. В данном случае на экологическом праве. Формы управления природопользованием и охраной окружающей среды приведены на рис. 15. Экологический контроль содержит следующие составные элементы: государственный экологический контроль; государственный экологический мониторинг; государственная экологическая экспертиза; производственный экологический контроль; общественный экологический контроль; оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.
Рис. 15 Формы управления природопользованием и охраной окружающей среды
Государственный и общественный экологический контроль – это процессы сбора и преобразования информации о состоянии, естественных и антропогенных изменениях окружающей среды, а также принятия решения. Государственный мониторинг – многоцелевая информационная система, в задачи которой входит наблюдение, оценка и прогноз антропогенного воздействия на окружающую среду и состояния окружающей среды. Экологическая экспертиза – осуществляет оценку проектной и других видов документации, обосновывающих хозяйственную или иную деятельность, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. В содержание экологической экспертизы входят научная, нормативная, санитарная и правовая оценка соответствия проверяемой документации экологическим требованиям.
|