Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обеспечение качества путем внедрения стандартов семейства ИСО 9000
В 1987 г. ИСО, учитывая необходимость перехода к концепции устойчивого развития, а также руководствуясь рекомендациями Консультативной группы Президента ИСО, приняла решение о создании Технического комитета ИСО/ТК 176 «Управление качеством продукции» ИСО 9000. В этом году вышло 5 стандартов. В 1994 году вышла вторая редакция стандартов этой серии, которая уже включала 24 стандарта. Третья редакция вышла в 2000 году. В настоящее время действует новая серия стандартов серии ISO 9000: 2008: ISO 9000: 2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описывает основные положения системы менеджмента качества и устанавливает терминологию, а также представляет собой руководящие указания по выбору и применению стандартов этой серии. ISO 9001: 2008 «Системы менеджмента качества. Требования» излагает модели системы и требования по обеспечению качества на различных этапах жизненного цикла продукции и устанавливает требования к СМК в тех случаях, когда организация: - нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующую обязательным требованиям; - ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требований потребителей и обязательным требованиям. ISO 9004: 2009 «Менеджмента с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход с позиции менеджмента качества» содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ISO 9001: 2008. ISO 19011: 2002 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды». К поддерживающим стандартам семейства ISO серии 9000 относятся стандарты ISO серии 10000 (Технологии поддержки): ISO 10001: 2007 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации». ISO 10002: 2007 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях». ISO 10003: 2007 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организации». ISO 10004: 2010 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению». ISO 10005: 2007 «Менеджмент качества. Руководящие указания по планированию качества». Данный стандарт дает рекомендации, помогающие при получении, анализе, приемке и пересмотре планов качества. ISO 10006: 2005 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества при проектировании». Данный стандарт дает рекомендации, помогающие обеспечить качество процессов внутри проекта и результатов проектирования. ISO 10007: 2003 «Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации». Данный стандарт дает рекомендации по управлению конфигурацией продукции в ходе ее жизненного цикла. ISO 10008 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций». Стандарт находится в стадии доработки. ISO 10012: 2008 «Система менеджмента измерений. Требования к измерительным процессам и измерительному оборудованию». Данный стандарт дает рекомендации по основным характеристикам систем калибровки и руководство по применению статических методов управления процессами для обеспечения установленной точности измерений. ISO/TR 10013: 2007 «Менеджмент организации. Рекомендации по документированию систем менеджмента качества». ISO 10014: 2006 «Менеджмент организации. Руководящие указания по реализации финансовых и экономических преимуществ». ISO 10015: 2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению». ISO/TR 10017: 2005 «Статистические методы. Руководство по применению». ISO 10018 «Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетенции персонала». Стандарт находится в стадии доработки. ISO 10019: 2007 «Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг». Стандарты ISO серии 9000 чаще всего применяются в четырех случаях: - как методический материал при построении СМК на предприятии; - как доказательство качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем; - при оценке потребителем системы качества предприятия-поставщика; - при регистрации и сертификации СМК предприятия зарегистрированным органом по сертификации. В России международным стандартам серии ISO 9000 соответствуют: ГОСТ Р ИСО 9000: 2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 «Системы менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р ИСО 9004: 2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению». На территории России действую две системы стандартов: ISO и ГОСТ Р ИСО, которые по сути одинаковы, но отличаются в системе сертификации. Сертифицированные по ГОСТ Р ИСО системы менеджмента качества действуют только в России, за рубежом нужно сертифицировать по ISO. Для успешного внедрения СМК рекомендуется семь следующих шагов: 1. Всестороннее участие высшего руководства. Для этого необходимо определить: - почему в организации необходимо внедрять стандарты ИСО 9000; - миссию, видение и ценности организации; - заинтересованные стороны организации: клиентов, поставщиков, акционеров, сотрудников, общество и т.д.; - политику в области качества; - согласовать цели организации и связанные с ними цели качества продуктов; 2. Определение ключевых процессов, необходимых для достижения целей в области качества и их взаимодействие; 3. Внедрить и управлять СМК и процессами; 4. Построить свою СМК, основанную на рекомендациях стандартов ИСО: - определить требования стандарта ISO 9001: 2008; - разработать карту с указанием этих требований по отношению к требованиям СМК, где это применимо; - провести анализ пробелов: определить, где в существующей системе соответствие требованиям полное, а где – нет; - включить в процессы СМК необходимые действия, процедуры и механизмы контроля; 5. Внедрить систему тренингов и обучения персонала, проверки эффективности функционирования процесса; 6. Управлять СМК. Для этого необходимо: - сосредоточить внимание на удовлетворенности клиентов; - проводить мониторинг и измерения результатов функционирования СМК; - стремиться к постоянному улучшению; - рассматривать возможность внедрения идеальной бизнес-модели в деятельности компании; 7. В случае необходимости, следует стремиться к прохождению сертификации третьей стороной (регистрации СМК) или, в качестве альтернативы, самодеклирированию соответствия. Ниже приведены примеры из ГОСТ Р ИСО 9000. В ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 удовлетворенность потребителей определяется как восприятие ими степени выполнения своих требований. Исследование удовлетворенности фактически служит оценкой того, как потребители воспринимают деятельность организации в качестве поставщика услуги. Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся: a) информации об услуге; b) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки; c) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей. В ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 принципы TQM определены как 8 принципов менеджмента качества для того, чтобы высшее руководство могло использовать их с целью улучшения деятельности предприятия: • ориентация на потребителя, • лидерство руководителя, • вовлечение работников, • процессный подход, • системный подход к менеджменту, • постоянное улучшение, • принятие решений, основанное на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками
Рис. 14. Конкурентные преимущества при внедрении ИСО 9000
В стандарте ИСО 9001 п. 5.2 «Ориентация на потребителя»: - указывается, что высшее руководство должно обеспечить определение и выполнения требований потребителей для повышения их удовлетворенности; - организация должна проводить мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем выполнения организацией его требований, как одного из способов измерения работы системы менеджмента качества. Должны быть установлены методы получения и использования этой информации; - мониторинг восприятия потребителями может включать в себя получение информации из таких источников, как исследования удовлетворенности потребителей, данные от потребителей о качестве поставленной продукции (услуги), исследования мнений пользователей, анализ оттока клиентов, благодарности, претензии по гарантийным обязательствам и отчеты распространителей.
|