Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Удовлетворенность потребителей и способы конкурентной борьбы
Качество услуги или продукта – это соответствие характеристик требованиям нормативных документов, а также удовлетворенность потребителей (УП), т.е создает качество производитель, а определяет качество потребитель. Удовлетворенность потребителя зависит от соотношения цены товара (Ц) и стоимости (С): (1) Ценность – это комплексный показатель качества, оценить качество продукции может только потребитель, купив товар за предлагаемую цену. На его решение могут оказать влияние следующие факторы: - уверенность потребителя в производителе; - доверие потребителя к качеству товара; - информация, полученная от других потребителей о товаре или услуге; - опыт использования подобного товара или услуги, имеющийся у потребителя. В соответствии с уравнением (1) возможны следующие ситуации: УП = Ц↓ /С↓, (2) «низкое качество по низкой цене» - такая стратегия используется для завоевания рынка (Китай). УП = Ц↑ /С↑, (3) «высокое качество по высокой цене» - по мере насыщения рынка и повышения жизненного уровня потребитель становится более разборчивым и готов платить большую стоимость за более качественную продукцию. УП = Ц↑ /С↓, (4) «высокое качество по низким ценам» - конкуренция за потребителя в условиях насыщенного рынка идет не только за счет повышения ценности, но и за счет одновременного снижения стоимости. Кроме того установлено, что на мнение потребителей большое внимание оказывает имидж производителя, который в настоящее время для потребителя является решающим при приобретении товара. С учетом имиджа удовлетворенность потребителя определяется по формуле: УП = КiЦ/С, (5) где Кi – коэффициент имиджа предприятия. Поэтому предприятие вынуждено повышать качество товара за счет: - применения новейших технологий и более качественных материалов; - расширения ассортимента товаров и услуг; - повышения качества товаров и услуг. Поэтому организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла товара и услуги (рис.5). Рис. 5. Этапы жизненного цикла продукции
Немаловажную роль играет и цена услуги или товара. В рамках TQM –затраты на качество – это затраты, которые необходимо понести, чтобы обеспечить высокое качество и удовлетворенность потребителя. Существует классификация затрат по Джурану: - затраты на предупреждение – затраты на мероприятия по снижению и полному предотвращению возникновение дефектов. - затраты на контроль – затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества. - внутренние потери – затраты на исправление внутренних дефектов, из-за низкого качества (отходы, переделка, ремонт, анализ потерь). - затраты на исправления внешних дефектов, выявленных после продажи потребителю некачественного товара (переделка, ремонт, замена товара, проверка комплектации, юридические споры, экспертиза). Существует также классификация затрат по Ф.Кросби: - затраты на соответствие – все затраты, которые необходимо понести, чтобы сделать все правильно с первого раза. - затраты на несоответствие – все затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза. На рис. 6 приведены затраты на качество при традиционном и TQM методах. Из приведенных на рис. 6 данных и проведенного выше анализа видно, что при традиционной модели управления преобладают затраты на исправление внутреннего брака, а при TQM – предварительные затраты. При этом суммарные затраты на качество при TQM в 2 раза ниже. Ст 1. –предупредительные затраты; Ст 2 – затраты на контроль; Ст.3 – затраты на исправление внутреннего брака; Ст 4 - затраты на исправления внешних дефектов. Рис. 6. Затраты на качество 5. Лидерство руководителя – элемент стратегии всеобщего управления качеством Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности предприятия. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. Им отводится огромная роль в мероприятиях по совершенствованию деятельности Надо создать систему, в которой люди правильно взаимодействуют друг с другом без прямого вмешательства руководства, а руководство работает над совершенствование системы (Деминг). Без общей цели система не может существовать. Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации. В стандарте МС ИСО 9001-2008 в главе 5 прописана ответственность руководства. Цель организации желаемое будущее (ключевой результат состояние объекта) к которому стремится организация в своей деятельности в установленные промежутки времени. Политика – это основные намерения и направления деятельности предприятия. Политика обеспечивает тем самым базу длядостижения целей. Цель – довести империю до высшей степени благополучия за счет следующих принципов: - учение образует ум; - воспитание образует нравы; - воспитание – придать известное направление воле и сердцу, выработать характер, внушить согласие с природой человека, здоровое чувство, нравы и правила, искоренить предрассудки; - результат – новая порода людей, свободная от пороков окружающего мира; - основной принцип-терпение и уважение. Реализация принципа лидерства руководства в организации 1. Важнейшие характеристики организации: Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего Организация очень динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск Организация ориентирована на результат. Главная забота – добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами 2. Общий стиль лидерства в организации: - стремления помочь или научить; - служить примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску; - служить примером деловитости, агрессивности, ориентации на результаты; - плавное ведение дел в русле рентабельности. 3. Управление персоналом Стиль управления характеризуется поощрением командной работы, единодушия и участия в принятии решений Стиль характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности Стиль характеризуется высокой и жесткой конкуренцией и поощрением достижений Стиль характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях Стратегия качества в организации должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие высшего руководства в вопросах, связанных с качеством. Это одно из основных и обязательных условий успешного внедрения TQM. Иначе борьба за качество останется только лозунгом. Руководитель должен: включать аспекты качества в цели компании, финансировать качество, использовать моральные стимулы, использовать свой ресурс руководителя, принимать активное участие в улучшении процессов Качества современного руководителя: Доминантность (способность влиять на других) Уверенность Эмоциональная стабильность Стрессовоустойчивость Креативность Стремление к достижениям Предприимчивость Ответственность Надежность Независимость Социабельность(коммуникабельность) Здоровье, общая физическая форма. Предпосылки современного руководителя: - должна быть «мечта» - видение, идеал, стремление или конечная цель; - необходимо иметь силу воли и надежную цель для того, чтобы делать все необходимое для реализации свое мечты, вкючая терпение и настойчивость; - необходимо уметь завоевывать поддержку своих последователей, поэтому мечта должна быть перспективной; - следует не только уметь делать больше других, но и работать больше, чем подчиненные; не вмешиваться в то, что люди могут сделать самостоятельно; - добиваться успеха, но ради этого не жертвовать своими последователями; - уметь дать дельный совет своим последователям в нужный момент. Таким образом, современному руководителю нужны следующие умения и навыки: - способность организовывать работу коллектива; - умение общаться с каждым сотрудником; - умение находить к каждому сотруднику необходимый инструмент стимулирования труда. Качества руководителя: - лидерство, его команда знает, как должна работать для достижения целей. - использование накопленного опыта для оптимизации всех усилий коллектива, как системы. - пытается вызвать у каждого интерес и желание к работе, стремится оптимизировать образование, умения, способности каждого, стремясь к улучшению. - воодушевляет людей на учебу, поощряет образование для людей которые склонных к этому. - обучает, консультирует, но не осуждает работников. Знает, что делать с неудачами, как помочь персоналу. - использует три источника власти: официальные источники (статус), знания и авторитет лидера.
|