Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее представление о качестве, менеджменте качества и системах менеджмента качестваСтр 1 из 24Следующая ⇒
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «Системы менеджмента качества, профессиональной безопасности и здоровья, экологической безопасности» Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 280700.62 «Техносферная безопасность» Профиль «Безопасность технологических процессов и производств»
Екатеринбург 2015
Лекция 1. Введение в курс «Системы менеджмента качества, профессиональной безопасности и здоровья, экологической безопасности» План лекции: 1. Цель и задачи курса. 2. Связь с другими дисциплинами. 3. Общее представление о качестве, менеджменте качества и системах менеджмента качества. 4. Основные понятия по управлению качеством. 1. Цель курса: освоение бакалаврами требований к системе управления предприятием на основе международных требований в области профессиональной безопасности и здоровья человека, охраны и безопасности труда, окружающей среды; Задачи курса: научиться разрабатывать политику в области профессиональной безопасности и здоровья человека, охраны и безопасности труда, окружающей среды; научиться управлять рисками в системе управления профессиональной безопасности и здоровья, охраны труда и окружающей среды; использовать современные технолгии и инструменты анализа, планирования и оценки эффективности реализации систем управления охраной и безопасностью труда, экологической безопасностью в организациях. 2. Связь с другими дисциплинами. Для успешного освоения дисциплины «Системы менеджмента качества, профессиональной безопасности и здоровья, экологической безопасности» студент должен получить необходимые знания, навыки и умения по дисциплинам: Ноксология; Экономика; Валеология; Управление техносферной безопасностью; Надежность технических систем и техногенные риски; Безопасность жизнедеятельности; Промышленная экология; Медико-биологические основы безопасности. Дисциплина «Системы менеджмента качества, профессиональной безопасности и здоровья, экологической безопасности» является основой для изучения дисциплин: «Производственная безопасность», «Экономика безопасности труда», а также для подготовки выпускной квалификационной работы. Общее представление о качестве, менеджменте качества и системах менеджмента качества Понятие «качество» по своему смыслу можно отнести к таким обобщающим и многогранным категориям, как «любовь», «счастье». Каждый из нас в своей жизни сталкивался с ними, но не всегда их можно выразить словами. Кроме того, существование различных взглядов на данное понятие затрудняет его однозначное толкование. Мы не собираемся углубляться в дебри теории менеджмента качества, отметим лишь основные моменты, на которые следует обратить внимание, говоря о качестве. В зависимости от цели использования и рассмотрения категории «качество» к ее основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой смысл. Нам людям с техническим уклоном образования более близок технический смыл. На этом настаивает и международный стандарт ИСО 9000: 2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»: Качество – это совокупность признаков продукта, системы или процесса, способных удовлетворять требования потребителей или других заинтересованных сторон. Я бы добавил в перечень признаков еще такой вид как «услуга». В вузе мы (преподаватели) вам студентам оказываем образовательные услуги. Приведенное определение понятия «качество» носит, как мы видим, многогранный характер и требует пересмотра многих сложившихся взглядов. Например, традиционно считалось, что производимая продукция обладает качеством в том случае, если ее характеристики соответствуют требованиям нормативно-технической документации и стандартам качества. При этом не принималось во внимание, что данные требования отражают ожидания потребителей, которые со временем могут меняться. Таким образом, качество представляет собой скорее движущуюся цель, в которую надо попасть, а не неподвижная мишень, в которую можно стрелять до бесконечности, оттачивая свое искусство и гордясь своими успехами, не замечая при этом необходимость изменения цели. Кроме качества товара есть еще такое понятие, как «качество жизни», которое во многом определяет требование населения к товару. Ежегодно ЮНЕСКО определяет рейтинг стран по восьми показателям, характеризующим качество жизни: • здоровье и продолжительность жизни; • политическая и экономическая стабильность; • личная безопасность; • удовлетворенность семейной жизнью; • удовлетворенность общественной жизнью; • климат и экология; • уровень безработицы; • уровень доходов. В России – одна из главных проблем – это слабый менеджмент. В частности, отмечена низкая квалификация управленческого персонала: по уровню экономических и управленческих знаний, опыту работы в условиях конкуренции. То есть, борясь за качество товара, услуги, забывается процесс его производства и сбыта. А это приводит к тому, что слова о качестве повисают в воздухе, и мы забалтываем проблему. Таким образом, чтобы достигнуть определенное качество товаров и услуг необходимо управлять процессом их производства и оказания. Директивно обеспечить успехи в этом направлении трудно. Нужно, чтобы работал механизм рыночной экономики, который способен изменить мышление руководителей и организаторов производства, приучал бы их оценивать эффективность работы не по объемам выпуска продукции, а по объемам продаж и, следовательно, необходимо научиться уважать потребителей. Поэтому управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия и компании. Качество создается на всех стадиях производства. Не может быть качественным товар, пусть даже соответствующий техническим требованиям, не нужный потребителю. Основа качества товара и услуги – это определение потребностей потребителя, т.е. маркетинг. Стадии закупок, найма персонала, производства, хранения и доставки тоже пронизаны требованиями к качеству. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты достижения качества товара, т.е. менеджмент качества. Менеджмент качества позволит: Улучшить качество процессов: более эффективное использование оборудования; сокращение времени выполнения заказов; сокращение сроков хранения материалов; уменьшение брака и работ по его устранению. Улучшить качество продукции: улучшение функциональности и надежности; сокращение расходов на ремонт в период гарантийного срока; уменьшение сроков на устранение ошибок; повышение удовлетворенности клиентов. Однако всестороннее решение проблемы качества требует выполнение некоторых необходимых условий: - во-первых, участие всего персонала компании в решении проблемы качества; - во-вторых, необходимо активное участие высшего руководства компании в управлении качеством; - в-третьих, необходим переход от действий, направленных на устранение уже случившихся недостатков (корректирующие действия), к действиям, направленных на предупреждение этих недостатков (предупреждающие действия). Таким образом, менеджмент качества – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Для того, чтобы достигнуть этих успехов, необходимо создать систему менеджмента качества. Система – это объект, состоящий из взаимосвязанных или взаимодействующих элементов. Менеджмент – скоординированная деятельность по разработке политики, целей и достижению этих целей. Эта система включает: разработку политики и целей в области качества; планирование качества; управление качеством; обеспечение качества; повышение качества. Разработкой политики и целей в области качества обычно должно заниматься высшее руководство компании. Если оно это сделать не может, тогда оно должно быть заменено. Под планированием понимается деятельность в компании, направленная на установлении целей в области качества, определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей. Под управлением качества понимается придание продукции требуемых характеристик при изготовлении изделий в процессе производства. Под обеспечением качества понимается определение тех условий, которые гарантируют, что качество производимой продукции будет соответствовать планируемому, и постоянное наблюден за выполнением этих условий. К деятельности по улучшению качества следует отнести деятельность, направленную на увеличение способности выполнять требования к качеству, например, за счет научных исследований, рационализаторских предложений и т.д. Все перечисленное выше позволит упорядочить деятельность на предприятии. Такое упорядочение называют созданием на предприятии системы менеджмента качества. Система менеджмента качества – это система для разработки политики и целей в области качества и путей их достижения. Основные понятия по управлению качеством Важнейшие понятия и категории, используемые в теории и практике управления качеством, нашли отражение в ГОСТ Р ИСО 9000: 2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь». Приводим некоторые из них. Объект – это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, например, деятельность, процесс, продукция, организация и т.д. Процесс – совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие. Основной процесс – процесс, на базе которого осуществляется выполнение функции по текущей деятельности предприятия по производству продукции и оказанию услуг. Вспомогательный (обслуживающий) процесс – процесс, на базе которого осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации. Хозяин процесса – должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты процессы. Параметры процесса – характеристики (информация), по которому хозяин процесса и высший руководитель могут судить о том, на сколько эффективно выполняется процесс и достигаются запланированные результаты. Потребитель – пользователь результатов процесса, степень удовлетворенности которого также служит оценкой эффективности процесса. Входы процесса – входные объекты (сырье, комплектация, информация и др.). Выходные процессы – продукция, информация или услуги, ради которых существует процесс. Продукция – результат деятельности или процессов. Услуга представляет результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Характеристика – отличительное свойство объекта (продукции, услуг и т.д.). Надежность – свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения эксплуатационных показателей в заданных пределах. Требование – это потребность или ожидание, которое установлено и обычно предполагается или является обязательным. Класс качества – категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим одинаковое функциональное применение, но различные требования к качеству. Уровень качества – любая количественная оценка, полученная путем сравнения наблюдаемых значений с заданными значениями.
|