Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Введение в управление затратами






ЧАСТЬ 1. ОСНОВНОЙ БЛОК УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Тема 1. Введение в управление затратами

1.1. Понятие и значение «управления затратами»

1.2. Понятия «затраты», «расходы», «издержки»

1.3. Цель и задачи управления затратами

1.4. Субъекты, объекты и функции управления затратами

1.5. Техника управления затратами

1.6. Понятие экономических и бухгалтерских затрат

1.7. Понятия «место возникновения затрат», «носитель затрат», «центр затрат»

1.8. Основные принципы управления затратами на предприятии

1.1. Понятие и значение «управления затратами»

Управление затратами — это умение экономить ресурсы и мак­симизировать отдачу от них. Управление затратами производиться в целях максимального увеличения прибыли.

Основной критерий управления затратами — эффективность уп­равления ими. Управленческий учет создает необходимые механиз­мы эффективного управления затратами и обеспечивает их выпол­нение информацией.

Правильное измерение затрат необходимо для оценки деятель­ности предприятия:

- общей эффективности предприятия;

- эффективности принятия решений менеджеров;

- получения финансового результата, в частности, эффективнос­ти видов деятельности, подразделений, групп товара (услуг), клиентов.

Управление затратами позволяет:

- дать информацию о том, где, когда и в каких объемах расхо­дуются ресурсы предприятия;

- спрогнозировать, где, для чего и в каких объемах необходи­мы дополнительные финансовые ресурсы;

- обеспечить максимально высокий уровень отдачи от исполь­зования ресурсов.

Преимущества эффективного управления затратами заключают­ся в следующем:

- производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;

- возможность использования гибкого ценообразования;

- наличие качественной и реальной информации о себестоимо­сти отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравне­нию с продукцией других производителей;

- возможность оценки деятельности каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения;

- принятие обоснованных и эффективных управленческих решений.

Рассмотрим пример. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто двумя основными путями — сокращением затрат и уве­личением объема продаж.

Для определения величины затрат в варианте увеличения про­даж для получения 200 руб. решается пропорция:

200 руб. — 15%

X — 85%

Х = 1 133 руб.

Таким образом, сокращение затрат всего на 5, 9% (850 – 800) / 850 * 100%) может принести такую же прибыль, как и увеличение объема продаж на 33% (1333 – 1000) / 1000 * 100%).

 

Выводы по сравнению сокращения затрат и увеличения объема продаж с точки зрения влияния на величину прибыли:

- одинакового увеличения прибыли в абсолютном измерении можно достичь как за счет увеличения объема продаж на 33%, так и за счет снижения затрат на 5, 9%;

- для увеличения объема продаж, как правило, необходимо дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев проблематично или связано с дополнительными затратами (напри­мер, с использованием кредитов банков);

- продажа дополнительного количества произведенной продук­ции может создать трудности в силу ограниченности спроса, а так­же привести к дополнительным издержкам на реализацию;

- снижение затрат на выпуск единицы продукции дает важное преимущество перед конкурентами – возможность применения бо­лее низких или гибких цен.

Эффектами от внедрения системы управления затратами могут быть:

1) оптимизация активов компании: снижение товарно-матери­альных запасов, дебиторской задолженности;

2) оптимизация пассивов компании: оптимизация кредитного пор­тфеля, увеличение финансового рычага компании;

3) оптимизация структуры затрат: снижение производственной себестоимости, снижение средних затрат.

1.2. Понятия «затраты», «расходы», «издержки»

Понятия «затраты» и «расходы» имеют принципиальные отли­чия, что связано с фактором времени.

Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяй­ственной деятельности организации за отчетный период материаль­ных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Расходы представляют собой:

- уменьшение экономических выгод в течение отчетного пери­ода в форме выбытия активов организации (денежных средств, ино­го имущества) или возникновения обязательств, приводящих к умень­шению капитала организации (за исключением уменьшения вкла­дов по решению собственников имущества);

- стоимость использованных ресурсов, которые полностью из­расходованы в течение определенного периода времени для получе­ния дохода.

Таким образом, к расходам относятся затраты определенного периода времени; расходы – это часть затрат, понесенных пред­приятием в связи с получением дохода.

По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы орга­низации делятся на 2 категории:

- расходы данного (текущего) отчетного периода – обус­ловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетно­го периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода;

- отложенные расходы – связанные с хозяйственными опе­рациями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, так как они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде в отчете о прибыли и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на ба­лансе организации в виде инвестиций (капитальных вложений) и расходов будущих периодов.

Затраты в период их возникновения могут совпадать с расхода­ми, если выполняется одно из условий:

- в результате их осуществления получены доходы;

- имеется достаточная уверенность в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убыт­ках, а в балансовом отчете в качестве активов.

Стоимость потребленных ресурсов продолжает числиться в соста­ве затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

Таким образом, учитывая сложность понятия затрат, для более эффективного управления ими необходимо использовать классифи­кацию, предполагающую группировку затрат по определенным при­знакам (см. тему 3).

В экономической теории и практике наряду с понятием затрат широко используется понятие издержек.

Издержки – денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления организацией своей дея­тельности.

Существует несколько трактовок различий между понятиями «за­траты» и «издержки». Согласно одной из них, слово «издержки» следует употреблять для обозначения суммы затрат на осуществле­ния какой-либо деятельности: издержки производства, издержки об­ращения, которые состоят из отдельных материальных, трудовых затрат. Согласно другой трактовке, издержки – более широкое по­нятие, чем затраты, так как оно включает в себя потери, расходы на социальные нужды. Первый вариант определения соотношений этих терминов является более предпочтительным, поэтому далее будем считать «затраты» и «издержки» идентичными и взаимозаменяемы­ми понятиями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал