Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Введение в управление затратамиСтр 1 из 47Следующая ⇒
ЧАСТЬ 1. ОСНОВНОЙ БЛОК УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Тема 1. Введение в управление затратами 1.1. Понятие и значение «управления затратами» 1.2. Понятия «затраты», «расходы», «издержки» 1.3. Цель и задачи управления затратами 1.4. Субъекты, объекты и функции управления затратами 1.5. Техника управления затратами 1.6. Понятие экономических и бухгалтерских затрат 1.7. Понятия «место возникновения затрат», «носитель затрат», «центр затрат» 1.8. Основные принципы управления затратами на предприятии 1.1. Понятие и значение «управления затратами» Управление затратами — это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Управление затратами производиться в целях максимального увеличения прибыли. Основной критерий управления затратами — эффективность управления ими. Управленческий учет создает необходимые механизмы эффективного управления затратами и обеспечивает их выполнение информацией. Правильное измерение затрат необходимо для оценки деятельности предприятия: - общей эффективности предприятия; - эффективности принятия решений менеджеров; - получения финансового результата, в частности, эффективности видов деятельности, подразделений, групп товара (услуг), клиентов. Управление затратами позволяет: - дать информацию о том, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия; - спрогнозировать, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы; - обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов. Преимущества эффективного управления затратами заключаются в следующем: - производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен; - возможность использования гибкого ценообразования; - наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продукцией других производителей; - возможность оценки деятельности каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения; - принятие обоснованных и эффективных управленческих решений. Рассмотрим пример. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто двумя основными путями — сокращением затрат и увеличением объема продаж. Для определения величины затрат в варианте увеличения продаж для получения 200 руб. решается пропорция: 200 руб. — 15% X — 85% Х = 1 133 руб. Таким образом, сокращение затрат всего на 5, 9% (850 – 800) / 850 * 100%) может принести такую же прибыль, как и увеличение объема продаж на 33% (1333 – 1000) / 1000 * 100%).
Выводы по сравнению сокращения затрат и увеличения объема продаж с точки зрения влияния на величину прибыли: - одинакового увеличения прибыли в абсолютном измерении можно достичь как за счет увеличения объема продаж на 33%, так и за счет снижения затрат на 5, 9%; - для увеличения объема продаж, как правило, необходимо дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев проблематично или связано с дополнительными затратами (например, с использованием кредитов банков); - продажа дополнительного количества произведенной продукции может создать трудности в силу ограниченности спроса, а также привести к дополнительным издержкам на реализацию; - снижение затрат на выпуск единицы продукции дает важное преимущество перед конкурентами – возможность применения более низких или гибких цен. Эффектами от внедрения системы управления затратами могут быть: 1) оптимизация активов компании: снижение товарно-материальных запасов, дебиторской задолженности; 2) оптимизация пассивов компании: оптимизация кредитного портфеля, увеличение финансового рычага компании; 3) оптимизация структуры затрат: снижение производственной себестоимости, снижение средних затрат. 1.2. Понятия «затраты», «расходы», «издержки» Понятия «затраты» и «расходы» имеют принципиальные отличия, что связано с фактором времени. Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации. Расходы представляют собой: - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме выбытия активов организации (денежных средств, иного имущества) или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации (за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества); - стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы в течение определенного периода времени для получения дохода. Таким образом, к расходам относятся затраты определенного периода времени; расходы – это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода. По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на 2 категории: - расходы данного (текущего) отчетного периода – обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода; - отложенные расходы – связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем. Это условные расходы, так как они не признаны в качестве расходов в текущем отчетном периоде в отчете о прибыли и убытках. Отложенные расходы подлежат капитализации на балансе организации в виде инвестиций (капитальных вложений) и расходов будущих периодов. Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из условий: - в результате их осуществления получены доходы; - имеется достаточная уверенность в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах. Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов. Стоимость потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов. Таким образом, учитывая сложность понятия затрат, для более эффективного управления ими необходимо использовать классификацию, предполагающую группировку затрат по определенным признакам (см. тему 3). В экономической теории и практике наряду с понятием затрат широко используется понятие издержек. Издержки – денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления организацией своей деятельности. Существует несколько трактовок различий между понятиями «затраты» и «издержки». Согласно одной из них, слово «издержки» следует употреблять для обозначения суммы затрат на осуществления какой-либо деятельности: издержки производства, издержки обращения, которые состоят из отдельных материальных, трудовых затрат. Согласно другой трактовке, издержки – более широкое понятие, чем затраты, так как оно включает в себя потери, расходы на социальные нужды. Первый вариант определения соотношений этих терминов является более предпочтительным, поэтому далее будем считать «затраты» и «издержки» идентичными и взаимозаменяемыми понятиями.
|