Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 49. Правотворческий процесс в Российской Федерации.
Правотворчество – это деятельность государства по издании., изменении и отмене нормативных правовых актов. Принципы правотворчества: 1. Законности. 2. Демократизма. 3. Научности. 4. Профессионализма. 5. Гласности. Виды правотворчества в зависимости от субъекта правотворчества: 1.Законотворчество. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы – законы. Особенностью законотворчества является его стадийность, процедурность, процессуальность, которая называется – законодательный процесс. Законодательный процесс в РФ регулируется Конституцией РФ Регламентами палат Федерального Собрания РФ. Выделяют четыре стадии законодательного процесса: 1. Стадия законодательной инициативы.2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации.2. Принятие закона. 3. Промульгация (Подписание Президентом), опубликование вступление закона в юридическую силу. 1. Стадия законодательной инициативы – это внесение в парламент (в нашей стране – в Государственную думу) законопроекта. Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ. Совету Федерации, Государственной Думе, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, законодательным органам субъектов РФ, по предметам своего ведения Конституционному Суду РФ. Высшему арбитражному суду и Верховному суду РФ. 2. Стадия обсуждения законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Закон принимается в трех чтениях.Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты и, тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона. 3. Стадия принятия закона. Данная стадия проходит в форме голосования. В РФ федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (Большинство – это 50% + 1 голос, т.е. 226 голосов от 450 депутатов Гос. Думы). Затем закон в течение 5 дней передается на рассмотрении в Совет Федерации. (большинством голосов). Совет Федерации обладает правом отлагательного вето, т.е. имеет право не одобрить принятый Гос. Думой закон. Тогда палаты создают согласительную комиссию для урегулирования разногласий и закон подлежит повторному рассмотрении. В Гос. Думе с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Госу. Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона, набрав при повторном голосовании две трети голосов от общего числа депутатов, не учитывая поправки, внесенные согласительной комиссией..(ст.105 Конституции РФ). При принятии федерального конституционного закона (ст.108 Конституции РФ) требуется две трети депутатов Гос. Думы и три четверти членов Совета Федерации. 4. Стадия промульгации предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона Президентом в течение 14 дней и опубликование в официальном источнике(в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации») в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ, после чего закон по истечении 10 дней вступает в силу. 11. Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах своей компетенции. Указы и распоряжения Президента (ст. 90 Конституции РФ); Постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). 111. Непосредственное правотворчество (референдум) является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества. Особенности непосредственного правотворчества: 1. Решения референдума обладают высшей юридической силой. 2. Эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении могут быть отменены только решением другого референдума. 1V. Чрезвычайное правотворчество представляет собой принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений в условиях режима чрезвычайного положения. Напр. федеральные законы «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др. V. Правотворчество органов местного самоуправления можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представительные органы местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. V1. Локальное правотворчество есть реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников (Уставы, положения, правила, приказы, распоряжения).
|