Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 54. Систематизация законодательства и ее виды. Кодификация права.






Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Цель – обеспечение доступности законодательства, удобство пользования, устранение устаревших и неэффективных норм права, ликвидация пробелов.

Виды систематизации:

1. Инкорпорация – это систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение: А) Инкорпорация– это внешняя форма систематизации. Она выражается в подготовке и издании сборников, собраний нормативных актов с целью обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Б) Инкорпорация лишена правотворчества, т.е. сохраняется неизменным содержание нормативных актов. В) Прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают – из текста удаляют нормы, утратившие силу.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной инкорпорации относится «Собрание законодательства Российской Федерации». К неофициальной – сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процесcе.

2. Консолидация - это сведение множества нормативных правовых актов в один укрупненный акт без изменения их содержания, где каждый акт теряет свое самостоятельное юридическое значение: а). Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.

Б). Все ранее принятие акты объединяются в новый без изменения их содержания, проводится лишь редакционная работа(устраняются повторы, противоречия).

В) Работа осуществляется только правотворческими органами и только в отношении ими принятых (а не чужих) актов, т.е. имеет место «авторское упорядочение актов».

3. Кодификация – это систематизация действующего законодательства, направленная на его коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. Признаки кодификации: а). Ею имеют право заниматься только специальные органы. Б) В итоге появляется новый нормативный акт. В) Акт охватывает обширную сферу однородных отношений. Г) Акт стабилен и действует длительное время. Д) Является единым и внутренне логичным документом. е) Кодифицированный акт выступает основным среди иных актов, действующих в данной сфере. Напр,, в Гражданских правоотношениях -Гражданский кодекс.

Виды кодификации: 1. Всеобщая – Свод законов.2. Отраслевая – охватывает определенную отрасль права – Кодексы (уголовный, гражданский, семейный).

3. Специальная – группирует нормы права определенного правового института или нескольких институтов – Таможенный кодекс.

Формы кодифицированных актов:

1. Основы законодательства – это крупный правовой акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации. Применяется в федеративных государствах, поскольку создают единое правовое пространство. В РФ идет подготовка к издании. Основ законодательства. В СССР было 16 основ законодательства, которые развивались в республиканских актах.

2. Кодекс – сводный акт, подробно регламентирующий определенную сферу общественных отношений. По структуре кодекс состоит из общей части, которая устанавливает общие принципы данной отрасли, и, особенной части, которая детально регламентирует институты, подинституты регулируемой отрасли права.

3. Уставы –определяют правовое положение органов, организаций (напр. Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые виды деятельности (воинскую службу), имеющий внутреннюю структуру. Однако Уставы регулируют не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).

4. Положения – обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации. Напр. Филиал РГСУ действует на

основании «Положения о филиале».

 

Вопрос 55. Система законодательства: современный российский опыт. Результатом законотворческой деятельности парламента является система законодательства Российской Федерации. Система законодательства – это совокупность нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности той или иной национальной правовой системы. Другими словами, это внешнее выражение системы права в четких, формально определенных актах – документах. Система законодательства формируется в длительном процессе разработки правовых норм, обнародования их в официальных актах и систематизации этих актов, имеет сложную структуру.

Отличие системы права и системы законодательства:

1. Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности. Система права носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате целенаправленной деятельности. С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения. Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.Законодатель должен учитывать объективные потребности общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений.2. Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.3. Они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы4. В системе права не может быть комплексных структурных образования, т.к. классификационным основанием служат предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные применительно к сферам государственного управления. Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

В зависимости от критериев выделяют горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную структуры законодательства.
1. Горизонтальная структура законодательства создается на основе вычленения предмета правового регулирования, т.е. определенного круга общественных отношений и метода правого регулирования. На базе данных критериев вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права: конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское право - гражданское законодательство, административное право - административное законодательство и т.д.2. Вертикальная структура законодательства строится на основе иерархии нормативных правовых актов по их юридической силе. На вершине системы нормативных правовых актов Российской Федерации находится Конституция, ниже - законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти. 3. Федеративная структура законодательства. в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации выделяются следующие уровни нормативных правовых актов Российской Федерации: федеральное законодательство (Конституция Российской Федерации, кодексы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и иные нормативные правовые акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе Российской Федерации (конституции, законы и иные нормативные правовые акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные правовые акты); законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).
4. В систему законодательства входят комплексное законодательство, построенное применительно к сферам государственного управления. К нему относятся лесное, водное, земельное, экологическое, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).
Стремительный темп законотворчества в условиях реформ породил ряд острых противоречий в системе законодательства Российской Федерации. Действующее законодательство России пока не является системным. В нем действуют акты бывшего СССР, Российской Федерации и международно-правовые, " сталкиваются" акты разного уровня - законы, акты Президента, Правительства, субъектов Федерации. Велико число ведомственных актов. Много коллизий возникает между законами Федерации и ее субъектов.
Анализ российского законодательства выявляет и тенденцию неравномерного развития его отраслей и подотраслей, что затрудняет установление их сбалансированного соотношения. Заметно, как быстро в последние годы развиваются конституционное, гражданское, уголовное, налоговое законодательство и как медленно меняются, скажем, административное. Внутри отраслей наблюдаются как " вакуумы", когда отсутствует регуляция отдельных институтов, так и, напротив, чрезмерное дробление правовых актов и норм, регулирующих отдельные виды отношений (о госслужбе и др.).Отсутствие или слабость общей и отраслевых концепций развития законодательства затрудняет разработку научных основ системы законодательства.Поэтому оправданно использовать понятие " состояние законодательства", которое можно оценить с помощью ряда показателей. К ним относятся: а) мера отражения конституционных принципов; б) наличие базовых законов;
в) равномерность развития отраслей законодательства;
г) соответствие принципам и нормам международного права;
д) адекватность решаемым задачам экономического, социального и политического развития, обеспечения прав граждан;
е) открытость и доступность; ж) уменьшение правонарушений.
Российское законодательство на современном этапе можно характеризовать следующим образом: а) оно представляет собой целостную законодательную систему со своими задачами, принципами, взаимосвязанными составными элементами и является основной частью правовой системы Российской Федерации (это понятие содержится в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации);
б) установлены официальная классификация законов и их соотношение между собой, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий; в) определены субъекты законодательной компетенции на уровне Федерации и ее субъектов; г) регламентирован законодательный процесс;
д) проводится структуризация законодательного массива и его членение на отрасли, подотрасли, институты, нормативные массивы; е) российское законодательство является действующим и применяемым.Отраслевая структура современного законодательства в целом может быть представлена следующим образом: конституционное законодательство как базовая отрасль, далее - две опорные отрасли - административное и гражданское законодательство - и отрасли финансового, налогового, трудового, земельного, аграрного, социального, семейного, экологического, горного, уголовного, гражданского процессуального и уголовно-процессуального законодательств, законодательства о судоустройстве.
В перспективе развитие законодательства должно еще строже подчиняться таким факторам, как: а) удовлетворение основных общественных потребностей с помощью законов, подготовленных на основе научного анализа и прогнозов; б) законодательное обеспечение государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально-культурного развития России;
в) совершенствование структуры законодательства с учетом обеспечения развития системы и отраслей права и основных правовых институтов;
г) децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления; д) укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями);
е) обеспечение устойчивой правопреемственности в стране, когда действие основных правовых актов и норм не прерывается из-за политических и иных изменений, а служит фундаментом устойчивого государственного и социально - экономического развития.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал