Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 50. Законодательный процесс. Законодательная инициатива.
Правотворчество – это деятельность государства по издании., изменении и отмене нормативных правовых актов. Принципы правотворчества: 1. Законности. 2. Демократизма. 3. Научности. 4. Профессионализма. 5. Гласности. Виды правотворчества в зависимости от субъекта правотворчества: законотворчество, подзаконное правотворчество осуществляется органами исполнительной власти (акты Президента, Правительства министерств), правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), локальное правотворчество (отдельных организаций). Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы – законы. Особенностью законотворчества является его стадийность, процедурность, процессуальность, которая называется – законодательный процесс. Законодательный процесс в РФ регулируется Конституцией РФ Регламентами палат Федерального Собрания РФ. Выделяют четыре стадии законодательного процесса: 1. Стадия законодательной инициативы.2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Совете Федерации.2. Принятие закона. 3. Промульгация (Подписание Президентом), опубликование вступление закона в юридическую силу. 1. Стадия законодательной инициативы – это внесение в парламент (в нашей стране – в Государственную думу) законопроекта. Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит: Президенту РФ. Совету Федерации, Государственной Думе, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, законодательным органам субъектов РФ, по предметам своего ведения Конституционному Суду РФ. Высшему арбитражному суду и Верховному суду РФ. 2. Стадия обсуждения законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Закон принимается в трех чтениях.Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты и, тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона. 3. Стадия принятия закона. Данная стадия проходит в форме голосования. В РФ федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (Большинство – это 50% + 1 голос, т.е. 226 голосов от 450 депутатов Гос. Думы). Затем закон в течение 5 дней передается на рассмотрении в Совет Федерации. (большинством голосов). Совет Федерации обладает правом отлагательного вето, т.е. имеет право не одобрить принятый Гос. Думой закон. Тогда палаты создают согласительную комиссию для урегулирования разногласий и закон подлежит повторному рассмотрении. В Гос. Думе с учетом поправок, сделанных согласительной комиссией. Но Госу. Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона, набрав при повторном голосовании две трети голосов от общего числа депутатов, не учитывая поправки, внесенные согласительной комиссией..(ст.105 Конституции РФ). При принятии федерального конституционного закона (ст.108 Конституции РФ) требуется две трети депутатов Гос. Думы и три четверти членов Совета Федерации. 4. Стадия промульгации предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона Президентом в течение 14 дней и опубликование в официальном источнике(в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации») в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ, после чего закон по истечении 10 дней вступает в силу.
Вопрос 51. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт вступает в силу: 1. С момента опубликования, Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться. 2. С момента, указанного в самом акте. 3. По правилам, установленным действующим законодательством. Федеральные законы вступают в силу по истечение 10 дней со дня его официального опубликования (фз, фкз, акты палат Федер. Собр.) Источники официального опубликования6 «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации. Указы Президента и постановления Правительства РФ - по истечении 7 дней после официального опубликования. Акты исполнительных органов власти – при наличии двух условий6 а) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан; б) после опубликования по истечении десяти дней после регистрации. Опубликование нормативных правовых актов должно быть осуществлено в официальных источниках в течение 7 дней со дня его принятия. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти». Нормативный правовой акт обратной силы не имеет, т.е. нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, существовавшие до его вступления в силу. Обратная сила возможна в исключительных случаях: а) если в самом нормативном правовом акте об этом сказано; б) если нормы нормативного правового акта улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают, устраняют ответственность) – в уголовном и административном праве.
|