Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Спенсер и эволюционная социология.






Г. Спенсер (1820-1903) – англ. философ, социолог, один из родоначальников позитивной социологии. Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами. Спенсеровская концепция эволюции легла в основу его социологических взглядов.Эволюционный подход к обществу важен тем, что каждое явление изучается в его развитии. По его определению эволюция – это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из определенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, но это целое – общество – не может и не должно поглощать отдельную личность.

Общие черты спенсеровской социологии:

Широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании своих социологических взглядов. Трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести определенные логические основания.

Согласно идее закономерной эволюции обществ-й жизни, процесс соц. изменений совершается по ест законам независимо от желаний людей. Поэтому эволюция совершается сама собой, и для того, чтобы она приводила к своим ест результатам со стороны человека не требуется никакого вмешательства. Главный фактор обществ развития он видел в разделении труда, кот, по Спенсеру, приводит к высшему типу обществ устройства - «индустриальному обществу».

Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов: «производящую средства для жизни», «распределительную» и «регулятивную». В истории социологии придается большое значение теории Спенсера о закономерной эволюции от военного общества, основанного на принудительной кооперации, к индустриальному, базирующемуся на добровольной кооперации.

Функционализм - методологический принцип, сущность к-рого состоит в вычленении элементов соц. взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их статуса (места) и функции в нек-рой связи, качественная определенность к-рой делает необходимым ее системное рассмотрение.

14. Психологизм в социологии и его разновидности.

конце 19 в. в социологии усиливается психологическая тенденция. Усилению психологической тенденции в социологии способствовал кризис биолого-натуралистических тенденций. В науках о человеке, в том числе и социологии, был длительный период господства биологии. Сложные общественные явления ученые пытались объяснить, используя аналогии между явлениями биологическими и социальными. В конце ХIХ века идущий от Спенсера биологический редукционизм начал обнаруживать свою недостаточность и стал все чаще подвергаться критике со стороны представителей позитивизма. В поисках новых подходов биологический редукционизм пытаются смягчить, а затем заменить редукционизмом психологическим. Все это свидетельствует о том, что в процессе поисков новых подходов к социальным явлениям происходило уточнение предмета социологии.

Уорд Лестер Франк - американский основоположник психологического эволюционизма, первый президент Американского социологического общества. В основе его социологических воззрений лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера, но он высказывал чисто американское видение исследовательских и гражданских задач социологии. Первичной социальной силой Уорд называет желания, объединяющие в себе природное и социальное. Действуя в соответствии с ними, человек изменяет и условия своего существования и самого себя. Говоря об отличии социальной жизни от природы, Уорд подчеркивает ее телический характер, который, формируется на основе осознанного стремления к счастью (наиболее свободное проявление творческих сил человека) множества индивидов.

Гиддингс, Франклин Генри. В основной работе " Основания социологии" Гиддингс утверждает, что общественная эволюция - результат и физических и психических причин, работающих вместе, а социология должна объединять объективное (подчиняющееся законам природы) и субъективное (результат сознательной деятельности людей) истолкование общества. На становление и развитие социальной организации влияет " сознание рода", благодаря которому человек становится общественным существом, а общество структурируются, исходя из степени группового сознания.

Макдугалл Уильям (1871-1938) - английский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. Макдугалл разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие соответствующий инстинкт.

Большое влияние на формирование и развитие психологических исследований в применении к социологии оказали французские социологи Габриэль Тард и Гюстав Лебон. Излишне психологизируя социологию, Тард обратил особое внимание на межиндивидуальное взаимодействие людей в поиске научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики. Ядро его социологической теории составляли < законы подражания>, т.е. он объяснял побуждения индивидов, а затем и весь процесс жизнедеятельности любого человеческого сообщества через стремление людей к подражанию. Лебон свои пихологические исследования посвятил изучению поведения целых народов, больших масс людей. Проблемы толпы и расы занимали центральное место в его творчестве. Европейское общество, утверждал он на основании проделанного анализа, вступает в новый период своего развития - в < эру толпы>, для которой характерно подавление воплощенного в личности разумного критического начала массовым иррациональным сознанием.

Психологический редукционизм явился следствием преодоления социологами биологического редукционизма. В явлении психологического редукционизма выделяют несколько типов:

1) коллективный психологизм- смысл этого подхода заключается в том, что психическое взаимодействие людей, вызываемое потребностью индивидов в общении, оформляется в виде коллективной психики. Понятие общества сводится к совокупности коллективных представлений. Общественные факты представляют собой повторяющиеся действия < психических сил>, поэтому основой социологии они считают коллективную психологию; 2) индивидуальный психологизм, который концентрирует свое внимание на изучении психологии индивида. Социальные отношения трактуются как отношения личностей. Главная задача исследователя - изучение особенностей участия личности в социальной жизни. 3) социальный психизм- этот термин предложен известным русским социологом Е.В. де Роберти, который пытался таким образом создать некий синтез двух предыдущих типов; 4) латентный психологизм- этот тип психологизма наиболее характерен для социологов бихевиористской ориентации: П. Сорокина, К. Тахтарева, А. Звоницкой и др. Исходной единицей анализа у них выступали < социальные связи>, < социальное общение>, < взаимные услуги>, < взаимодействие>, и социальные явления, таким образом, рассматривались как отношения межиндивидуальные, как психические взаимодействия.

К концу ХIХ века психологический подход проникает почти во все гуманитарные науки, а также в литературоведение и теорию искусств. Это вызвало постановку новых перспективных проблем в социологии, в частности, проблему ценностей, малых групп и др., что способствовало дальнейшей разработке теории личности и др. В ходе формирования психологических оснований социологического знания зарождался и получил развитие другой исключительно важный процесс: закладывались основы еще одной новой науки - социальной психологии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал