![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, сущность и виды рынка, их классификация.
17. Категория и основные показатели состояния рынка потребительских товаров: спрос, предложение, цена, емкость рынка, сбалансированность рынка, их значение в предпринимательской деятельности Рынок - совокупность товарно-денежных отношений между продавцами и покупателями характеризуется следующими основными категориями: спросом, предложением и ценой, имеющими в качестве объекта их выражения товар. Предложение - это совокупность товаров, доставленных или готовых к доставке на рынок. Спрос - экономическая категория, имеющая в качестве исходной идеи нужду, как чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, и потребность, как нужду, принявшую специфическую форму. Спрос - это потребность, обеспеченная денежными средствами, то есть платежеспособная потребность. Цена - денежное выражение рыночной стоимости товара, величина которой определяется соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением в условиях свободного рынка ведет к росту цен, и наоборот. «Работает» объективный экономический закон спроса и предложения, несоблюдение которого приводит к разбалансированности рынка и экономики. Емкость потребительского рынка обычно характеризуется количеством (физическими единицами или стоимостным выражением) реализованных или потенциально реализуемых товаров в течение какого-либо периода. При изучении покупательского спроса и определении емкости регионального потребительского рынка необходимо учитывать всю совокупность факторов, которые в настоящее время являются наиболее значимыми для данного потребительского рынка. Факторы, влияющие на емкость рынка, классифицируют по четырем группам: социальные, технологические, экономические и прочие факторы (СТЭП - факторы) Рынок, как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, подразделятся на два вида: * натурально-вещественные хозяйственные связи; * товарные хозяйственные связи, осуществляемые посредством рынка. Товарные связи могут быть основаны только на эквивалентной возмездности, свободном выборе партнеров, свободной купле-продаже товаров. Товарные хозяйственные связи бывают двух типов. 1. Прямые связи: производство -------à рынок ------à потребитель 2. Обратные связи: Потребитель --------à рынок ---------à производство Механизм обратных связей представляет собой обязательное условие устойчивости и эффективности любой экономики. Виды рынков: 1) По объектам: · Потребительский рынок; · Рынок инвестиций и инноваций; · Рынок средств производства; · Рынок недвижимости; · Финансовый рынок; · Рынок информации; · Рынок труда. 2) По субъектам: · Рынок потребителей; · Рынок производителей; · Рынок государственных учреждений; · Рынок промежуточных продавцов.
|