![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И взаимного кредитования.
Классификация разработана на основе анализа опыта финансирования инновационной деятельности в ведущих странах мира (США, Германия, Китае), представленного в методике ОЭСР1, а также отечественной теории и практики реализации инновационных проектов2. Предлагаемые виды финансирования и меры государственной поддержки структурно покрывают основные направления выработанных рекомендаций по обеспечению бесперебойного инвестирования в инновации. Однако анализ содержания отдельных из предлагаемых источников финансирования показывает неполноту отражения реальных процессов в инновационной сфере. Источники финансирования инновационной деятельности могут быть структурированы и соответствующим образом представлены в виде следующей классификации. 1. Бюджетные средства: • прямое финансирование (бюджетное финансирование, предоставление гарантий, субсидирование процентной ставки по банковскому кредиту); • косвенное финансирование (налоговые стимулы: налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация; неналоговая поддержка: снижение арендных платежей за использование госимущества, предоставление земельного участка под строительство по льготной цене). 2. Частные внутренние источники: • собственные средства (акционерный капитал, прибыль и амортизация); • кредиты и займы (в том числе через банки развития); • венчурный капитал (венчурные фонды, «бизнес-ангелы», смешанное финансирование); • прочие средства (перекрестное субсидирование, схема взаимного кредитования, эндаументы). 3. Зарубежные источники: • бюджетные средства зарубежных правительств; • прочие средства (международных организаций, зарубежных компаний). Предложенная классификация учитывает: во-первых, усиление тенденции к использованию косвенной государственной поддержки как отдельного источника финансирования инновационных проектов1. При всей сложности статистического анализа косвенной господдержки происходит расширение круга стран, использующих ее в качестве инструмента государственной инновационной политики. Для понимания данного феномена важным является выделение косвенной поддержки в качестве самостоятельного источника финансирования инновационной деятельности и включение ее как отдельного элемента в классификацию; во-вторых, особенности инноваций как объекта финансирования за счет выделения венчурного капитала, «бизнес-ангелов», эндаументов в качестве особых финансовых институтов инновационной сферы; в-третьих, смешанное финансирование как сочетание традиционных источников финансирования: прироста нематериальных активов, вложений венчурного капитала и привлечения банковского кредита; в-четвертых, стихийно сложившиеся в российских условиях становления экономики инновационного типа нетрадиционные схемы финансирования: перекрестное субсидирование инноваций, взаимное кредитование участников инновационных проектов. Рассмотрение источников финансирования позволяет использовать дополнительные аналитические возможности, возникающие при анализе инновационных процессов на микроуровне - в рамках реализации реальных инновационных проектов. Выявленные финансовые механизмы реализации ряда инновационных проектов ННЦ демонстрируют разнообразные виды косвенной господдержки (налоговые стимулы и неналоговые меры). Инновационный проект малоэтажного жилищного строительства «Экодом» осуществляется на территории г. Новосибирска с 2000 г. и предполагает строительство двух типов инновационного малоэтажного жилья с применением энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Реализация проекта происходит в два этапа. Первый этап - пилотное освоение технологий строительства (2000-2010 гг.), второй этап - тиражирование и массовое строительство экожилья (2010-2016 гг.). При реализации проекта «Экодом» на первом этапе (2000-2010 гг.) привлекается только косвенное государственное финансирование: • косвенная неналоговая государственная поддержка в размере 4080 тыс. руб., которая участвует в образовании прибыли до налогообложения и уплаты процентов1.Так, муниципалитет Новосибирского р-на в течение 5 лет (1999-2005 гг.) предоставлял земельный участок площадью 24 га по льготным арендным платежам в размере 32 тыс. руб. за 1 га в год в отличие от рыночных цен в 66 тыс. руб. за 1 га в год; • косвенная налоговая поддержка в сумме 3420 тыс. руб., которая участвует в образовании прибыли до налогообложения и уплаты процентов. На данную сумму происходит снижение платежей по налогу на прибыль за счет продажи домов инновационного типа по ценам, близким к себестоимости. 1 EBIT в международной терминологии финансового менеджмента. На втором этапе (2010-2016 гг.) применяется сочетание прямого государственного финансирования и косвенной господдержки: • прямое бюджетное финансирование на общую сумму 145 656 тыс. руб. в рамках программно-целевого финансирования строительства инфраструктуры экопоселка (национальный проект «Доступное жилье - гражданам России»), субсидирования затрат на установку энергоэффективного оборудования (солнечных батарей) населения, обеспечения жильем социально-льготных групп населения (жилищные сертификаты); • косвенная неналоговая государственная поддержка на общую сумму 48 400 тыс. руб., не участвующая в образовании прибыли до налогообложения и уплаты процентов, в рамках проведения целевого земельного аукциона с применением льготного__ценообразования
|