![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Іноваційна політика держави і підприємства
Инновационный процесс нуждается в централизованном регулировании для поддержания рискованных направлений развития. Методами регулирования являются: создание Государственного акционерного инновационного фонда, средства которого расходуются на выполнение научно-технических программ; установление налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность; амортизационная, кредитная и другие политики государства; государственная поддержка (финансирование) фундаментальных исследований и др. Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, технику, предпринимательство, экономику и управление. Инновационная политика государства – это формы и методы влияния государства на создание взаимосвязанных механизмов институционального и ресурсного обеспечения поддержки и развития ИД и мотивации активизации инновационных процессов. Инновационная политика государства нацелена на: 1) изменение экономической структуры хозяйственного механизма (передовые технологии, изменения отраслевой структуры, взаимодействие субъектов); 2) определение ведущей роли рыночного механизма в распределении ресурсов и определении направлений развития и ограничения роли государства в стимулировании фундаментальных исследований; 3) политику «технологического толчка» (определение главных целей, приоритетов, стимулов). Известны такие формы государственной инновационной политики: · программно-целевая форма государственного регулирования с контрактным финансированием целевых программ (в США 77% финансирования НИОКР имеет федеральный характер); · непосредственные меры государства по созданию инженерных центров, научных и технологических парков; · косвенные меры государства по стимулированию ИД (либерализация налогового и амортизационного законодательства – налоговые льготы могут покрывать до 20% потребности средств на НИОКР; · закрепление права изобретателя на изобретение и интеллектуальную собственность, на инновационную ренту, т.е. плату за использование изобретения); · определение приоритетной сферы инноваций, формирование единой информационной системы об инновационной деятельности; · прямое участие государства в производстве научных знаний путем организации крупных лабораторий, институтов, центров, находящихся на бюджетном финансировании. Государственная политика должна ориентироваться на разные модели инновационного развития: 1) «активной диффузии инноваций»; главная задача науки – разработка новых способов применения известных отечественных и зарубежных технологий; 2) «государственной поддержки инновационных форм»; цель прави-тельства – содействие рождению научно-технического потенциала; 3) «локальной инновационной среды» – концентрация на определенной территории научно-производственного потенциала; 4) «межотраслевых научно-технологических комплексов» (МНТК); 5) научно-технического сотрудничества между государствами, предпри-ятиями и организациями СНГ; 6) мирового сотрудничества. Инновационная политика предприятия решает конкретные стратегические и тактические задачи, стоящие перед ним, и представляет собой часть общей политики предприятия, которая регламентирует взаимодействие научно-технической, маркетинговой, производственной и экономической деятельности в процессе реализации нововведений, включая: организационно-правовые процедуры; развитие направлений деятельности предприятия; механизм реализации программы инновационной деятельности; методику оценки эффективности инновационной деятельности; корректировку направлений инновационной деятельности. Инновационная политика предприятия зависит от его инновационного потенциала, характеризуемого системойпоказателей, включая: наукоемкость производства; качество и КС продукции, ее технико-экономический уровень; обновление продукции и технологии; экспортоспособность продукции, производства. Инновационная деятельность в Украине осуществляется недостаточными для развития страны темпами: она имеет место только на каждом 10-м предприятии, в то время как в развитых странах доля инновационно активных предприятий доходит до 70%. В Украине доля инновационной продукции составляет менее 7%, а в развитых странах 85–90% прироста ВВП приходится на производство наукоемкой продукции. При этом наблюдается специализация отдельных стран на масштабном использовании научно-технических приоритетов: США специализируются на создании новых материалов, Германия – на создании полимеров, Япония – на развитии электроники. По информации О. И. Волкова и др., производство наукоемкой продукции в мире обеспечивает 50–55 макротехнологий, из них 46 приходится на 7 развитых стран (80% рынка). В Украине имеются 10–12 макротехнологий: ракетно-космическая техника, самолетостроение, транспортное и энергети-ческое машиностроение, судостроение, микро- и радиоэлектроника, компьютерная индустрия, спутниковая технология, биотехнология и др.
|