Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Улица Ленина (бывшая улица Вознесенская, дом Петра I)
Дом конца 17 ст. (дом Петра I) В этом доме по преданию в Северную войну останавливался Петр I. XVIII столетие началось с грома Северной войны, и Беларусь стала театром военных действий. В Северной войне (1700-1721) союзниками России был великий князь литовский король Польши Август ІІ. Направляясь к нему в Биржайский замок, русский царь Петр I в феврале 1701 г. проезжал через Полоцк. Россия в Северной войне решала задачу выхода к Балтийскому морю, которая не была выполнена в Ливонской войне Иваном Грозным. Петр I в Беларусь послал 70-тысячную армию. В феврале 1705 г. значительные силы во главе с князем Александром Меньшиковым двинулись на Полоцк и остановились недалеко от города. В июне 1705 г. сюда прибыл царь. Он жил поочередно, по преданиям, то в скромном каменном одноэтажном домике постройки 1692 г. и принадлежащем купцу Виттенбергу, то в кельях Спасского монастыря, принадлежавшего тогда иезуитам. Император был в Полоцке с 12 июня по 15 июля 1705 г. Здесь он издал манифест, который запрещал местной шляхте собираться на съезды, а город царь хотел сделать крепостью. Сохранились документы, которые свидетельствуют о том, чем занимался царь со свитой в Полоцке, о его отношении к людям иной веры. В день своих именин 29 июня Петр принял приглашение иезуитов отобедать в их коллегиуме. Ректор коллегиума Казимир Бельский выступил с приветственной речью. Царь рассказал ректору о своем путешествии, а потом милостиво наблюдал за богослужением в иезуитском костеле. Известно, что царь не церемонился даже с российским духовенством, люто ненавидел униатов. В Витебске он приказал посечь все иконы с изображением Иосафата Кунцевича. Предчувствуя недоброе, униаты отправили серебряную раку с мощами Кунцевича в Жировичский монастырь. На второй день после своих именин Петр I с Меньшиковым и несколькими офицерами в нетрезвом виде зашли в Софийский собор, который принадлежал униатам. В это время в соборе молились 6 священников и монахов. Царь потребовал ознакомить его с собором. Викарий Константин Замойский прервал молитву и стал рассказывать о храме, знакомя царя с иконами. Когда они подошли к иконе Иосафата Кунцевича царь с раздражением и нетерпением спросил: " Кто это такой? " Отец Константин спокойно рассказал Петру о жизни и мученической смерти Кунцевича. Император выспрашивал: " Кто же его отправил на тот свет? " Викарий твердо ответил: " Святого отца Иосафата лишили жизни витебские схизматики". После этого Петр не сдержался и ударил кулаком немолодого священника, продолжая его бить и тогда, когда тот упал на пол, потом стал сечь его саблей. Меньшиков в это время избивал проповедника Феофана Кальбечинского. Офицеры били регента Якуба Кнышевича, отцов Юзефа Анкудовича и Мелетия Кондратовича. В этот день в храме святой Софии была пролита кровь. Старого архимандрита Якуба Кизиковского пытали, потом повесили. В петле умер и раненный викарий Зайковский. Тела пятерых жертв по приказу Петра сожгли, а пепел развеяли над Двиной. Спасся только отец Юзеф Анкудович, которого каратели приняли за неживого. Чтобы прекратить нежелательные слухи об этой кровавой бойне, Петр выдал мемориал, в котором униатские священники обвинялись в сговоре со шведами. Текст мемориала белое делал черным, а черное белым. Вот небольшая выдержка из этого документа: " униатские духовные непрестанно с неприятели шведы с сапежинцы (сторонники Сапеги) имеют тайную корреспонденцию и опасные намерения против войск царского величества. Однакож его царское величество уничижая же их злобы и снося великодушием своим, никакой противности им учинить не повелел. Но последи, егда случилось его величеству идти мимо их костела и желая видеть их церемонии, пошел с несколькими знатными особами двора своего, тогда помянутые злочестивые не токмо его величества с подобающею честью не приняли, но наипаче со всяким безчестием… Еже царское величество однако ж, по благоутробию своему снес и пришед к некоторому ту паче прочих украшенному образу, вопрошал их: " Чей то образ? " Но сии злочестивцы ругательно отвещали, что сей образ священномученника их Иосафата, которого де ваши единоверцы-еретики и богоотступники и мучители, как и вы, убили". Потом мемориал оповещал, как отцы униаты напали на царя и его свиту. Царь должен был будто бы защищаться и, защищаясь, вынужден был уничтожить священников. Более того, Софийский собор и базилианские монастыри были отданы на грабежи солдатам. А в храме святой Софии царь приказал устроить склад пороха и военной амуниции. В мае 1710 г. порох взорвался, и София превратилась в руины. Перед взрывом собор имел вид храма-крепости с приземистыми башнями. Позже, как мы знаем, храм был перестроен и дошел до наших дней. На улице Великой – Нижнепокровской сохранился дом, где, возможно, жил Петр I в 1705 г. Построен жилой дом в 1692 г. и частично перестроен в конце XVIII – начале XIX вв., в войну незначительно пострадал и восстановлен. В 1952 г. на доме появилась табличка, напоминающая о злосчастном визите в Полоцк Петра I, она пробуждает память о бедствиях, причиненных городу в Северную войну. Много лет в этом доме была детская библиотека, носившая имя Льва Толстого, поэтому перед домом установлен памятник писателю. После реконструкции дома здесь размещается постоянная музейная экспозиция " Прогулка по Нижнепокровской". Зритель, попадая в музей, видит, какой была эта улица в 1910 г., узнает, кто жил на ней, какую одежду носили горожане того времени, какой посудой они пользовались, какие в то время были деньги и как выглядели интерьеры некоторых зданий, сохранившихся по сей день на этой улице. Дом представляет собой одноэтажное здание в форме неправильного прямоугольника. Плоскости стен прорезаны высокими прямоугольными оконными проемами с наличниками. Центральная часть главного фасада расчленена двумя профилированными филёнками. Торцовый фасад завершается фигурным аттиком с лепными розетками. Парадные входные двери декорированы растительным орнаментом – резьбой по дереву. В архитектуре здания использованы элементы барокко. С противоположной стороны Зап. Двины просматриваются приземистые кирпичные здания и разрушенный храм. Это все, что осталось от старейшего в Полоцке монастыря бернардинцев, существовавшего с 1498 по 1832 годы. Первоначально бернардинцы построили монастырь в Заполотье в месте впадения Полоты в Зап. Двину при фундации великого князя ВКЛ Александра Ягелончика. Возможно, что именно в этом монастыре получил первоначальное образование наш просветитель и первопечатник Франтишек Скорина. Деревянные костел и монастырь сгорели в Ливонскую войну. Спустя много лет в 1696 году воевода Д. Слушка пригласил монахов-бернардинцев в Полоцк и выделил им место для строительства нового монастыря в слободе Кабак (Задвинье). После пожара 1758 года на месте деревянных зданий строятся каменные в стиле барокко. Возведен каменный костел и освящен в честь св. Анны в 1769 году, одновременно был построен жилой корпус, хозяйственные помещения, высажен плодовый сад. В монастыре было всего 10 монахов, но здесь работала школа философии. В 1832 г. российские власти монастырь закрыли, костел передали православной церкви, переосвятили в церковь Иоанна Богослова. Здание церкви повреждено в 30-е годы 20 в., в виде руин оно дошло до наших дней. Монастырский корпус сохранился, какое-то время в нем была тюрьма, а теперь психиатрическая больница. Каждое столетие Полоцк страдал от войн, но особенно большие разрушения древнему городу принесла Великая Отечественная война. Эта тема будет раскрыта у памятника гвардейцам-григорьевцам. Сейчас это здание ремонтируется.
|