Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Площадь Свободы (бывшая Парадная площадь) и формирование улиц города






Сейчас мы находимся на главной площади Полоцка – площади Свободы, архитектурный ансамбль которой формировался в основном в 18 в. Ныне это административный центр города, где находится здание горисполкома, здесь работает городская исполнительная власть.

Начиная с 12 в., на этом плато постепенно формировался Великий торгово-ремесленный посад, в последующие века разросшийся до 40 га. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, производимые в последние годы Полоцким госуниверситетом. Во время раскопок обнаружены мастерские ювелиров, других ремесленников, находки, не имеющие аналогов в Беларуси: костяное стило (писало) с гравировкой времени Всеслава Чародея, актовая печать этого же времени, возможно, принадлежавшая высокому духовному лицу, и многое другое, что характеризует жизнь того периода.

Однако вернемся к облику площади 18 в. Полоцк полностью вошел в состав России после двух разделов Речи Посполитой в 1772 и 1793 гг., и уже после первого раздела был утвержден план новой планировки города в 1778 г. Следует заметить, что город был заранее подготовлен к восприятию новых градостроительных идей, основу которых заложили иезуиты при постройке своей главной резиденции. В 18 в. здесь появились присутственные места и другие общественные строения, автором которых был витебский архитектор Иван Зигфриден. Художественная выразительность главной площади объяснялась соединением в одной композиции двух стилевых эпох: барокко и классицизма. Контрастное сопоставление 11-ти 2-этажных домов в классическом стиле и костелов св. Стефана, св. Антония в стиле барокко, и доминиканским костелом в стиле классицизма создавало строго регулярный композиционный каркас ансамбля площади, который был своеобразным ключом к стилистике всей градостроительной структуры классического Полоцка.

Теперь этого ансамбля нет. Три католических храма уничтожены, они являются невосполнимой утратой архитектурно-художественного наследия Полоцка, напоминанием, что католическая церковь наряду с православной создавала достойные памятники архитектуры. Костел св. Антония находился на ул. Великой, примыкавшей к площади и имел традиционный облик для стиля барокко. Он был построен монахами-францисканцами в 1763-1775 гг. Барочная волнистость фасада создавала утонченную игру света и тени, что достигалось при помощи развернутых под острым углом пилонов. После восстания 1830-1831гг. костел был закрыт. Позже костела в 1778 году был воздвигнут каменный жилой корпус, часть которого сохранилась до наших дней, здесь теперь находится районная милиция.

На парадной площади находился костел доминиканцев. Первоначально в 1670 году доминиканцы построили деревянный костел, а затем в 1774 году заложили каменный в честь Матери Божьей, однако его строительство затянулось из-за нехватки средств и закончилось только в 1804г. К этому времени ведущим архитектурным стилем стал неоклассицизм, поэтому костел и был сооружен в этом стиле. Продолжительное время, с 1830-х гг. до 1924 г. в костеле покоились мощи св. Андрея Боболи, перенесенные из храма св. Стефана. В 1863 г. власти монастырь ликвидировали, а костел с этого времени стал парафиальным. В начале 20 в. это был единственный в Полоцке парафиальный костел. Разрушен он был в начале ВОВ.

Костел св. Стефана стоял на месте теперешнего жилого дома в центре площади. Облик этого собора в общих чертах можно восстановить по росписи на стене детской художественной школы. Костел св. Стефана величаво возвышался над центром города своими двумя 60-метровыми башнями. Создавал его неизвестный итальянский мастер, освятили костел 15 августа 1745 г. Облик его напоминал о влиянии архитектуры северо-итальянского барокко, он по своему стилю отличался от Софийского собора и развернут был к центру города. Интерьер храма был богато украшен лепниной с позолотой и живописными работами. Его украшали замечательные иконы " Собор святых мучениц", " Святая Троица", созданные в Вероне прославленным итальянским художником Сальватором Роза (Розатти). В создании живописного алтаря участвовал белорусский художник Семен Чехович. На хорах стоял орган, созданный итальянцем Домиником Адамом Каспарини. На башнях собора находились колокола и часы-куранты с боем работы виленского мастера Густава Мунди. В часовне при храме с 1808 по 1830-е гг. покоились мощи св. Андрея Баболи, перевезенные из Пинска.

После восстания 1830-31 гг. католические храмы российские власти закрывали, тогда и собор св. Стефана переосвятили в православный Николаевский собор. В Варшаву вывезли часть церковных ценностей и картины, орган отправили в Вильно, где он и сейчас исправно работает в соборе св. Яна при университете. Николаевский собор был первоначально корпусным, а затем кафедральным. В 20 в. он, как и многие другие храмы познал самое дикое варварство со стороны властей. Его закрыли в 1921 г. и превратили в склад овощей.

Николаевский собор своими башнями главенствовал над площадью, поэтому его решили укоротить и разобрали два яруса колоколен. В 1936 г. были уничтожены старинные часы с боем, возвещавшие полочанам о неумолимом ходе времени. Между обезглавленных башен повесили огромный портрет Сталина, облепив его гирляндами лампочек, а ниже портрета из электролампочек был сделан лозунг " Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ".

В годы фашистской оккупации собор действовал. В 1963 г. горсовет своим решением № 328 " О мероприятиях по сносу церкви и правого крыла бывшего кадетского корпуса" уничтожил архитектурный памятник. В 1964 г. целенаправленным взрывом здание собора было превращено в руины. Из документов известно, что Николаевский собор был взорван в январе 1964 г. В 60-ые годы 20 в. страну захлестнула последняя и наиболее жестокая борьба с религией, жертвой ее и стал Николаевский собор. Согласно документам, непосредственно причастными к этому варварству были тогдашний председатель Совмина БССР Т.Киселев и его зам. В.Каменский. Председателем Полоцкого горисполкома тогда была Н.Клепацкая, которая делала попытки спасти памятник культуры. Но ее действия не вписывались в рамки тогдашней системы. И в итоге – ей самой пришлось подписать окончательный приговор храму. Однако внешний облик собора известен благодаря рисунку Наполеона Орды и фотографиям. На месте собора современные архитекторы построили в 1976-1979 гг. жилой девятиэтажный дом, который обезобразил планировку центральной площади, закрыл перспективу проспекта, древнего центра города, Верхнего замка и Софийского собора. О внешнем облике костела св. Стефана (Николаевского собора) можно судить по рисунку на стене детской художественной школы на площади.

Перед зданием Николаевского собора находился памятник воинам 1812 г. В 1835 г. в связи с 25-летием победы в войне 1812 г. царские власти приняли решение об увековечении основных мест, связанных с боями, установить 16 чугунных памятников трех разрядов – в зависимости от важности военного события. Лучшими были признаны чертежи архитектора А.Адамини. По его чертежам на санкт-петербургском заводе отливали памятник для Бородинского поля, Смоленска и Ковно. Памятник для Полоцка был отлит 16 мая 1849 г. на Луганском (Ворошиловградском) заводе. Вес его 237 тонн, только голова памятника весила 8, 5 т, высота его была 23, 65 м, выполнен из чугуна.

26 августа 1850 г. в годовщину Бородинской битвы на корпусном плацу был открыт монумент в честь победы русского оружия в Полоцке. На открытии памятника был наследник царского трона будущий император Александр ІІ. Памятник был важной частью городского пейзажа. Что он собой представлял и где находился? Стоял памятник напротив Николаевского собора (бывшего костела св. Стефана). В книге В. Викентьева " Полоцкий кадетский корпус" дается описание монумента: " Памятник представляет собой 8-гранную пирамиду, увенчанную чешуйчатым куполом с позолоченным крестом. Основание его круглое, средняя часть украшена 8-ю бронзовыми золочеными орлами, поставленными на колоннах, которые поддерживают верхнюю коническую часть. Общая высота памятника 33 аршина и 5 вершков. На двух противоположных его сторонах начертаны золотыми буквами следующие надписи: на стороне, обращенной к Витебской улице, – " Битва при Полоцке 5 и 6 августа и взятие его приступом 7 октября 1812 г. Поражение Удино и Сен-Сира графом Витгенштейном"; на стороне, обращенной к Николаевскому собору, – " Взято в плен неприятеля 4500 человек, отбито 3 орудия". Под этой надписью находится в киоте образ святых Сергия и Вакха, в день памяти которых, т. е. 7 октября войска наши вступили в Полоцк. Памятник окружает ограда из железных цепей, подвешенных между 20 круглыми чугунными тумбами. На уступе второго яруса к верхней стороне карниза привинчена чугунная граната, найденная в земле, когда была вскрыта яма для закладки фундамента памятника. Отливка его произведена на Луганском заводе Екатеринославской губернии и обошлась в 58 тысяч рублей, а постановка – в 14721 руб. 94 коп. Употреблено металла 13486 пудов 8 фунтов (чугуна 13417 пудов. 26 фун., бронзы 55 пуд. 24 фун., железа 12 пуд. 38 фун.)".

Известно, что до Полоцка памятник везли на волах 1403 км. Этот памятник был разрушен в 1932 г. Советские власти решили разобрать его под видом, что родине остро был нужен металл. Газосварщики разрезали его на куски. Хорошо известно, что повторное использование такого металла невозможно, но черное дело было сделано и город лишился этого замечательного памятника. В это время власти задумывали в центре города поставить памятник Ленину. Скорее всего существовавший монумент с религиозным содержанием не устраивал тогдашнюю идеологию. Сегодня уменьшенный макет памятника можно видеть в краеведческом музее.

18 ноября 1936 г. напротив Николаевского собора, там, где был памятник воинам 1812 г., был установлен монумент В.И. Ленину. Однако в первые дни ВОВ памятник бесследно исчез. Никаких документов и других свидетельств его исчезновения не сохранилось.

В конце прошлого столетия на фундаменте бывшего дома генерал-губернатора построен Агропромбанк. Рядом с ним и напротив – дом а 18 в., здание горисполкома постройки 19 в., бывшего духовного учебного заведения, на пристройке к зданию исполкома – герб Полоцка 16 в.

К началу 20 в. в основном сформировалась планировка центральной части города. Попробуем на остатках бывшей регулярной застройки с помощью старых рисунков и фотографий хотя бы в общих чертах представить облик Полоцка классического, коим он стал не сразу. На старом плане видно, что в свое время на месте двух направлений современного проспекта Карла Маркса ранее были улицы Витебская и Верхнепокровская, между которыми была застройка с характерной " сплошной фасадой". На месте тогдашней сплошной застройки теперь сквер. Вместе с улицей Спасской (Советской) эти улицы создавали триединую композиционную ось в центральной части города.

Начиная от Сенной площади, которая находилась у самого въезда в город со стороны Витебска, теперь это площадь Интернационалистов перед сквером у автомобильно-пешеходного моста, перспективы Витебской, Верхнепрокровской и Спасской улиц, минуя торговую площадь с торговыми рядами, выходили на главную площадь города (современная площадь Свободы). К этому нужно добавить, что Витебская улица была спланирована как раз по оси костела св. Стефана. В конце улицы Спасской перпендикулярно ее направлению стоял доминиканский костел, а в перспективе улицы Верхнепокровской хорошо просматривался Софийский собор на Верхнем замке. Стало быть, главные улицы города вели к храмам или открывали вид на них.

Параллельно Верхнепокровской улице по берегу Двины шла еще одна улица – Великая или Нижнепокровская, теперь это улица Ленина. А в направлении к Полоте параллельно Спасской шли улицы Азаровская (Коммунистическая), Невельская (Войкова) и Плиговская (Скорины). Под прямым углом их пересекали улицы Стрелецкая, Рижская, Пробойная, Крестовая и Вознесенская (Свердлова) и другие. Таким образом, складывалась довольно регулярная система кварталов. На " способных местах" находились площади города. Еще в начале ХХ в. их было 8, назывались они в соответствии с назначением или по месту нахождения. В 1910 г. они назывались так: Корпусная (Свободы), Торговая, Базарная, Сенная, Дровяная, Конная, Верхнезамковая и Задвинская.

Исходя из особенностей застройки центра города с учетом сохранившихся старинных строений, специалистами определена охранная градостроительная зона. Восточная граница охранной зоны старого города теперь проходит по улице Свердлова. С других сторон зону ограничивают русла Полоты и Западной Двины. Именно в зоне старого города сохранились не только строения XVIII-XIX вв., но и планировка, в основе которой лежит план города 1778 г. Всякое новое строительство здесь может вестись только с учетом сложившихся градостроительных традиций.

Сохранились сведения, каким был Полоцк в 1910 г. Тот год для Полоцка был отмечен важным событием, связанным с переносом мощей преподобной Евфросиньи Полоцкой из Киева в родной город. Полоцк заранее готовился принять многочисленных гостей. Чтобы тогдашнему полочанину или гостю было легче ориентироваться в городе, узнать о нем больше, и был выпущен " Путеводитель по городу Полоцку", содержащий сведения о гостиницах, храмах, монастырях, улицах.

В городе тогда было 3 гостиницы: " Виленская", " Славянская" и " Гранд-отель". Кроме того, можно было снять номер в меблированных комнатах " Бристоль", " Петербург", " Италийские номера", " Париж", " Золотой якорь", " Лондон", " Европа", " Метрополь", " Рига", " Франкфурт".

Путеводитель содержит сведения о монастырях, храмах и молитвенных домах. Там говорится, что в городе действуют три монастыря: мужской Богоявленский, женские – Борисоглебский (Бельчицкий) и Спасо-Евфросиниевский. Каждый из них имел по несколько храмов. Кроме того, были церкви, расположенные за пределами монастырей. Это Софийский собор на Верхнем замке, в центре города – Николаевский, с 1873 г. он стал кафедральным после храма Софии. На улице Верхнепокровской – Покровская церковь, которая отстраивалась после пожара, в Задвинье – церковь Иоанна Богослова, освященная в православную после закрытия бернардинского католического костела в честь святой Анны в 1852 г., Михайловская церковь на одноименном городском кладбище в Заполотье; домовые церкви св. Николая при кадетском корпусе и учительской семинарии; домовый храм в честь Сергия Радонежского при духовном училище, единоверческая Святодуховская церковь, старобрядческий храм, римско-католический костел, лютеранская кирха, синагога, Крестовоздвиженский храм в Струнье.

Город в ту пору делился на пять частей: Верхний и Нижний замки, Город, Заполотье и Задвинье. Через Двину уже был перекинут железнодорожный мост. В Задвинье можно было попасть на пароме от нижнего базара или на лодках. Паром также связывал горрод с Заполотьем и Экиманью. С одного человека паромщики брали 1 коп., а за лошадь – 3 коп.

Улицы в Полоцке издавна шли одни с запада на восток, начинаясь от Верхнего и Нижнего замков, параллельно Двине, а другие – с севера на юг, начинаясь от Полоты и заканчиваясь у берега Двины. Одни улицы назывались в честь церквей или религиозных праздников, названия других были связаны с дорогами, идущими через Полоцк в другие города. Вот как они назывались тогда и теперь:

- Нижнепокровская (Великая) – ул. Ленина;

- Верхнепокровская – в 1920-е гг. Троцкого, потом Орджоникидзе, теперь правая сторона проспекта Франциска Скорины;

- Витебская с 1912 по 1918 г. Александровская, теперь левая сторона проспекта Франциска Скорины;

- Спасская – Советская – проезд Замковый;

- Азаровская – Коммунистическая;

- Невельская – Войкова;

- Плиговская – Пролетарская – Скорины;

- Канавная – Куропаткинская – Первомайская;

- Заканавная – Республиканская;

- Горбузовская – Володарского;

- Стрелецкая – Горького – Стрелецкая;

- Рижская – Фрунзе – Евфросиньи Полоцкой;

- Воскресенская – в ХІХ в. Пробойная – Л.Толстого;

- Крестовая – шла от Богоявленского монастыря вверх;

- Вознесенская – Сакко и Ванцетти;

- Наддвинская – Энгельса;

- Еврейская – Интернациональная;

- Вокзальная – Гоголя;

- Старовокзальная – Пушкина;

- Боровая – там, где теперь колхозный рынок.

Самой оживленной была торговая улица Витебская. Она проходила через верхний рынок, который был там, где теперь сквер у кинотеатра " Родина". Наиболее богатые купцы, торговцы, владельцы магазинов, чиновники, духовенство жили в основном на улицах Витебской, Верхнепокровской и Нижнепокровской.

По документам фабрично-заводского инспектора в городе тогда работали предприятия, которые вовсе не были похожи на современные фабрики и заводы. Это, как правило, маленькие частные производства, дававшие продукцию городу и торговавшие с другими городами, на них работало по 50 и менее человек, только железная дорога была и по тем временам огромным коллективом, где работало около 1000 человек. В 1910 г. в Полоцке значились такие производства:

- табачно-махорочная фабрика Ривлина, находилась рядом с теперешней пожарной вышкой, сожжена рабочими;

- мукомольная и круподельная паровая мельница торговой фирмы " Левин и сыновья", находилась на реке Полоте, вниз по 4-му переулку Фрунзе;

- лесопильно-бондарный завод товарищества Минс и Гальперин;

- спичечная фабрика Ковриной, находилась, где теперь завод железобетонных изделий;

- спиртоочистной завод Коритца;

- лесопильный завод Мелейковского;

- кирпичный завод;

- завод сельтерских вод.

В общей сложности в Полоцке тогда было более 100 небольших частных производств: швейное, чулочное, кожевенное, стекольное, мыловарное производства, маслобойня, винный и конфетный заводики.

Тогда в городе не было постоянного театра. Приезжие театры или коллективы выступали в зале " Благородного собрания", который был деревянным и находился там, где в предвоенные годы построен Дом офицеров. А рядом на пустыре располагался заезжий бродячий цирк. В Полоцке с театром выступала Вера Комиссаржевская, первый белорусский профессиональный театр Игнатия Буйницкого, что родом из-под Прозорок. В Полоцке в то время работало 21 учебное заведение. Кроме кадетского корпуса, учительской семинарии еще были 6- и 4-классные городские училища, женское епархиальное училище при Спасо-Евфросиниевском монастыре, несколько частных женских и мужских училищ – реальное, приходское, церковно-приходские школы, начальная еврейская и Талмуд-Тора. В путеводителе можно найти список благотворительных заведений, частных магазинов разного профиля, в том числе 6 книжных маленьких магазинов, несколько библиотек, 8 рестораций и столовых, чайная. А цены того времени несопоставимо низки. К примеру, фунт ржаного хлеба стоит 3 коп., пеклеванного – 5 коп., белого – 6-8 коп., говядина – 18 коп. за фунт, телятина – 15, баранина – 13, свинина – 25, сало и ветчина – по 25 коп., колбаса копченая – 22, некопченая – 20, курица целая – 1 руб., куриные яйца – по 2 коп. за 1 шт. Место в гостинице стоило 1 руб. в сутки. Зарплата неквалифицированных рабочих тогда была 50-60 коп. в день. Семью мог содержать тот, кто получал не менее 30 руб. в месяц.

Пройдясь по улицам города, можно встретить полочан, которые стали гордостью белорусской культуры. Тогда преподавателем словесности кадетского корпуса работал Иван Долгов, которого называли полоцким Нестором. Выпускник Петербургского университета, он стал полочанином по духу, исследовал исторические памятники города, работал в архивах, читал лекции, проводил экскурсии. Здесь родился Юрий Алексеев, который по прошествии времени станет основателем белорусского кинематографа Юрием Таричем. Многие полочане знали выпускника Юрьевского (Тарту) университета Сергея Сахарова. Он впоследствии стал известным белорусским этнографом и фольклористом, работал в Латвии и собрал сотни сказок, легенд и песен латвийских белорусов.

Уже тогда Полоцк был связан железнодорожным сообщением с Витебском, Москвой, Орлом, Невелем, Петербургом, Вильно, Двинском (Даугавпилсом), Ригой и Варшавой. Днем на Витебск отправлялся пароход, а ночью – на Двинск.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал