Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование связной речи.
Персоналии: Ушакова, Глухов, Труханова, Алексеева, Тихеева, Бородич, Сохин. Связная речь – изложение определенного содержания логично, грамматически правильно и образно(Ушакова). Связная речь – продукт, результат деятельности говорящего, пишущего. Связная речь – такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию, обладает относительной самостоятельностью и законченность и расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты (М.Р. Львов). Формы связной речи 1) Устная; 2) ситуативная (ранний возраст) 3) контекстная (авторы термина Рубинсшейн-Леушина) 4) Письменная. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом), В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Типы речи: 1) Повествование - рассказ о сменяющих друг друга последовательных событиях; Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность. 2) Описание - рассказ об одновременно как признаках людей, природы, различных предметов; в детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей. 3) Рассуждение - объяснение каких-либо событий, явлений; дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля. Функции речи, ее назначение: в общении: а) регулирующая; б) коммуникативная; в) эмоциональная; в мышлении: а) планирующая; б) информирующая; в) семантическая (сигнальная); В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.
|