Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Литературное образование детей дошкольного возраста.
Художественная литература формирует все стороны речи: звуковую (потешки, считалки, устное народное творчество); словарь (знакомство с новыми явлениями действительности по представлению); грамматику (пересказ, показ лучших образцов письменной речи); связную речь (различные виды рассказов, жанров художественного произведения). Особенности восприятия детьми художественного текста связаны с особенностями детской психики. А. Главная особенность психического развития дошкольника - конкретность мышления, поэтому дети легко понимают реалистические рассказы, затрудняются в понимании загадки, басни, пословицы. Б. Восприятие ребенком художественного произведения связано с его жизненным опытом, поэтому дети по-разному воспринимают взрослого и ровесника в сочетании с плохими поступками. В. Восприятие и понимание художественного произведения тесно связано с возрастной ранимостью, впечатлительностью, следовательно, дети придумывают «хороший» конец.
принципы отбора литературных произведений (в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевой, Н. С. Картинской, Л. М. Гурович) на основе особенностей детской психики и общих положений эстетики: 1) идейно-художественная ценность; 2) учет возрастных особенностей; 3) занимательность; 4) композиционная облегченность; 5) четкая позиция автора.
Задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой 1) обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть); 2) формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни); 3) формировать умение элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка); 4) воспитывать правильное отношение к книге и чтению. 1 младшая группа – чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных.(Репка, Теремок, Колобок) 2 младшая группа – подводят к различению жанров, чтение небольших стихов, содержание к-х близко опыту Р. Средняя группа – внимание останавливается не только на содержании, но и нек-х особ языка (выразительность), тематика произведений более разнообразна. (Толстой «Сел дед пить чай», «Лапоть, пузырь, соломинка», «Цыпленок и утенок»). Старшая группа – дети различают жанры, вводятся рассказы о природе, происходит усложнение тематики (со скрытой тематикой) («Лиса и рак», Толстой «Два товарища», Пришвин «Золотой луг»). Подготовительная группа – научение эл-му анализу произведения, знакомство с тропами («У страха глаза велики», Толстой «Косточка», Берестов «Как найти дорожку»).
Методы по ознакомлению с художественной литературой включают: чтение, рассказывание, инсценировки, заучивание наизусть. Методы для восприятия детьми художественного текста: экскурсии, встречи с интересными людьми, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение, повторное чтение, выборочное, прием словесного рисунка, творческие задания, беседа
Структура занятий: Чтение художественного произведения 1. вводная часть (беседа, показ обложки, рассказ о авторе)2. выразительное чтение произведения 3. беседа о прочитанном Для возникновения инсценировок необходимо: 1) многократно повторить произведение; 2) вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед. 3) показать способы художественно-образной выразительности. Для зрелищных развлечений в условиях детского сада используют: фланелеграфный театр, теневой театр, пальчиковый театр, куклы из варежек, перчаточный театр, куклы бибабо и др
|