Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников.
Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира. Значение элементарных опытов заключается в том, что: – в них проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы; – опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи; – у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы; – кроме того, опыты способствуют развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы; – в опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности. Обучать ребенка, – говорил П.П. Блонский, – это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей. Элементарный опыт (эксперимент), по мнению П.Г. Саморуковой, – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях [4]. Виды опытов: наблюдения, эксперименты и продуктивная деятельность в природе. Классификация экспериментов (опытов). Эксперименты можно классифицировать по разным принципам: 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте: – опыты с объектами неживой природы; – опыты с растениями; – опыты с животными; – опыты, объектом которых является человек. 2. По месту проведения опытов: – в групповой комнате; – на участке; – в лесу, на поле и т.д. 3. По количеству детей: – индивидуальные (1–4 ребенка); – групповые (5–10 детей); – коллективные (вся группа). 4. По причине проведения: – случайные; – запланированные; – поставленные в ответ на вопрос ребенка. 5. По характеру включения в педагогический процесс: – эпизодические (проводимые от случая к случаю); – систематические. 6. По продолжительности: – кратковременные (5–10 минут); – длительные. 7. По месту в цикле: – первичные; – повторные; – заключительные и итоговые. 8. По характеру мыслительных операций: – констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно со- стояние объекта или одно явление вне связи с другими объ- ектами и явлениями); – сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); – обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по от- дельным этапам). 9. По способу применения в групповой комнате: – демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами; – фронтальные (у детей на столах имеется раздаточный мате- риал для экспериментирования) [2]. Для того, чтобы опытническая деятельность приносила положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований: - четкость формулировки целей и задач опыта; - предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные; - предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации; - для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды; - разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.
Технология организации и проведения опытов в разных возрастных группах. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста опыты почти не проводятся, т.к. мал опыт детей, они не могут установить связи. В этих группах воспитатель чаще использует поисковые действия (предложить кошке конфету, морковь, мясо – что же она выберет? Для старших дошкольников раскрывается значение проводимого опыта как познавательной деятельности, в результате которой ребята узнают новое, делают выводы и обобщения. Т.А. Ковальчук предлагается организация и руководство опытами. Автор выделяет несколько этапов: I этап. Подготовительный. Его цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. II этап. Начало опыта. Его цель: направить произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта. IV этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов. Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их правильность, подводит ребят к формулированию окончательных выводов.
|