Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды для решения задач экологического образования дошкольников.
К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие компоненты: Групповой уголок природы; Зимний сад; Комната природы; Живой уголок; Экологическая лаборатория; · Озелененные пространства территории участка ДОУ. Отличительной особенностью методики экологического образования детей дошкольного возраста является необходимость обеспечить непосредственные контакты детей с объектами природы, организовать «живое» общение с растениями и животными в процессе ознакомления с ними. Базовыми основами оформления ландшафта должны стать следующие принципы: · Принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы. Направлен на социокультурное развитие детей дошкольного возраста, формирование у них навыков позитивно-ориентированного общения, взаимодействие с природным окружением. Реализуется через создание оптимальных условий, способствующих удовлетворению потребности каждого ребенка в общении с миром природы; Принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы. Реализуется через создание условий для систематического непосредственного общения и взаимодействия детей с миром природы; Принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребенка. Решается посредством создания условий для систематического ухода детей за живыми объектами и общения с ними, формирование у каждого ребенка устойчивой потребности не только охранять природное окружение, но и преумножать его, испытывая ответственность за состояние природной среды; Принцип формирования экологически грамотного природопользования. Предполагает становление у детей навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природе; Принцип учета морфофункциональных особенностей каждого живого организма (экологический подход) при его размещении и дальнейшем содержании и уходе за ним. Предполагает формирование у детей субъектно-личностного отношения к каждому живому объекту, ценностного отношения к нему.
По мнению С.Н. Николаевой, четкое соблюдение экологического подхода к организации ландшафта позволит детям увидеть и осознать следующее: Неразрывную связь живых организмов с внешней средой; Морфофункциональную приспособленность живых организмов к определенным элементам среды обитания; Появление нового живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; Специфику живого организма (растительного и животного), его отличие от неживого предмета; Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой.
В дошкольных образовательных учреждениях функции уголка природы подразделяются на: Социокультурную; Интеллектуально-познавательную; Направленную на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников; Эстетическую; Формирующую навыки позитивно-ориентированного взаимодействия с предметами и объектами природного окружения.
Если говорить о содержательном наполнении уголка природы, то его можно обустроить, разместив: Комнатные растения; Декоративных животных; Календарь погоды и природы; Альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера; Художественную литературу о природе; Дидактические игры природоведческого содержания; Различные природные материалы; Оборудование для организации труда в природе; Образование для организации опытнической деятельности; Модели, отображающие предметы и явления природы.
|