Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогические условия экологического образования дошкольников.
Предпочтение следует отдавать тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы и активное овладение навыками. К таким методам формирования экологической культуры относятся: · создание и поддержание эколого-развивающей среды · наблюдение, · элементарные опыты, · моделирование, · игра и т.п. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя: · рассказ, · беседа, · чтение произведений, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е.И. Тихеева, О.Иогансон, А.А. Быстров, П.Н содержание наблюдений за живыми объектами в условиях дошкольного учреждения складывается из следующих моментов: 1) рассматривания внешних особенностей строения растений и животных; 2) наблюдения за способами функционирования отдельных органов или частей тела (для животных – это разные формы поведения); 3) знакомства с компонентами внешней среды; 4) выявления зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей). элементарные опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей, что в свою очередь способствует формированию знаний выполнения различных действий в уходе за живыми существами, умения предвидеть результат и зависимость состояния животного или растения от своей деятельности. моделирование, так как познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений и элементарных опытов. Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, переменные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.
Идея включения игры в воспитательно-образовательный процесс принадлежит педагогам и психологам. К.Д Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С Макаренко, Е.И Тихеева, знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. игры: дидактические, подвижные и творческие , дети разглядывают его, воспринимают форму, цвет, запах. Среди важнейших средств формирования экологической культуры выделяют натуральные объекты, применения словесных методов, т.к. они решают следующий ряд задач: конкретизация, пополнение, уточнение знаний об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученные в процессе, какой- либо деятельности. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. (П.Г Саморукова, 1983).
|