Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика экологической воспитанности дошкольников, критерии ее сформированности.
Диагностика — деликатное дело, она определяет уровень развития ребенка, его реальное продвижение в формировании физических, психических и личностных новообразований. Имеются работы по диагностике школьников А.П. Сидельковского [222], Л.В.Моисеевой и И.Р. Колтуновой [227], С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина [211] и первые исследования по определению уровня экологической воспитанности дошкольников (Т.А.Маркова). Диагностика создается под программу, потому что ее назначение состоит в том, чтобы определить эффективность программы с точки зрения ее влияния на развитие детей. Это можно продемонстрировать на примерах. Программа «Истоки» на всех возрастных уровнях и в каждом разделе имеет одни и те же рубрики, в частности «Задачи развития», «Показатели развития». Старшие дошкольники к 7 годам в соответствии с ней должны проявлять ярко выраженный самостоятельный интерес к объектам и явлениям природы, стремиться к их исследованию, привлекать к ним внимание детей и взрослых, задавать вопросы о незнакомом и непонятном — это их показатели развития Процедура диагностики в экологическом образовании еще недостаточно исследована, так как само это направление — относительно новое в образовании. Н.А. Рюкбейль в соответствии со своей программой «Чувство природы», начиная работать с детьми, подвергает их диагностике по параметру проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого интереса (положительный — отрицательный). Она наблюдает за дошкольниками, когда они свободно общаются с животными, и если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию), то с ним проводят работу по коррекции поведения — развивают чувство «принятия себя», Исследование Т.А.Марковой [224], посвященное определению педагогических условий формирования экологической воспитанности старших дошкольников, — это поиск критериев воспитанности детей, прошедших обучение по вышепредставленной программе «Мы», поиск эффективной диагностики этой воспитанност Знания проверяются легче, что показано, например, исследованием О.Ю. Тютюнник [257]: их можно выявлять специально созданными ситуациями, вербальным способом с наглядным материалом. Отношение — это многоплановая личностная характеристика, оно может быть обнаружено в различных проявлениях детей (эмоциях, высказываниях, действиях), в поступках и поведении, В плане диагностики выявление такого отношения (как и всякого другого) связано прежде всего с наблюдением за поведением детей в естественной обстановке. Здесь следует отметить, что фактически во всех программах экологического воспитания дошкольников имеется «параметр знаний» и «параметр отношения» (особенно отчетливо это представлено в программе «Юный эколог»),
|