Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание звуковой культуры речи.
ЗКР - фонетическая и орфографическая правильность речи. Включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение и дикция), элементы звуковой выразительности (интонация, темп, сила, высота голоса, тембр), двигательные средства выразительности (мимика и жесты, а также элементы косвенного речевого общения - общая тональность речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора. Недостатки речи детей. Любые недостатки речи детей ограничивают общение со взрослыми и сверстниками и отрицательно влияют на формирование его эмоционально -интеллектуальной сферы, неуспеваемость по многим дисциплинам. Причины недоразвитости речи по Штерну: а) сенсорные - обоснованы тем, что воспитание ребенка недостаточно дифференцированно, тонкое различие в звучании не воспринимается; б) апперцептивные - слабое, неустойчивое внимание ребенка обусловлено неодинаковым отношением к разным частям слышимого вообще и к частям отдельных слов в частности; в) моторные - артикуляция и структура органа речи недоразвились для того, чтобы правильно произносить определенные звуки и их сочетание; г) воспроизведения- способность запоминания речи не соответствует объему речевых воспроизведений, что обуславливает ошибки памяти; Виды ошибок: 1) Элизия - сокращение слов; 2) метатезы - перестановка звуков, слогов; 3) контаминация - слияние 2х слов в одно; 4) антиципация - преждевременное произнесение последнего звука; 5) добавление звуков в слова; В зависимости от локализации дефекта нарушения делятся: - центральные (поражение какого-либо отдела ЦНС) - периферические (повреждения, врожденные аномалии периферического органа и нерва) Задачи воспитания ЗКР 2-я младшая группа: Учить произносить все звуки родного языка, кроме шипящих и сонорных; Средняя группа: учить произносить шипящие, свистящие и сонорные; Старшая группа: закреплять произношение всех звуков родного языка; Работа над качествами голоса: 2-я младшая группа: учить произносить звуки быстро и медленно, говорить внятно и не торопясь; Средняя группа: учить говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационную мысль; Старшая группа: говорить тихо и громко, медленно и быстро, высоко и низко; Формирование дикции: 2-я младшая группа: учить отчетливо произносить слова и короткие фразы; Средняя группа: продолжать работать над дикцией; Старшая группа: учить детей внятно и отчетливо говорить слова и словосочетания с естественной интонацией; Интонационная выразительность: 2-я младшая группа: учить передавать интонацию ответа, вопроса, выражать яркие чувства (радость, удивление); Средняя группа: совершенствовать интонационную выразительность; Старшая группа: учить выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревога, гордость); отрабатывать интонационную выразительность; Речевой слух: 2-я младшая группа: учить определять на слух тихую речь, быструю и медленную, различные интонации; Средняя группа: учить различать оттенки речи, различать их на слух; Старшая группа: учить детей определять место звука в слове, различать на слух часто смешиваемые звуки, совершенствовать фонетический слух; Методы воспитания различных сторон ЗКР 1) Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – Ушакова 2) игры-драматизации (Тумакова, Максаков); 3) хороводы; 4) подвижные игры с текстом (" Воробей и автомобиль", " У медведя во бору", " Лохматый пес" и др.); 5) дидактические игры (" Чей домик? "); 6) артикуляционная гимнастика; 7) праздники и развлечения; 8) речевой материал; Приемы: 1) Образец речи воспитателя; 2) образное называние звука или звукового сочетания; 3) хоровое и индивидуальное повторение; 4) индивидуальная мотивировка выполнения задания; 5) исправление ошибок; 6) образная ФК пауза; 7) показ артикуляционных движений;
|