Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определить уровень физической подготовленности.






Физическая подготовленность – уровень достигнутого развития физических качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность учащихся, спортсменов, летчиков и т.п.).

СИЛА. Для определения уровня силовых качеств применяются инструментальные методы и тесты. Контроль нужно проводить систематически: тогда можно оценить, в каком состоянии пришел подопечный.

Тесты: подтягивание, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, приседания, упражнения с отягощениями

Инструментальные методы: динамометрия, хроно-, динамография, тензометрия. Динамометрия — метод измерения силы сокращения различных мышечных групп.Для динамометрии существуют различного типа динамометры. Наиболее распространен пружинный динамометр. Испытуемый сжимает его кистью вытянутой руки. Сила сжатия указывается стрелкой на специальной шкале. Другая модификация — динамометр Штернберга, имеющий две широкие параллельные ручки, которые испытуемый также сжимает кистью. Есть и другие модели. Динамометрия – метод, применяемый для оценки силовых способностей спортсмена. Информативным показателем силовых способностей является сила, развиваемая определенной мышечной группой. Для измерения силы мышц используются динамометры, которые делятся на механические и электронные.Важнейшей деталью механических динамометров является пружина, которая должна работать в области линейной деформации. Это означает, что измеряемая сила прямо пропорциональна удлинению пружины. При измерениях в спорте очень часто применяются кистевые и становые динамометры. Тензометрия. Для того, чтобы измерить значения развиваемых спортсменом усилий, используют специальные тензодатчики, преобразующие механическую деформацию в электрический сигнал. В основе работы тензодатчиков лежит тензоэффект. Суть тензоэффекта – изменение сопротивления проводника при его удлинении.

БЫСТРОТА. Для определения уровня скоростных способностей используют упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью:

• специальные (соревновательные)

• вспомогательные.

Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.). В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0, 01 или 0, 001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования.

При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см (учитель роняет ее, ученик ловит)

В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуа­циями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений ру­ками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или од­ной) за 5—20 с.

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие пока­затели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдель­ных фаз движения.

ГИБКОСТЬ. Для определения общего уровня гибкости измеряется амплитуда движений в разных суставах.

1. Наклон вперед из исходного положения стоя на повышенной опоре ноги вместе, руки вниз. Повышенная опора (специальная тумбочка, гимнастическая скамейка и т.п.) оборудуется вертикально закрепленной миллиметровой линейкой, нулевая отметка на которой должна совпадать с верхней поверхностью опоры. Деления на линейке, которые находятся выше этой поверхности, условно обозначают знаком “–”, а ниже – знаком “+”. Наклон вперед выполняется плавно, стараясь по возможности ниже опустить прямые руки вдоль линейки. Результат фиксируется в миллиметрах по отметке на линейке, которой касаются кончики пальцев (табл. 9.9).

2. Выкрут с гимнастической палкой из исходного положения гимнастическая палка хватом двумя сверху вниз. Дугами вперед– вверх перенести палку через голову назад–за спину– вниз. Руки в локтевых суставах не сгибать. Упражнение выполняется сначала широким хватом рук, а потом постепенно хват суживается до минимально возможного. Уровень подвижности в плечевых суставах оценивается по расстоянию между большими пальцами рук. Чем меньшее расстояние между руками при выполнении выкрута, тем выше уровень гибкости в плечевых суставах, и наоборот (табл. 9.10).

3. Мост из исходного положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки ладонями на опору на уровне плеч. Встать в положение моста. Переступанием ног достичь наименьшего расстояния между руками и ногами и как можно больше прогнуться. Оценка уровня развития гибкости в суставах позвоночника, тазобедренных и плечевых суставах осуществляется по расстоянию между пятками и руками, а также между наивысшей точкой позвоночника и опорой. Чем меньшее расстояние между пятками и руками и чем большее расстояние между наивысшей точкой позвоночника и опорой, тем выше уровень гибкости в вышеназванных суставах. Для нивелирования влияния длины тела и конечностей на результат тестирования применяют относительный показатель, который получают от деления расстояния между руками и пятками на расстояние между наивысшей точкой позвоночника и опорой. Чем меньше величина от деления этих показателей, тем выше уровень гибкости в соответствующих суставах.

КООРДИНАЦИЯ. Об уровне развития этих качеств можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по степени соответствия задаче результатов сложных в координационном отношении упражнений и т.п.

Комплексную интегральную оценку координационных способностей можно дать, учитывая время, которое необходимо для усвоения сложных двигательных действий, или время от момента возникновения определенной двигательной ситуации до начала результативного действия-ответа, или уровень результативности и рациональности состава двигательных действий при решении координационно сложных заданий. Для этого часто планируют выполнение комплекса разнообразных упражнений в строгой последовательности (рис. 9.17). Общее время выполнения всех двигательных действий будет критерием измерения уровня развития координационных качеств, поскольку отображает скорость, целесообразность и последовательность этих действий, чувство ритма, умение ориентироваться в сложных ситуациях, способность управлять динамическими и кинематическими параметрами движений.

Подобные комплексы эффективны для оценки базового уровня развития координационных качеств как результата общей физической подготовки.

При интегральной оценке разновидностей координационных качеств необходимо применять программы специфических двигательных действий повышенной координационной сложности.

Для контроля способности к сохранению равновесия: • продолжительность сохранения равновесия стоя на одной ноге с разными положениями и движениями рук, туловища, свободной ноги; • продолжительность сохранения равновесия в стойке на двух или на одной руке или на голове, с разными положениями ног и свободной руки; • продолжительность сохранения равновесия стоя или передвигаясь с разной скоростью на ограниченной опоре (бревно, трос и т.п.).

При контроле чувства ритма следует прежде всего ориентироваться на биомеханические методы – кинографию, динамометрию, гониометрию, видеомагнитоскопию и т.п. Контролируя чувство ритма, важно установить надежность воспроизведения динамических и кинематических параметров движений при многократном их выполнении в относительно стандартных условиях.

В основе методов контроля способности к ориентированию в пространстве должны быть двигательные задания, которые требуют оперативной оценки сложившейся ситуации и реакции на нее рациональными действиями. Это может быть прохождение или пробегание определенного расстояния с закрытыми глазами по прямой или по специальному маршруту, ограниченному ориентирами; удары по мячу, броски в ворота или баскетбольную корзину с определенного расстояния и с закрытыми глазами; прыжки в длину на заранее определенное расстояние; прыжки с вращением на определенное количество градусов; упражнения на изокинетических устройствах со строго определенными усилиями и оперативным контролем за результатами; растягивание резинового жгута или эспандера с закрытыми глазами и со строго определенной амплитудой; преодоление дозированного расстояния (20–100 м) за установленное время и т.п.

Для оценки способности к произвольному расслаблению мышц наиболее эффективным методом будет регистрация биопотенциалов мышц. Простейшим точным методом является миотония – измерение твердости мышц специальным прибором (миотонометром).

В основе контроля координированности лежит применение разнообразных координационно сложных и неожиданных заданий, которые требуют быстрого реагирования и формирования рациональной структуры движений для достижения конкретной цели. Например, пробегание мерного отрезка (30–60 м) за одинаковое время, но с разной частотой и длиной шагов, или преодоление определенного расстояния разными способами (бег, бег приставными шагами, бег спиной вперед, прыжки с ноги на ногу и т.п.). Изменение способа передвижения по специальным сигналам и в непредусмотренной последовательности.

ВЫНОСЛИВОСТЬ. Контроль за уровнем проявления выносливости:

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости).

Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал