Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народное и дпи в худож, образовании и воспитании школьников.






. В учебно-воспитательной работе с детьми урок декоративного рисования - один из основных видов работы по изобразительному искусству. Так же как рисование с натуры и тематические занятия, декоративное рисование в процессе обучения способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края. Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно-прикладными.Прикладное - значит употребляющееся в жизни, декоративное - значит украшающее жизнь. Обучение декоративному рисованию в начальных классах начинается с рисования узоров. Они выполняются с образца или составляются творчески на основе декоративной переработки форм изображаемых с натуры объектов - листьев, цветов, бабочек... В школьной программе включено понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное учащимися на занятиях изобразительным искусством находит затем применение в различных работах трудового обучения: в аппликациях, изготовлении игрушек, плетении...

Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить у младших школьников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края. Дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется раскрытию учащимся художественной выразительности народного искусства. В содержание декоративно-оформительских работ входит выполнение узоров, орнаментов, эскизов оформления предметов быта, эскизов праздничных открыток, транспарантов, выставочных стендов, стенгазет, элементов книжной графики и т.п.

При обучении детей декоративному рисованию осуществляются следующее задачи в области их художественного восприятия:

1 Воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.

2 Усвоение детьми различных приемов изображения декоративного узора.

3 Передача простыми приемами мотивов растительного узора.

4 Обучение детей композиционному рассмотрению узора на бумаге разного формата.

5 Воспитание у детей вкуса при подборе цвета в узоре в зависимости от цвета фона.

6 Изучение основных законов формообразования.

7 Знание народных промыслов.

8 Знание терминов.развитие навыков и умений.

К специфическим изобразительным видам декора относятся сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент Сюжетное изображение - это рисунок на поверхности предмета, изображающий какое-то определенное явление, событие, конкретного человека или вещь. Художественная выразительность самой формы предмета способна вызывать эстетические чувства, эмоции, например чувство радости.

Символическое изображение - это условный образ, обозначающий какое-либо понятие, идею, явление. В узком смысле символ предстает в виде условного знака, например пятиконечной звезды, или в виде монограммы - сплетения первых букв имени и фамилии. К символическим изображениям принадлежат эмблемы, гербы, знаки (почтовые и фабричные, денежные знаки, медали и ордена). Очень часто в них используется аллегория - иносказание.

Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы -листочки, цветы, насекомых, птиц - с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы - прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры. По своему содержанию орнаменты бывают: -растительный-геометрический-смешанный Все эти орнаменты можно классифицировать по трем основным формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения - эмблемы, гербы и знаки.

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым односторонним движением.

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение в двух направлениях. Если ленточный орнамент, обладая одной осью переноса, может выделять только край поверхности, то сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно покрыть и выделить поверхность как единое целое.

Практика показывает, что на каждом этапе урока изобразительного искусства возможно и необходимо использовать прием и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр. В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ.

В Концепции модернизации образования провозглашен тезис о более полном использовании нравственного потенциала «искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» Это выражается:

-в совершенствовании качества художественного образования на основе обновления его содержания в условиях современного педагогического процесса;

-в понимании цели художественного образования как непрерывного процесса, направленного на художественно творческое развитие личности;

-в повышении его значимости в системе общего образования.

За последние 10-15 лет содержание художественного образования обновлялось неоднократно, но практика показывает, что оно остаётся еще отчуждённым от школьника.

Сегодня, без серьёзного пересмотра основных принципов, задач, содержания художественного образования, школа не сможет выполнить тех требований, которые предъявляет к ней жизнь.

Основополагающим принципом системы художественного образования в современных условиях является принцип преемственности.

Он предполагает начало обучения с дошкольного возраста, сохраняя взаимосвязь на всех последующих этапах (ступенях) образовательного процесса: начальная школа, средняя школа, старшая школа.

I этап - дошкольный и младший школьный возраст. На этом этапе формируются основы художественных представлений. Дети через игру, образ, на эмоциональном уровне постигают во всем многообразии связи искусства с жизнью.

Это так называемая «разминка» психофизиологического и эмоционально-образного аппарата:

-развитие наблюдательности (способность выслушивать, всматриваться);

-творческого воображения;

-мышления, фантазии;

-чувства цвета, ритма, пластики тела и т.д.

II этап - средний школьный возраст.

Развивается художественное мышление, понимание выразительного языка искусств, его функций. В этот период у подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, символику, стили, формы и способы творчества.

III этап — старшее звено.

Осуществляется перевод полученных знаний, представлений в их осознание, осмысление, убеждения. Формулируется способность анализировать духовные и культурные ценности. Таким образом, учащийся общеобразовательной школы проходит путь постижения искусства: от эмоций - через знания - к осознанию и убеждению. Тем самым получает не просто набор информации, а систему понимания содержания искусства, дающую возможность не только освоить, понять, но и осмыслить систему общечеловеческих ценностей.

Очевидный интерес представляет трактовка цели художественного образования. Она в целом у всех авторов программ сводится к формированию художественной культуры школьников как части культуры духовной. Среди задач достойное место у всех авторов занимают ценностно-познавательные и образовательные. Такие как систематическое накопление знаний об искусстве, осуществление с его помощью художественного познания мира. Характерной чертой современного школьного художественного образования является его полипрограммность, вызванная стремлением к творческой вариативности, объединённая общим целеполаганием и одинаковыми воспитательно-образовательными задачами.

Рассматривая вопрос о профилизации художественного образования в старших классах, следует отметить, что он может быть связан со специальным художественным, а также художественно-педагогическим направлением

. 6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ.

Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью. Перечни учебно-наглядных пособий для школ с базовым уровнем изучения изобразительного искусствам составлены в соответствии с альтернативными действующими учебными программами и учебниками. Демонстрационные модели.. Раздаточные материалы. Рабочие тетради в комплекте с учебниками тех же авторов, Таблицы.Требования к таблицам: Таблица должна содержать материал, предназначенный для длительного показа или многократного к нему обращения, требующий группировки, сравнения, обобщения, показа функциональных сторон изучаемых объектов, разъясняющий действия и операции, приемы и способы их выполнения, применяемые при обучении. Это могут быть натуральные и натурально-композиционные изображения, схемы, графики, диаграммы, слова, буквы, цифры, формулы, символы, смешанные средства изображения. Учебная таблица должна легко читаться обучающимися, сидящими за последними столами.Комплекты экранных средств.Диапозитивы.Видео.Програмные средства.Кроме комплекта экранных средств рекомендуется использовать самодельные видеозаписи (фрагменты телепередач об искусстве, научно-популярных и художественных фильмов, мультфильмов. Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения. Картины (репродукции, эстампы) - это изо издания, которые воспроизводят оригиналы искусства или фотографии с текстом или без него. Для учебных целей могут быть созданы специальные картины. Картины являются демонстрационными ПСО, поэтому их элементы должны быть хорошо видны со всех мест классной комнаты. К дидактическому раздаточному материалу должно прилагаться методическое руководство с четким описанием организации работы обучающихся. Требования к звуковым средствам обучения.Учебные радиопередачи, магнитные и грамзаписи должны содержать материал для иллюстрации рассказа учителя, для самостоятельной и внекласной работы учащихся.Для уменьшения утомляемости обучающихся при длительном слуховом восприятии радиопередачи или аудитивной записи рекомендуется подбирать к ним диапозитивы, кадры диафильмов, таблицы, картины, портреты и фотографии для подкрепления воспринимаемой информации и облегчения формирования правильных представлений и понятий. Принцип художественно-педагогической драматургии - построение урока как художественного произведения. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал