Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные качественные характеристики трудового потенциала
Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными возможностями для производства материальных благ и услуг. Это граждане как занятые в экономике, так и не занятые в экономике, но способные трудиться. Трудоспособное население – люди трудоспособного возраста, способные участвовать в трудовой деятельности. Общая трудоспособность – не обусловлена необходимостью специальной профессиональной подготовкой. Профессиональная трудоспособность – способность к конкретному виду труда, приобретённая в ходе специальной подготовки. В России трудоспособный возраст начинается с 16 лет и продолжается до пенсии – 54 года у женщин и 59 лет у мужчин. Экономически активное население – часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства. Оно включает занятых и безработных. Экономически неактивное население – пенсионеры, инвалиды, люди ведущие дом. хозяйство, ухаживающие за детьми, родственниками, люди отчаявшиеся найти работу и прекратившие её поиск, люди у которых нет необходимости работать. Структура трудовых ресурсов: пол, возраст, образование, общественные группы, место жительства, профессия, национальный язык, религия, занятость по сферам приложения труда. В составе трудовых ресурсов удельный вес мужчин больше чем женщин. Персонал – трудовые ресурсы в рамках отдельной организации. Управление человеческими ресурсами является составной частью менеджмента, управления в социально-экономических системах, оно связано с людьми и их отношениями внутри предприятия (организации). Без управления людьми не может функционировать ни одна организация – большая или маленькая, коммерческая или некоммерческая. Управление персоналом направлено на достижение эффективной деятельности во взаимодействиях между работниками. Сущность, содержание и принципы управления персоналом Сущность управления персоналом состоит в способности создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач и достижения целей. Содержание УП включает в себя следующие направления деятельности: планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат; набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям; отбор: оценка кандидатов на рабочие места, отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; определение заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и льгот, в целях привлечения, найма и сохранения персонала; профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней находит заслуженную оценку; обучение: разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения; повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или меньшей ответственностью, развитие их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма; подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров; трудовые отношения: осуществление переговоров по заключению коллективных и индивидуальных договоров; занятость: разработка программ обеспечения равных возможностей занятости (гарантии занятости и снижение текучести кадров обеспечивают значительный экономический эффект и побуждают работников к повышению эффективности своей работы). Принципы УП: 1) принципы, характеризующие требования к формированию системы УП: a) Принцип обусловленности функций УП целям производства: функции УП формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства; b) Принцип первичности функций управления персоналом: состав подсистем системы УП, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций УП; c) Принцип экономичности: предполагает эффективную и экономичную организацию системы УП, снижение доли затрат на управленческую деятельность в общих затратах на единицу выпускаемой продукции; d) Принцип прогрессивности: соответствие системы УП передовым зарубежным и отечественным аналогам; e) Принцип перспективности: при формировании системы УП следует учитывать перспективы развития организации; f) Принцип комплексности: базируется на необходимости учета всех факторов, воздействующих на систему УП (связи с вышестоящими органами, договорные связи и т.д.); g) Принцип оптимальности: обеспечивает многовариантную проработку предложений по формированию системы УП и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства; h) Принцип научности: основывается на достижениях науки в области управления и учете изменений законов развития производства в рыночных условиях; i) Принцип иерархичности: обеспечивает соподчинение и взаимодействие между звеньями управления; j) Принцип многоаспектности: УП осуществляется по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и т.д.; k) Принцип комфортности: обеспечивает максимум удобств, для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. 2) принципы, определяющие направления развития системы УП: a) Принцип концентрации: рассматривается в 2-х направлениях: b) А) концентрация усилий работников на решение основных задач; c) Б) концентрация однородных функций в одном подразделении системы УП. d) Принцип специализации: разделение труда (руководители, служащие, специалисты, вспомогательный персонал) и формирование отдельных подразделений, специализирующихся на выполнении однородных функций; e) Принцип адаптивности (гибкости): означает приспособляемость к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы; f) Принцип преемственности: предполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы УП на разных уровнях и разными специалистами, стандартное оформление работ; g) Принцип непрерывности: означает непрерывность в работе работников системы УП или подразделений, уменьшение времени документооборота, простоев технических средств управления, что повышает уровень эффективности деятельности персонала; h) Принцип ритмичности: предполагает выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом; i) Принцип прямоточности: обеспечивает упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальной (взаимосвязи между функциональными подразделениями) и вертикальной (взаимосвязи между различными уровнями управления). 3) Цели и задачи управления персоналом Главными целями управления персоналом являются: a) обеспечение организации кадрами b) эффективное использование кадров. Система целей для УП может рассматриваться как: 1. Система целей персонала организации, позволяющая реализовать его социальные потребности, которая включает в себя: a) нормальные условия труда (соблюдение психофизиологических норм и условий труда, обеспеченность социальной инфраструктуры, техническая вооруженность труда в соответствии с последними достижениями науки и техники, здоровый социально-психологический климат в коллективе, правовая защищенность); b) мотивацию труда (оплата труда, как минимум адекватная трудовым затратам, стимулирование творчества, возможность самореализации, поддержка стремления сделать карьеру, возможность реализации личных целей). 2. Система целей администрации по использованию персонала и условий их достижения включает: с одной стороны: использование персонала в соответствии со структурой и целями организации, которое осуществляется по 3 направлениям: а) отбор персонала (анализ рынка труда, связь с внешними организациями – источниками кадров, деловая оценка кадров при отборе); б) расстановка персонала (текущая периодическая оценка кадров, целенаправленное перемещение персонала, учет использования персонала); в) развитие персонала (адаптация новых работников, обучение персонала, служебно-профессиональное продвижение). с другой стороны: достижение рациональной степени мобильности персонала, также осуществляется по 3 направлениям: а) поддержка здорового климата (отношения руководства и коллектива, трудовые взаимоотношения, уровень конфликтности в коллективе); б) воздействие на мотивацию поведения (оплата труда, создание творческой атмосферы, поддержка карьеры, учет интересов); в) создание нормальных условий труда (охрана труда, соблюдение психофизиологических норм и условий труда). Основные задачи управления персоналом: a) помощь организации в достижении ее целей; b) обеспечение организации квалифицированными и заинтересованными работниками; c) эффективное использование мастерства и способностей персонала; d) совершенствование мотивационных систем персонала; e) повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала; f) развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профессионального образования; g) сохранение благоприятного морального климата в коллективе; h) управление внутриорганизационным движением персонала, взаимно выгодным для работника и администрации; i) планирование карьеры; влияние на творческую активность персонала, помощь в реализации инновационных планов организации; j) совершенствование методов оценки деятельности персонала и аттестация управленческого и производственного персонала; k) обеспечение высокого уровня жизни, который делает желанной работу в данной организации.
|