![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды событий 2 страница
ним считаетесь, если верите в его «способ отбора».
Вот пример авторского отбора предлагаемых обстоятельств. Возьмем опять две крайности - для наглядности примера - Хлестакова и Ромео. Если мы легко и охотно можем поверить, что Хлестаков, в экстазе проявления (де- монстрации) своих чувств, вполне обоснованно мог юркнуть под подол женского платья, то вряд ли возможно представить, чтобы Ромео был спосо- бен совершить подобный (для него безобразный) поступок. Согласны?
О «способе отношения к зрителю» - тоже, полагаю, не впервые слышите, поэтому - совсем коротко.
Под «способом отношения к зри-
тедю» следует понимать «степень включения зрителей в сценическое действие».
Известно, как у древних греков «вмешивался» в сценическое действие ХОР, который подготавливал зрителей к восприятию происходящего на сце- нической площадке, во время действия актеров акцентировал «идейные мо- менты», вел «разъяснительную работу» по содержанию представления, то есть помимо того, что ХОР сам выступал в роли действующего лица, он еще вы- полнял и функцию «культурного про- светителя» - как представительное ли- цо театра.
В японском театре, например/ тоже искали свои национальные способы общения со зрителями/ дополнитель- ные приемы воздействия на него («до- рога роз», специальное декоративное украшение зрительного зала).
Немецкий театр Брехта также мно- го (и даже дерзко, порою) эксперимен- тировал в этом же направлении.
Позволю себе привести пример из своей режиссерской практики.
В 1967 году в спектакле «Судебная хроника» (пьеса Я.Волчека) мы с ху- дожником и артистами, в полном со- гласии с жанром пьесы, так «обозначи- ли правила игры», что во время суда
(на сцене) зрительный зап театра не- вольно становился залом судебного за- седания, а зрители - соучастниками су- дебного процесса. Причем «лобовых», прямых обращений к зрителям не бы- ло/ никого «не привлекали» из сидящих в зрительном зале и со сцены в зри- тельный зал никого «не выпроважива- ли». Пьеса, особенно в то время, «зву- чала»» очень остро, но мы не боялись и не хитрили, мы старались быть дели- катными в «отборе средств вырази- тельности»», чтобы не было излишней «экзальтации» в способе включения зрителей в сценическое действие. Тем не менее, «эффект присутствия» зрите- лей в «настоящем суде» срабатывал очень эмоционально, в нужном жанре.
Да, от способа отношения к зрите- лю, от степени включения зрителя в сценический процесс зависит очень многое: и культура подачи спектакля, и его идейное звучание, успех или про- вал. Неумелое и беспомощное, бесша- башное и бесцеремонное «подключе- ние» зрителей к участию в спектакле действует губительно: разлагает и раз- вращает - как публику, так и сам театр. Если вы посещаете современный те- атр/ то, очевидно, нередко становитесь свидетелями чрезвычайно вольного (без какой-либо жанровой необходи-
мости) разгуливания артистов спек- такля по зрительному залу, несусветной текстовой «отсебятины» (советов и нравоучений сомнительного содержа- ния), панибратского похлопывания зрителя по плечу, рассиживания у него на коленях. Какая-то агония пошлятины и низкопробных чувств. Такое впечатление, будто эти театры, их режиссеры и артисты вообще за- были о своем истинном предназначе- нии. Грустная тема, и в своем крити- ческом развитии, как я понимаю, сей- час неуместна, бесперспективна. Поэ- тому отставим ее и вернемся к сверх- задаче нашего творческого общения, продолжим знакомство с «системой».
Но прежде, как обычно, подведем итоги по жанру, только теперь «спрессуем» их, и, уже в сжатом виде, сделаем полезные для себя выводы.
Жанр -это:
- способ отражения действи- тельности, угол зрения автора, режиссера, артистов на отра- женную ими действительность, их отношение к ней;
- признак формы и содержания;
- правила игры (средства выра- зительности), соответствующие идее произведения, способ- ствующие наиболее полному ее выражению.
Жанр определяется из:
- природы литературного материа- ла;
- способа отбора предлагаемых обстоятельств;
- способа отношения к зрителю;
- степени включения зрителя в сце- ническое действие.
Повторим также, чтобы запомнить наверняка, и такую полезную истину:
жанр - наш друг и помощник, если мы относимся к нему внимательно и уважительно; жанр может стать и нашим врагом, вредителем, если мы при знакомстве с ним проявим к нему пренебрежение...
Если кто-то сочтет, что жанр у нас возник раньше времени, что его место ближе к заключительной стадии работы над спектаклем, я не соглашусь. Б своей практике я не раз убеждался, когда подключение жанра к «застольному периоду» работы не только оживляло «теоретический процесс», но и в значительной степени облегчало анализ поступков персонажей, помогало точнее определить их хаоактеоы, сверхзадачу, сквоз- ное действие...
Продолжим осваивать метод действенного анализа. Напомню:
первый его основной этап - анализ действия («Застольный период») - подразделяется на «Разведку умом» (этот раздел мы только что закончили) и «Роман жизни», к изучению которого мы сейчас и приступаем.
< РОМАН ЖИЗНИ.
«Роман жизнин - это пересказ ар" тистами литературного материала по линии действий своих персонажей,
но - непременное условие - «через се- бя», от своего имени, приближая тем самым роль к себе, себя — к роли».
Уже из краткой «аннотации» Стани- славского вполне понятен смысл «рома- на жизни», его предназначение. Однако хочется предупредить молодых и начи- нающих режиссеров, чтобы они не торопили артистов заводить скоро- спелые «романы», а самих артистов - быть предельно внимательными, осо- бенно при встрече с «незнакомцами».
Только после предварительного анализа пьесы, когда наметится хотя бы пунктирная линия рола, линия по- ведения вашего персонажа/ когда по- чувствуете, что к незнакомцу возник уже вполне осмысленный живой инте- рес, - только после этого ваши отно- шения с ним могут стать более довери- тельными. И вы уже станете «встре- чаться и общаться» с ним не только в репетиционной комнате. И на улице, и дома. Но все равно, не торопитесь пе- реходить на «ты», тем более, «гулять под ручку, в обнимку» - рано! Вы же пока судите о том, что он говорит, что делает, как ведет себя, довольно по- верхностно. Чтобы понимать его луч- ше, вам нужно (мысленно) поставить себя иа его место, «побывать» в тех ситуациях, в которых ему довелось по- бывать (опять же мысленно, если эти ситуации... чреваты последствиями). Так и действуйте впредь: а что я бы де- лал (делала) в его (ее) положении, а как бы я повел (повела) себя, случись это со мной, а я поступил (поступила) бы так же/ как мой герой (моя герои- ня)?
И здесь наступает в вашей работе очень интересный момент (интересный - со стороны познания самого себя/ своего характера/ своего творческого воображения): вы начинаете «вне-
дрять» в роль, собственное «я»! И, пожалуйста, не стесняйтесь «якать»: в данном случае вы демонстрируете не бескультурье, наоборот - высокий уро- вень культуры профессионального от- ношения к своему делу. Так и «якайте», пересказывая «роман жизни» своего героя (своей героини). Так и говорите, к примеру, поставив себя в положение Хлестакова: «Я продулся в карты. Я не могу выехать к своему дядюшке. Я го- лодный, как бездомная собака. Меня приняли местные идиоты за столичную шишку, и я решил отыграться»...
Чем больше вам будет удаваться такое «вживание» в роль, тем глубже будет ваше «погружение» в нее, тем скорее «срастетесь» с ней. И вот здесь- то более действенным помощником в этом процессе «взаимовыгодного сбли- жения» для вас станет второй этап работы методом действенного анализа - этюдный метод!
ЭТЮДНЫЙ МЕТОД (анализ действиЕМ)
Теперь все свои «разведданные» о персонаже, о его жизни, полученные в результате «застольной разведки умом».
вы подвергаете проверке и разработке уже в условиях/ максимально прибли- женных к авторским (выгородки, рек- визит и т.п.), то есть на сценической площадке, реальными (уже не мыслен- ными) физическими действиями.
Коротенькая «историческая справка» -для сведения.
Создатели МХАТ, Станислав- ский и Немирович-Данченко, ввели новый репетиционный прием - «Застольный период» - уже при работе над своими пер- выми спектаклями. Уже тогда возникли «Разведка умом» и «Ро- ман жизни», как способы более глубокого познания пьесы, что немедленно сказалось на воз- росшем качестве спектаклей. Однако это, явно прогрессивное «начало новой театральной ре- формы», совершенно неожи- данно для всех, вскоре повергло Станиславского в уныние: он почувствовал «однобокость, пе- рекос, ограниченность этого приема и даже... опасность его применения».
Да, «застольный период», со- вместная умственная работа благотворно влияет на актер-
ский ансамбль - объединяет, повышает творческую актив- ность, но... этого мало. И Стани- славский делает очень важное открытие: «Работа за столон будоражит у артистов только психическое самочувствие. Но ведь связи между физической жизнью и духовной нераздели- мы. Следовательно, нельзя разъединять процесс творче- ского анализа внутреннего и внешнего поведения челове- ка. Психическое действие и физическое связаны нераз- рывно!»
И появляется в «системе» но- вое понятие: «психофизическое самочувствие артиста, «артисто- роли», и дополнительная ступень действенного анализа - «этюд- ный метод».
Вот как Станиславский определил что такое ЭТЮДНЫЙ МЕТОД: «Это — поиск артистом верного психофизического самочувствия персонажа на сценической площадке, но не в образе, не прикидываясь кем-то, не подлаживаясь под кого-то, а оставаясь самим собой, при этом действуя не текстом роли, а своими словами».
Таким образом, артист из «застоль- ного аналитика», как бы со стороны изучавшего поведение своего персо- нажа, превращается в активно дейст- вующего, то есть сам становится дей- ствующим лицом, и уже невольно ис- пытывает то психофизическое само- чувствие, какое должен испытывать его персонаж в данных автором пред- лагаемых обстоятельствах. В этом прежде всего и заключается главная задача этюдного этапа работы дейст- венным анализом, в этом и его огром- ное преимущество перед начальными репетициями с уже готовым, зазубрен- ным текстом. «Зубрежные репетиции» Станиславский считал «преждевремен- ными и вредными, потому что они при- водят только к штампам».
«Лишь вооруженный своим понима- нием произведения в цепом и своего места в нем, актер имеет право пере- ходить к авторскому тексту, - дополня- ет своего учителя М.О.Кнебель и сооб- щает основные правила этюдной рабо- ты: - Все этюды должны делаться ис- полнителем только на собственном им- провизационном тексте. Это значит, что работа этюдным порядком ставит актера в условия, когда он до поры до времени подменяет слова автора свои-
ми словами, но обязательно сохраняет при этом авторские мысли... Тотчас после этюдной репетиции необходимо, чтобы актеры вновь перечитали репе- тировавшийся эпизод или сцену, про- веряя авторским текстом все то, что было сделано в этюде».
Некоторые режиссеры и актеры, не понимая, недооценивая всех преиму- ществ этюдного метода, если еще с ка- кой-то натяжкой, робко пытаются «этюдить» в современных пьесах, то в классических, считают они, подобное «своеволие» недопустимо. Они очень заблуждаются. Станиславский, напри- мер, приступая к репетициям «Отелло», прежде всего, что сделал, отобрал у артистов текст, заставив говорить своими словами. Эксперимент удался на славу: у актеров не только речь ста- ла значительно активнее, действенней, но зажила и заработала психофизика «артистороли». Объяснение: в этюдах быстрее и продуктивнее, более осознанно и эмоционально вскры- ваются сверхзадача и сквозное дей- ствие, как самой пьесы, так и каж- дого действующего лица, что и обеспечивает органический творче- ский подъем. Помните кредо Стани- славского: «В нашем искусстве позна- , вать - значит чувствовать»! Поэтому не
ill
: леоует нарушать органику взаимосвя- зи двух процессов - анализ действия за столом) и анализ действием (на щенической площадке), нельзя разрывать единство существования кизненно необходимых психичес- кого самочувствия и физического. далеко ли ускачешь на одной ноге? ^олго ли будешь испытывать интерес к рассказчику, довольно умному, но тшенному способности сопереживать гому, о ком и о чем он делится своим зпечатлением?
Надеюсь, что теоретическая основа тодного метода вполне ясна, и нам : ледует идти дальше. Но я предлагаю вделать небольшой перерыв, после которого и продолжим знакомство с •системой Станиславского». Восполь- зуйтесь паузой, оглянитесь на процден- 1ый нами путь: зафиксируйте, что для зас стало новостью, событием из того, ITO вы узнали; отметьте также моменты/ в которых вы и «сами с ^сами», то есть «на уровне» и даже зыше.
А я еще раз, всего лишь простым юречислением, напомню пройденные гемы в их естественной связи и юследовательности:
— главные поинципы «системы Станиславского»;
— практическое учение об органических законах творчества;
— что такое «метод действенного анализа»?
— предлагаемые обстоятельства;
— автор и его эпоха;
— тема, идея, фабула;
— сюжет, сверхзадача, сквозное действие;
— действие и событие, контрдействие;
— события и факты;
— конфликт;
— виды событий;
— основные моменты действия;
— жанр;
— «роман жизни»;
— этюдный метод;
— психофизическое
самочувствие артнстороли.
Пройденные темы понадобятся нам, по мере необходимости, и в дальнейшей нашей работе, во второй части.
из
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С «СИСТЕМОЙ СТАНИСПАВСКОГО»
Вот следующие элементы «системы», орые необходимы нам в ьнейшей работе над ролью, над ктаклем:
— сценическое действие;
— основные принципы сценичес- кого действия;
— основные признаки сценичес- кого действия;
— основные виды сценического действия;
— метод простых физических действий;
— психическое действие, его виды и способы проявления;
— словесное действие;
— видение;
— подтекст;
— внутренний монолог;
— второй план;
— характер и «зерном, характер" ность и приспособления;
— темпо-ритм;
— атмосфера;
— мизансцена и композиция.
Вели кто-нибудь из начинающих/ неосведомленных вдруг испугается только от одного вида этого очеред- ного списка, прошу - наберитесь терпе- ния и постарайтесь пройти начатый вами творческий путь до конца: я ведь вас не в тупик веду, не омрачайте ра- дость познания неверием в свои силы.
Хочу также надеяться, что и умудренные опытом, вполне уже осмысленно и самостоятельно дейст- вующие режиссеры и артисты тоже непременно пойдут со мной дальше: им не помешает освежить свою память, стряхнуть с личного корабля искусств штампованных ракушек, если они, не дай Бог, появились и тормозят его движение, а возможно, даже доведется познать и проложить новый курс к более дерзкой, этапной цели?
Ну, что ж, вперед!
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
Это волевое стремление актера, направленное на партнера с целью
ювлиять на его поведение.
(Повторили - запомнили лучше).
Сила волевого стремления и его влияния (способы воздействия на парт- iepa, будь они прямолинейные, физи- [еские, или тонкие/ психологические) ависят от цели, какая она (мелкая/ > ытовая или глобальная, имеющая удьбоносное значение), то есть в > азных случаях - разная степень 1роявления силы волевого стремления 1 способов влияния на партнера.
Конечно, здесь было бы уместно запомнить о значении предлагаемых обстоятельств, тех условий, в которых троисходит данное, конкретное сцени- lecKoe действие, о ведущем значении сверхзадачи и сквозного действия... 1о, я надеюсь, вы не забыли о том, что 1ы «проходили» совсем недавно.
Еще следует обязательно отметить/ ITO и партнер не безучастен. У него х»же своя цель, своя линия поведения. ^сли действия двух персонажей конфликтны, они - по Станиславскому " образуют столкновение воль».
Примеров «гармонической сораз- юрности» столкновения волевых уси- ий («воль»), присущих, как правило, классическим драмам, трагедиям/а так- ке примеров несоответствия (порой иперболических) встречных волевых
усилий, свойственных иногда мело- драмам, но - постоянно комедиям и водевилям, вы, при желании, найдете, вспомните с избытком. А теперь...
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ:
- смотреть и видеть;
- слушать и слышать;
- понимать и чувствовать.
Вот от этих, казалось бы, элемен- тарных правил зависит умение обща- ться - и в жизни, и на сцене. Чего уж проще смотреть и видеть/ правда? А вот однажды на занятиях по актерскому мастерству я попросил сту- дентов-первокурсников признаться, все ли помнят, какого цвета глаза у их матерей. Всего лишь половина курса сразу, не задумываясь, ответила «положительно». Значительная группа долго вспоминала, но, к стыду своему, так и не смогла ответить утвердитель- но. Один студент и вовсе огорошил:
- Я не обращал внимания, может, и не видел.
- Вы что, в глаза своей мамке ни nasv не погмптпепи?
- Смотреть-то смотрен/ а вот... не помню.
Конечно, он смотрел в глаза матери, и неоднократно, только он не видед!
А представьте такой курьез на сце- не. Эсмиральда впервые встречается с Квазимодо, а ведет себя так/ будто уже давно с ним знакома: ее не пуга- ет уродство Квазимодо, у нее не возни- кает к нему ни толики сочувствия. Зри- гели, наверняка, так и ахнут, глядя на /родство Квазимодо: они, зрители/ ви- ^ят! А Эсмиральда - стоит рядом с ним/ смотрит на него и тю-тю - не видит гго! Да разве зрители поверят действи- ям, переживаниям такой «слепой» ак- грисы? А как тяжко актерам общаться
-ia сцене с такими «незрячими» партне- рами?!
Вот пример, к каким «накладкам» 1риводит неумение или нежелание
•слушать и слышать».
В театре идет спектакль, первый акт. В комнату к «мужу» входит «жена» с чемоданом в руке.
- Ты добился своего - я ухожу от гебя! - совершенно убитая горем/ за- являет она.
- Я так и знал, что ты вернешься, - < ивает он «жене». - Я же говорил, не 1роцдет и года/ как ты одумаешься!
Актриса от «глухоты» партнера в
шоке. Не знает, что делать.
- Чего мнешься? - он подходит к ней/ обнимает нехотя. - Располагайся/ приступай к обязанностям.
Тут актриса соображает/ что «муж» шпарит текст из финальной сцены. От- чаянно пытаясь спасти спектакль, она переходит на «открытый текст»:
- Ты что/ не слышишь меня, олух? Я ухожу! Я еще не вернулась! Ухо-о-жу- у! - кричит она, бедняжка/ совершенно не понимая, что происходит с партне- ром, и поглядывает за кулисы, прося помощи.
А партнер тихонечко и тоже «от- крытым текстом» добивает ее оконча- тельно:
- Ты телевизор в холле не смотре- ла? Как там «Спартак»?
На следующий день актера вызвали на худсовет. Актер был в полном тран- се, так сильно переживал - на нем, как говорится, лица не было! «Спартак» вчера проиграл - вот в чем дело! Вме- сто мольбы о пощаде, он выдвинул ультиматум: если еще раз поставят его спектакль в день, когда играет «Спар- так», он уйдет из театра!
Без комментария.
Если рассмотренные нами выше принципы сценического действия яв- ляются, в большей степени, внешними
элементами актерской техники обще- ния, то понимать и чувствовать - это сугубо внутренняя основа сцени- ческого общения. Она закладывается в период застольного анализа пьесы, обогащается и закрепляется в этюдном периоде работы. И чем сильнее в это время актер сумеет увлечь себя твор- ческим процессом - разбудить и акти- визировать свое сознание/ приобщить к умственной аналитической работе сердце и душу, добиться, чтобы разум и чувство заработали в унисон - тем ско- рее и полнее он станет понимать и чувствовать.
Студенты, обучающиеся актерскому мастерству, актеры-новички должны крепко-накрепко запомнить (профес- сионалы уже давно убедились), что по- нимать и чувствовать - единый про- цесс как в жизни, так и в сцениче- ском творчестве. У актера, овладев- шего этим главнейшим принципом сце- нического общения, обязательно, не- пременно обострятся и зрение, и слух. Для этого необходимо постоянно со- вершенствовать свою внутреннюю и внешнюю технику сценического обще- ния.
А теперь мы рассмотрим...
ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКА СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ:
- волевое начало;
- наличие цели.
Здесь тоже, вроде бы, все ясно, как дважды два. Однако, считаю, не поме- шает, если мы немного углубимся в эту тему.
Что сразу мы можем и должны от- метить? Волевое начало (воля) и на- личие цели (цель) тоже находятся во взаимосвязи. Они взаимозависимы.
Чтобы добиться намеченной цели, человек должен проявить волевое уси- лие. Иначе говоря, волевое усилие всегда целенаправленно. Характер, напор и «объем» проявленных волевых усилий - в прямой зависимости от зна- чимости цели, от условий (трудностей), которые потребуется преодолеть, пре- жде чем удастся добиться намеченной цели.
Цель может быть временной и «незначительной» (на одну сцену/ на один акт) и постоянной, «глобальной» (на весь спектакль - сразу вспомните о сверхзадаче), достижение которой свершается в кульминации, в главном событии.
Возьмем Яго. Какую он преследует ^ель? На что направлены его волевые /силия? Отбить у командира красивую teayuJKy? Простите/ кишка тонка, и Яго > то понимает. Но может, он из чувства •ависти/ от ревности потерял голову? 1ичего подобного: его поступки гово- )ят о том, что он все обдумывает зара- iee. Значит, голова у него на месте. А южет, он, как всякий рядовой/ метит > генералы? Но мы знаем, Яго наивно- тью не страдает. Что же тогда еще южно предположить? Неужели здесь 'ешающее значение имеет расовая роблема? Ведь с точки зрения Яго, это ^е чудовищная несправедливость:
ерный генерал командует белыми оплатами и офицерами, черный муж- ина крадет белую девушку (Яго ведь оначалу не знает/ что Дездемона сама ежит к Отелло), и ему это сходит с ук. Даже сенат принимает сторону юрнокожего»! Где же справедли- эсть?!
Так неужели Яго берет на себя мис- 1ю борца за «утраченные нравы»? И WTaer себя вправе совершать такие грзкие поступки, причиняя страдания ^ в чем не повинным людям и, в кон- 2 концов, погубив их. Неужели это та 'о цель, на которую направлены все 'о гадкие волевые усилия?
А может, вы другим путем подойде-
те к решению поставленного мною во- проса, обнаружите, что у Яго другая цель? Тогда и волевые его усилия будут восприняты вами иначе. Пройдитесь по линии поведения Яго/ применяя метод действенного анализа, поупражняйте себя. Как говорил экстравагантный А.А.Гончаров: «Нет предела самосо- вершенствованию творческих натур. Только альпинисты, забравшись на свою вершину, могут почивать на ней, ликуя. Наши вершины бесконечны. Для нас в радость - сам процесс восхожде- ния!»
Продолжим разговор о сценическом
|