![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды событий 3 страница
действии. Мы коснулись его основных принципов (смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и чувствовать) и основных признаков (волевое начало и наличие цели).
Логически закономерна следующая тема:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ:
физическое действие и психическое действие.
Мы их объединили не случайно: они [еразделнмы/ но - и это очень важно нать - только в части психофизи- [еского самочувствия.
Дело в том/ что само психическое ействие не может быть выражено сихически. Один человек на другого еловека может воздействовать толь" о физически. Психически воздейст- овать друг на друга не могут даже астоящие психи, психически гздоровые люди. Так утверждают юные.
А Станиславский утверждает, что : ихическое действие существует, что : ть даже виды психического яствия.
- Странно, - возникает недоумение/ у человека нет возможности дейст- »вать психически, однако психичес- > е действие - по Станиславскому - ть. Как это понимать?
Разберемся. Начнем с определения аниславского:
«Физическое действие — это едство для выполнения психи" ского действия».
Слишком лаконично? Но давайте осуждать, попробуем расширить эту юничную формулировку. Допустим:
— физическое действие - это вне- шняя форма проявления внут-
реннего. психического состояния...
(желания, стремления). Так?
- Так и есть/ - подтвердит Станиславский. - В жизни, как правило, психическое состояние оказывает решающее влияние на физическое действие.
- А наоборот, чтобы физическое действие влияло на психическое, такое возможно?
А.А.Гончаров, в своей обычной манере/ с легкой иронией и сарказмом, на подобный вопрос однажды ответил так:
- Не имеет значение, кто сверху. В паре всегда взаимодействуют на равных оба партнера.
В подтверждение гончаровского «афоризма» - короткий пример из итальянского фильма.
Перед зеркалом, криво висящим всего лишь на одном гвозде/ стоит смазливая молоденькая особа; она в ночной прозрачной рубашке, снимает с лица уже «взбитый» вазелином макияж, мурлычет песенку/ дразняще погляды- вая в сторону.
Б широкой, раскидистой постели/ будто взятой на прокат из эпохи Ре- нессанса/ не спуская с особы жадных глаз, нетерпеливо ерзает усатый мужи- чок, слюняво попыхивая длиннющей сигарой...
Но вот от его сигары остается уже зсего лишь малюсенький «бычок», ко- горый обжигает ему губы. Он свирепо 'асит его в пепельнице и ударяет кула- юм по стене.
Висящее на стене зеркало еще юльше сдвигается в сторону; оно так юрекосилось, что вынуждена переко- : иться и молодая особа, чтобы прино- > овиться к нему/ к своему тоже пере- юшенному отражению/ причем она делает это нарочито вызывающе.
Мужчина, выпучив глаза, вскакива- т/ подбегает к особе и толкает ее на юстель.
Особа/ прикрыв руками вывалив- лиеся поверх рубашки массивные гру- и, кричит ультимативно:
- Пока не прибьешь зеркало - ни iary ко мне! - и показывает ему язык.
- Да больно ты нужна, мартышка! - разъяренный мужчина швыряет пе-
ельницей в зеркало -дребезги! Она хватает коробку с его любимы-
и сигарами - и выбрасывает ее в ок-
о:
- Ты на себя посмотри/ урод! - и эрчит ему страшную рожу.
Мужчина повержен: он мгновенно -«икает, виновато застегивает на вы- ирающем животе пижаму, плачет и/ выркая носом, жалобно клянясь ма-
мой, обещает убить особу.
Особа по-кошачьи подходит к нему, гладит-царапает ноготками его лысину и тоже клянется, мурлыча, что за нее отомстит папа.
Окончательное примирение, как вы догадываетесь, происходит в постели.
Я специально привел такую сценку - «незатейливую по драматургии», но для нашей темы подходящую, «наглядно» демонстрирующую взаимозависимость психических и физических действий/ когда психическое действие провоци- рует соответствующее физическое действие, и наоборот - физическое вызывает соответствующее психиче- ское действие.
Чувство - капризно. Это очень тон- кий «инструмент психотехники». Ведь не секрет/ бывают случаи, когда у ар- тистов на репетиции (случается и во время спектакля) вдруг «пропадает» чувство, или вовсе «не хочет появлять- ся».
«Возьмите за правило, - советует Станиславский/ - Не ждать чувства, а действовать, и верное физическое действие вызовет верное чувство, верное психическое действие».
Это правило и «обосновало» - «ме- тод простых физических действий». Вот почему:
«Физическое действие - это при- ем актерской психотехники. - объяс- няет Станиславский. - От жизни чело- веческого тела - к жизни человече- ского духа роли».
- Прекрасно! - благодарим мы Ста- ниславского за простоту изложения сложных понятий и делаем предвари- тельные выводы.
Итак, нам уже известно: психиче- ское самочувствие влияет на физи- ческое, точнее - психическое со- стояние человека вызывает у него ответную физическую реакцию. Та- ким образом, вполне будет логично, если мы скажем, что «психическое» самым непосредственным образом действует на «физическое». Подчерк- нем: действует! Значит, Станиславский был прав, введя в свою методику такое понятия, как «психическое действие».
ВИДЫ И СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
зависят от объекта воздействия и
средств, при помощи которых осуще- ствляется психическое действие.
ч?»
В зависимости от объекта ПСИХР ческие действия делятся на внешние i внутренние.
Внешние - направлены на внешни] объект/ на партнера, на его сознание целью изменить его (это мы уж< усвоили).
Внутренние - направлены на сво< собственное сознание (взвинтить себя если это требуется, или подавит излишнюю нервозность...).
Особо следует отметить, что именн< внутреннее, психическое действш определяет актерскую способносп думать на сцене, в кадре, чт< разительно отличает мастера о ремесленника. Этой темы мы коснемс более подробно, когда подойдем i «внутреннему монологу».
Теперь рассмотрим, какими могу быть психические действия.
В зависимости от средств и;
выражения (физических) они могу быть мимическими и словесными.
Мимические средства выражение
в свою очередь подразделяются:
на мимику действия и на мимику чувств.
Их различие - в волевом происхож
ении «мимики действия» и непроиз- ольном характере проявления 1имики чувств».
Мимика действия - результат олевого усилия, когда актер эзнательно хочет повлиять на артнера (укорить, одобрить...), но при X)M не пользуясь текстом/ лишь ^микой лица, глаз (подмигнуть, [ыбнуться/ надуть губы...)
Мимика чувств - рождается ^произвольно, подсознательно, )тому и проявляется так же ^произвольно, без волевого усилия. ^помните, что отражается на лице ловека, когда он неожиданно пугался или испытал «нечаянную дость».
Мимика чувств/ ее выразительность еют очень большое значение, обенно во «внутренних монологах», в > нах молчания»!
А теперь -
СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ!
Почему я поставил восклицатель- й знак? Потому что Станиславский едавал словесному действию > бенное значение:
«Словесное действие — есть выс-
шая форма сценического действия, сценического общения... Слово — выразитель мысли, самое эффек- тивное средство воздействия на соз- нание собеседника, партнера»», - и советовал:
«Прежде всего, нужно знать, чего добиваешься от партнера. При этом мысли превращаются в целеустремлен- ное словесное действие, действие раз- будит темперамент, чувства, и речь из рассудочной превратится в эмоцио- нальную».
И еще, он уточнял:
«Говорить - значит «рисовать зри- тельные образы»», поэтому нужно го- ворить не столько уху/ сколько глазу, чтобы человек/ с которым вы общае- тесь, посмотрел на то/ что вам нужно, вашими глазами/ чтобы он стал видеть события так, как их видите вы, как вы этого хотите». Остается добавить: на что и должно быть направлено ваше волевое усилие. Однако, вызывать у партнера определенные «зрительные образы»» вы сможете лишь в том слу- чае, когда сами будете их «видеть» сво- им «внутренним взором»». Только при этом условии, вы, действуя словами/ будете добиваться цели. В противном случае - вы всего-навсего «молотите текст»»/ бросаете «слова-пустышки» и,
начит/ бездействуете.
Важно и «умение слушать» (процесс осприятия текста/ слов/ произноси- ых партнером). Как это происходит в ^изни?
«Когда мы слушаем партнера, - на- эдим объяснение у М.О.Кнебель, - то начала, в первые секунды, восприни- аем его слова как бы «механически» - нами, на слух, а уж потом «видим» ус- ? 1шанное своим «внутренним взором».
По существу, если коротко и про- 'о, можно сформулировать такое пра-
1ЛО:
говорить — значит рисовать зри" •льные образы партнеру,
слушать — значит видеть то, о чем > ворит партнер.
А это означает, что мы уже внедри- [сь во «владения» следующего элемен- психотехники:
Если «смотреть и видеть» - (в боль- ; й степени) внешний элемент сцени- ского общения, то есть проявляется
внешне, ко'-^ артист реально видит
реально происходящее на сцене, то видение - исключительно психоло- гический, внутренний процесс, воз- никающий в сознании, в эмоцио- нальной памяти артиста, причем только в том случае, когда включа- ется воображение и его непремен- ный спутник - «внутренний взор».
«Актеру, прежде чем получить право на видение, - напутствует Станислав- ский как педагог-практик, - необходи- мо провести огромную подготовитель- ную работу». Имеется в виду анализ действия и анализ действИЕМ. Только после того, как артист досконально изучил предлагаемые обстоятельства пьесы, безошибочно определил сверх- задачу, сквозное действие, основные крупные события и наверняка «попал» в характер персонажа/ исходя из его поступков, когда актеру уже начинает «грезиться образ» - значит настала пора включать видение, которое теперь будет работать безошибочно.
Бот почему Станиславский утверж- дал:
«Видение - это закон образного мышления актера на сцене. •• без образного мышления нет искусства!»»
Что еще нужно взять у Стани- славского о видении? Перечислю самое необходимое:
- природа сценического видения аналогична жизненной способности юловека: видеть то, о чем говоришь;
- видение опирается на опыт, на юличество и качество жизненных на- шюдений;
- видение должно быть содержа- 'ельным, ярким, а эмоциональная па- 1ять/ с ним связанная/ - темперамент- [ой, сильной, способной вновь и вновь ахватывать и увлекать/ будоража нутреннее, психическое состояние;
- эмоциональная память - верный омощник видения/ испытанное, про- битое чувство, оставившее неизглади- ый след, впечатление в сознании че- овека, способное при воспоминании овторно заставить человека пережить тучившееся;
- видение обусловливает органич- ость психического самочувствия и ювесного действия;
- текст роли от повторения приеда- гся, и смысл его тускнеет, теряется/ а здение от повтора обогащается, ста- эвится ярче, сильнее. Поэтому следу- г: текст фиксировать видением и го- )рить о том, что видишь, мыслью - ювами;
- необходимо тренировать видение [дельных моментов роли, постепенно скапливать эти видения, логически и ^следовательно создавать зрительные
образы, «киноленту роли», при этом нельзя допускать/ чтобы лента видения обрывалась. Только тогда у артиста возникнет ощущение магического «Я - есмь!»
Специально для режиссеров хочу процитировать приверженца «системы» Андрея Михайловича Лобанова:
«Одного видения режиссеру мало - оно похоже на сон: вижу ясно во сне, что схватил зубами жар-птицу, -- про- снулся, а во рту перо от подушки. Нуж- но еще видение спектакля реализовать через работу с актерами, добиться, чтобы твоим видением практически были заражены актеры, а потом и зри- тельный зал, которому нет дела до тво- их сновидений».
Таким был требовательным Лоба- нов/ такое серьезное значение прида- вал видению и его практическому при- менению.
Вспомним из истории МХАТа, как самозабвенно работали его основатели - и режиссеры и артисты, как они на- чинали. Сами создавали свой театр (шили костюмы, ладили декорации/ со- бирали по домам реквизит), «создавали» и самих себя - осваивали новую, тогда еще «непредсказуемую», с трудом вос- принимаемую, «методологию» Стани- славского, постоянно устраивали «< по-
ходы в жизнь». Взять хотя бы посеще- ние «ночлежных нумеров» Хитровки - во время работы над пьесой М.Горького «На дне». Что они там иска- ли, что хотели «подглядеть»? Условия жизни «на дне»? Костюмы, грим? Пе только. После премьеры спектакля восторженная пресса в первую оче- редь отмечала «невиданную доселе психологическую глубину актерской игры»? Можно смело предположить/ какой действительно глубокий след ос- тавила в сознании артистов та «экскур- сия» на Хитровку, как творчески она обогатила их/ сколько видений и зри- тельных образов они собрали в копил- ку своей эмоциональной памяти.
«Там/ на Хитровке, - вспоминал Ста- ниславский, - мы «нашли» духовную сущность/ внутренний смысл пьесы - свобода во что бы то ни стало!»
Вот какое основополагающее зна- чение имеют «жизненные образы». Возможно ли без них создание правди- вых образа-роли и образа спектакля? Будут ли эти образы наполнены жиз- ненной органикой, смогут ли они эмо- ционально воздействовать на зрителя?
«Без видения, - говорила Мария Осиповна Кнебель/ - искусство обре- чено быть формальным, безжизнен- ным. Без него «внутренний экран» пуст, тускнеет «зеркало души» и/ как следст-
вие, гаснет «жизнь человеческого духа» роли. Творческий человек не имеет права «просто так» ходить по улице. Постоянно всматривайтесь в жизнь, не отворачивайтесь от чужого горя, сопе- реживайте. Иначе - ваша душа очерст- веет, и тогда вы не сможете/ (лишите себя права) быть на сцене, даже в ку- кольном театре, даже спрятавшись за ширму».
Недавно мне позвонила ак- триса, в прошлом - моя ученица, и поведала о своей беде:
- Я совершенно не могу иг- рать Катерину. Тяну роль, как скрипучую тяжелую телегу. А в финале - готова провалиться от стыда! Ничего не вижу, кроме бороды Тихона, и та меня раз- дражает! Я должна покаяться перед ним, а мне не стьщно, мне и в голову не идет, как ему тя- жело. Я мечтаю - лишь бы по- скорее броситься с обрыва!.. Я стала злой, бесчувственной, безразличной к людям!.. Мне нужно уйти из театра?..
В этом телефонном монологе все восклицательные знаки по- ставил я. В финальном монологе Катерины из «Грозы» почти каж-
дую ее фразу Островский закан- чивает именно знаком воскли- цания. Но у звонившей актрисы их не было. Она говорила о сво- ей беде без всякого сострада- ния к себе, холодно, рациональ- но... Мое молчание слишком за- тягивалось: я не знал, что ей посоветовать. Если бы она про- изнесла свой монолог с теми восклицательными знаками/ ко- торые я поставил, тогда и раз- думывать не надо было: она полна энергии, чувств/ ей стоит лишь «разрядиться», «встрях- нуться» - и все образуется. Но она ведь честно призналась, что «стала злой, бесчувственной, безразличной к людям». Неуже- ли - тупик, пустота? Может, она права, она ведь лучше себя зна- ет. Может, действительно ей нужно уйти из театра?
- Но я без театра погибну, - пролепетала она совсем туск- лым голосом: угадала или «под- слушала» мой внутренний моно- лог.
- Вы паникер, безвольный человек! - вдруг я чуть не за- кричал на нее: наверное, хотел спровоцировать агрессивность,
задеть ее самолюбие. - А ваш опыт, мастерство?! А ваши «закрома», «сусеки»?! Вы давно туда не заглядывали, или они опустели?
- Вы имеете в виду закрома нашей Родины? - съехидничала она, при этом голосок ее уже зазвучал покрепче.
- Молодчина! - как можно веселее похвалил я ее.
- Ну и ну! - она даже хохотнула. - Я взываю о помощи - что мне делать? Я вам про «жить не хочу», а вы почему-то веселитесь!
Тут я и в самом деле разве- селился:
- Бросайте вы этот театр к черту! Купите ларек и займитесь продажей!
- Что-о? - пришла она в ужас.
А я сделал вид, будто она заинтересовалась моим предло- жением.
- Что продавать? Да мало ли?! Скажем, все созданные вами образы - с приложением фотографий. Можно пустить с молотка и элементы актерской
психотехники/ заодно и харак- тер - они вам тоже больше не понадобятся!
- Зря стараетесь зацепить меня за живое. Внутри у меня все высохло - пустота. Я - му- мия, вот кто я!
Но я и хотел зацепит ее за живое;
- Тогда берите в охапку эту мумию и прямиком на кладбище. Похороните ее добросовестно, облейте слезами/ и, потрясенная горем, с возрожденными чувст- вами, вечером реанимируете и свою Катерину!
Все-таки я был склонен ду- мать, что она устала не от жиз- ни, она устала... штамповать свою Катерину. Она уже не ис- пытывала на спектаклях ни с чем не сравнимое подсозна- тельное чувство удовлетворе- ния: «Я могу! Я умею!» Долго иг- рая эту роль, актриса не попол- няла свои внутренние актерские «запасы», не углубляла подтек- сты, не обновляла видения. В результате - закономерные по- следствия: притуплялся текст/ угасал «внутренний взор», она с каждым спектаклем все хуже и
хуже видела своих партнеров, они стали ее раздражать, злить. А злость губительно действует на творческое состояние. Это и почувствовала актриса, и, как оказалось, вовремя.
Знаете, что она сказала в ответ на мое предложение - от- везти мумию на кладбище?
- Ах, вот где мое место?! Благодарны вам за совет! На том прощевайте!
- Да неужто не услышу я вас больше? - хотел и я ее подку- сить, но в трубке уже пиликали короткие гудки.
Она позвонила на второй день поздно вечером. Я понял - после «Грозы». И вновь произ- несла монолог. Но какой!
- Господи, если бы вы знали, что я пережила, испытала! - трепетал от счастья ее краси- вый грудной голос. - Мне сказа- ли, что сегодня я играла Кате- рину... как никогда!
И она рассказала/ как и чем она «оживила» себя. Вот ее вто- рой монолог:
- Наверно, я ждала... вы по головке меня погладите. А вы,
как все, отмахнулись от меня. Так мне сперва показалось. А потом слышу... кто-то внутри меня... кричит мне: дура, дура! Он же хотел встряхнуть твою душевную заводь, которая дав- ным-давно застоялась, как бо- лото, и ряской покрылась! Ох, как я тут взвилась/ как стала се- бя бичевать-хлестать! Раньше-то жалела себя, родимую. Потому и замкнулась, в себя ушла. Вокруг столько вранья, хамства! Люди так опустились, обнаглели - пьют, воруют! Они и в театр приходят - кто с водкой, кто с «мобильником», в зале - булька- нье и трезвоны! А ты играй для них/ «прикидывайся»! Вот меня злость и обуяла! Я ведь всех - и зрителей и артистов - всех в од- ну кучу! Как жить-то, думаю, среди вас таких? - она горько, открыто плакала. - После разго- вора с вами всю ночь самоедст- вом занималась, всю свою жизнь переворошила. Много всего у меня было - и хорошего, и плохого. Но оказалось/ что хорошего-то больше! И не раз- валина я еще/ а раскисла/ как квашня! Тут про мумию вспом- нила. Только не смейтесь. Воб-
щем, утром я на кладбище по- ехала. А там я еще ни разу не была: родные-то мои, слава Бо- гу, все живы. Понимаете меня? Чужого горя я ведь вблизи-то не видела... Вот и сейчас, говорю с вами/ а перед глазами...
Ее рассказ был очень эмо- ционален. Я лишь фабульно из- ложу то/ что она увидела/ что/ в результате, пережила, что вы- несла для себя.
На кладбище хоронили це- лый взвод молодых пареньков/ убитых на чеченской войне. Ри- туал прощания с погибшими солдатами нынче всем знаком:
почти каждый день мы это ви- дим по телевидению. Видела и актриса. Но - простите и не со- чтите за кощунство - «живьем» такое массовое горе предстало пред ней во всем своем драма- тизме впервые.
Выстроились в ряд... два- дцать три могилы, возле них - двадцать три гроба. Траурные венки, траурная музыка... Пла- чут матери и отцы, жены и не- весты, плачут стоящие в риту- альном карауле солдаты/ еще не побывавшие на войне, плачут их
командиры...
Она (актриса) увидела не сценическое, не поддельное, а действительное горе во всей своей реальности. Ей показа- лось, что сюда, на это кладбище пришли сегодня все-все живые люди/ все сняли шапки и скло- нили головы, словно прощения просят у погибших... И она (актриса) в их числе...
А вечером, в театре она играет свою Катерину, как еще никогда не играла.
Вот он, «загадочный пара- докс» творческой профессии:
потрясенный горем человек... создает шедевр! Оглохший Бетховен - знаменитую «Лунную сонату», великий русский худож- ник Крамской/ через неделю после смерти своего ребенка, встает за мольберт и пишет кар- тину высочайшего живописного мастерства - «Неутешное горе».
И опять прошу извинить ме- ня за вероятную жестокость су- ждения: видимо (или все-таки), творческие люди «нуждаются» в эмоциональных ударах, даже если эти удары по своему со- держанию «отрицательно заря-
жены». Вам не кажется стран- ным утверждение Ф.М. Достоев- ского, что «писателю нужно столько счастья, сколько и не- счастья»? Неужели несчастье стимулирует творчество? Немно- го смягчим суждение: а может, не сам факт несчастья является «допингом» творчества, а чувст- ва, пережитые по его поводу?
Вот что записал в своем дневнике П.И.Чайковский, за- кончив работу над финальной картиной «Пиковой дамы»:
«Ужасно плакал, когда Гер- манн испустил дух!»
Флоберу, например, когда описывал сцену самоубийства Эммы Бовари, показалось, что он тоже отравился: так отчет- ливо он ощутил на языке вкус мышьяка.
И совсем печальные приме- ры: Москвин умер на сцене во время спектакля, играя Ивана Грозного, Добронравов - царя Федора. Есть и более «совре- менные примеры»...
Какая жестокая цена за ра- дость творческого вдохновенья, за полноту эмоций и физических затрат, за взволнованные внут-
14S
ренние монологи/ за яркое ви- дение...
Но не будем на мрачной ноте заканчивать эту тему - видение. Обратимся к примеру, щадяще- му нашу нервную систему.
Вот строки из «Героя нашего 1ремени» М.Ю.Пермонтова:
«Уж солнце начинало прятаться за ; неговой хребет/ когда я въехал в ^айшаурскую долину... Со всех сторон оры неприступные/ красноватые калы, обвешанные зеленым плющом и венчанные купами чинар, желтые брывы, исчерченные промоинами/ а ам высоко-высоко золотая бахрома негов, а внизу Арагва, обнявшись с ругой безымянной речкой, шумно ырывающейся из черного, полного глою ущелья, тянется серебренною итыо и сверкает, как змея своей ешуею»».
Читая эти строки, уверен, вы лолне отчетливо представляете (види- i!) воссозданную автором «картину». воссозданную» - потому что арисовал» он ее, уже находясь не в элине/ а в домашней обстановке. Так UWM же сильным и ярким вообра-
|