Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из легенд о шамане небожителей Юёлэн-Кунньаас
В глубокой древности жил князь по имени Чёмчёй; сына его звали Юёлэн-Кунньаас. Последний был шаман. Однажды летом, во время праздника «ысыах», шаману Юёлэн-Кунньаасу подали первую почетную чашу с кумысом (вслед за угощением богов и духов). В тот самый момент, когда он пил кумыс, злой дух- дева Ырыа — Дуйаак (Певица- Дуйаак), живущая наверху, в багровых облаках, спустила аркан. (Рассказчик поясняет: «старинные люди в данном случае «арканом» называют дыхание злых духов». Ырыа- Дуйаак — одна из девяти небесных дев — шаманок, духи которых наводят на людей сумашествие, требуя посвящения им конного скота разной масти). Тотчас же шаман Юёлэн-Кунньаас вскочил на своего серого жеребца с крыланом и помчался. (Куда, об этом рассказчик не пояснил). Сняв со своего жеребца пестрый волосяной повод (свитый из белых и черных конских волос), он повесился на одной наклоненной березе. Люди, разыскав его труп, похоронили. Ырыа-Дуйаак духа этого шамана вознесла наверх и сделала своим мужем. С тех пор дух этого шамана требует от людей по сей день посвящения ему серых жеребцов с крыланом на оплечьях. Если не находится жеребец с такими приметами, то можно посвятить ему и кобылицу такой же масти с крыланом и с особой отметиной на шерсти бедра («эмэгэттээх бууттаах». По-видимому, и жеребец должен иметь ту же отметину на бедре. Г. К.). Из всех верхних духов, требующих посвящения конного скота, Юёлэн-Кунньаас считается самым старшим, (т. е. грозным и страшным). К нему обращаются в случаях болезни головы (мозга), иногда горла или спины (спинного мозга?)
ГЛАВА ВТОРАЯ Мифы о рождении шаманов у якутов Андреев Егор. Мархинский улус. 8 марта 1925 года.
ШАМАН-РОЖДЕННЫЙ ДЕВОЙ
Одна дева родила ребенка и со стыда спрятала его в кучу сырого скотского навоза, обмазав снаружи так, чтобы его не было видно. На третий день после этого кто-то, услыхав плач ребенка, нашел его, воспитал и вырастил. Этот ребенок, как рассказывают, потом сделался знаменитым шаманом, по имени Ааджа в Таркайском наслеге. Он родился будто бы два раза. Говорят, он сам рассказывал, что сначала родился среди тунгусов и стал у них шаманом, второй раз у нас, у якутов. Потом говорил будто, что родится и в третий раз. При первом рождении его наказывали плетьми, но все удары падали в пустое место. Шаман при повторном рождении делается меньше (т. е. убавляется его шаманская сила). (Заключение рассказчика — его частное мнение).
Борисов Михаил Иннокентьевич, 66 лет и Борисов Василий Егорович. 1-го Кангаласского наслега Мархинского улуса. 7 марта 1925 года.
|