Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беспорочное зачатие шамана






 

Лет 15 или 16 тому назад, когда я жил еще на родине в Намцах, одна старуха, мать старика Кудараас, передала мне рассказ о своих предках шаманах. В то время ей было чуть ли не около ста лет, но тем не менее она была еще вполне тол­ковая («хоп курдук»). Она— родом из Дюпсюнского улуса. (Мать этой старухи была шаманка, звали ее Татьяной. Среди предков последней в течение девяти последовательных поколе­ний рождались шаманы. Она стала шаманкой на девятом колене.

Когда шаманила, она явно носилась повсюду. (Рассказ­чик этим подчеркивает, что другие шаманы, на словах совершая полеты туда и сюда, только обманывают). При камланиях свою дочку (рассказчицу) она, взяв за уши, водила будто бы с собой.

Самый первый шаман из её рода, живший девять челове­ческих поколений тому назад, известен под именем Дабайыы- Шамана. По рассказам, он жил в восьмиугольном доме, руб­левке, имевшем две параллельные стены, между которыми была насыпана глина. У него было девять жен.

Однажды к тому шаману опустились с неба девять небесных духов — «абаасы» (злые духи); они были верхами на конях вороной масти с белой мордой. Духи постучались в двери так сильно, что весь дом задрожал и по­сыпалась глина.

Они сказали шаману:

«Мы прибыли взять тебя, скорей собирайся»!

Шаман взмолился и, пожертвовав им конный скот потреб­ной масти, уговорил оторочить поездку (т. е. смерть) на один год. Через год духи снова явились. Шаман опять откупился и остался жить. Когда духи явились в третий раз, то уже ни­какие уговоры не помогли. Шаман должен был отправиться.

В это время из девяти жен дома оказалась только одна любимая жена. Он обратился к ней со словами:

«Подойди-ка ко мне ближе, моя любимая жена! Если я уйду, не оставив потомства, мое пепелище обрастет сорною травой. Подойди, я понюхаю тебя в лоб перед своим отъез­дом»!

Младшая жена, которой уже исполнилось 90 лет, сгорбив­шись, подошла к мужу. Тот понюхал ее со лба (якутский обо­рот речи) и сказал:

«От того, что я понюхал, ты забеременела. От тебя родится ребенок шаман. Пусть он прославится с именем Ылгын-Шамана! От него родится только один сын и тоже будет шаманом и дальше на каждое поколение будет рождаться по одному сыну, которые будут шаманами. Родившийся на девятом поколении ребенок шаман — буду я.

Теперь вознесут меня живым на небо. В той стране, откуда я создан («айдарбыт сирбэр»), мое тело и кровь разбрызгают в жертву (ысыахтыахтара») и съедят. Из всех шаманов вселенной только лишь я один, умирая вознесусь живым на небо. Мой бубен и плащ спустят на землю на западном берегу озера Ёлёнгнёёх. Вы найдите их и взамен моих костей поставьте на могильный лабаз - «арангас»!

И действительно, бубен и плащ нашли потом и поставили на лабаз. (Или просто повесили на дерево. Якутское слово «арангастыыр» иногда значит почтить, подвесив куда-либо высоко).

Этот шаман, как рассказывают, является предком одной родовитой семьи в Дюпсюнском улусе. (Фамилия по независящим от переводчика обстоятельствам пропускается). Один из них, как я слышал, найдя бубен и плащ того шамана, похоронил в земле и приказал поставить над ними памятник.

 

 

Атласов Алексей Константинович 58 лет,

Таастахского наслега Намского улуса.

Речка Эбитиэм.

27 марта 1924 года.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал