Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беспорочное зачатие шамана
Лет 15 или 16 тому назад, когда я жил еще на родине в Намцах, одна старуха, мать старика Кудараас, передала мне рассказ о своих предках шаманах. В то время ей было чуть ли не около ста лет, но тем не менее она была еще вполне толковая («хоп курдук»). Она— родом из Дюпсюнского улуса. (Мать этой старухи была шаманка, звали ее Татьяной. Среди предков последней в течение девяти последовательных поколений рождались шаманы. Она стала шаманкой на девятом колене. Когда шаманила, она явно носилась повсюду. (Рассказчик этим подчеркивает, что другие шаманы, на словах совершая полеты туда и сюда, только обманывают). При камланиях свою дочку (рассказчицу) она, взяв за уши, водила будто бы с собой. Самый первый шаман из её рода, живший девять человеческих поколений тому назад, известен под именем Дабайыы- Шамана. По рассказам, он жил в восьмиугольном доме, рублевке, имевшем две параллельные стены, между которыми была насыпана глина. У него было девять жен. Однажды к тому шаману опустились с неба девять небесных духов — «абаасы» (злые духи); они были верхами на конях вороной масти с белой мордой. Духи постучались в двери так сильно, что весь дом задрожал и посыпалась глина. Они сказали шаману: «Мы прибыли взять тебя, скорей собирайся»! Шаман взмолился и, пожертвовав им конный скот потребной масти, уговорил оторочить поездку (т. е. смерть) на один год. Через год духи снова явились. Шаман опять откупился и остался жить. Когда духи явились в третий раз, то уже никакие уговоры не помогли. Шаман должен был отправиться. В это время из девяти жен дома оказалась только одна любимая жена. Он обратился к ней со словами: «Подойди-ка ко мне ближе, моя любимая жена! Если я уйду, не оставив потомства, мое пепелище обрастет сорною травой. Подойди, я понюхаю тебя в лоб перед своим отъездом»! Младшая жена, которой уже исполнилось 90 лет, сгорбившись, подошла к мужу. Тот понюхал ее со лба (якутский оборот речи) и сказал: «От того, что я понюхал, ты забеременела. От тебя родится ребенок шаман. Пусть он прославится с именем Ылгын-Шамана! От него родится только один сын и тоже будет шаманом и дальше на каждое поколение будет рождаться по одному сыну, которые будут шаманами. Родившийся на девятом поколении ребенок шаман — буду я. Теперь вознесут меня живым на небо. В той стране, откуда я создан («айдарбыт сирбэр»), мое тело и кровь разбрызгают в жертву (ысыахтыахтара») и съедят. Из всех шаманов вселенной только лишь я один, умирая вознесусь живым на небо. Мой бубен и плащ спустят на землю на западном берегу озера Ёлёнгнёёх. Вы найдите их и взамен моих костей поставьте на могильный лабаз - «арангас»! И действительно, бубен и плащ нашли потом и поставили на лабаз. (Или просто повесили на дерево. Якутское слово «арангастыыр» иногда значит почтить, подвесив куда-либо высоко). Этот шаман, как рассказывают, является предком одной родовитой семьи в Дюпсюнском улусе. (Фамилия по независящим от переводчика обстоятельствам пропускается). Один из них, как я слышал, найдя бубен и плащ того шамана, похоронил в земле и приказал поставить над ними памятник.
Атласов Алексей Константинович 58 лет, Таастахского наслега Намского улуса. Речка Эбитиэм. 27 марта 1924 года.
|