Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древние похороны членов шаманского рода
(Из рассказов о шамане Бигэк-Джаарын)
Предком Бёртюнцев (якутов 2-го Мальжегарского наслега) был известный шаман Бигэк-Джаарын. Он имел брата — Хонгхо-Окойокоон. Оба имели по одному сыну. Сына шамана звали Бэрт-Кюннэк (Славный К.), а сына второго брата- Сэллик-Мыыкыра. Однажды два (двоюродных) брата отправились в лес охотиться. Сын шамана Бэрт-Кюннэк набрел на медведя и стал с ним бороться. В это время подоспел Мыыкыра и с криком: — Ах, этакий «сыптаранг»! (ругательное слово-имя сущ. от глагола «сыптарыйар»—испражняться жидким). Он собрался пожрать моего брата! Прицелился из лука и выстрелил. Стрела поразила насмерть и медведя, и брата. Медведя освежевал, а труп брата тут же сжег на костре. Все кости собрал и вложил в дорожную суму-батанга. В это самое время старик-шаман возносил небесным духам конный скот пестро-буланой масти в качестве «ытыка» — для постоянного почитания. Вдруг, на пути (в небеса) он (повстречался с душой (юёр) своего сына, которая, вселившись него, плакала и рыдала: — Мой почтенный старший брат Мыыкыра упромыслил меня вместе с обитателем темной тайги, пригвоздил стрелой в мою черную печень!.. Шаман тотчас же спохватился и сказал: — Ютюгэн юрэйдин, Сах сарайдын! — Тугу, тугу тылласан кэбистим, хайдах, хайдах сылльар аджарайдарый? (Перевод): «Пусть рассеет дух земли Ютюгэн, да будет покровом само божество Сах! Скажите мне, что, что сболтнул я? Как-то они там ходят, промышляют»? Через несколько дней Мыыкыра вернулся один. Старик шаман вопрошает у него: —А где же брат твой, зачем он там остался? Тот отвечает: — Обитатель темного леса сгубил его! Священные кости его— («кырамтатын» — осторожное, почтительное наименование человеческих костей) вот, я привез с собой, чтобы их тут сохранить — прищемить! Шаман возразил: — Как же ты лжешь так грубо? Когда я на днях возносил священный конный скот, его душа пролетала с плачем и жалобой: — Мой брат убил меня, пригвоздив стрелой в черную печень! «Но что станем делать, если так случилось? Поднимись на дерево и прикрепи там его кости, сложив предварительно в гроб»! Когда Мыыкыра, укрепив на дереве кости брата, спускался обратно, старик, стоя внизу, направил в него свое копье. Увидев это, старший сын шамана одним ударом сшиб его копье со словами: — Ах, как у этого старика глубоки черные мысли, неужели нам нужно лишаться их обоих? Мыыкыра, соскочив на землю, пустился бежать подальше от старика. С тех пор старый шаман не переставал питать вражду к нему. Каждый раз, когда приходилось ему шаманить, его духи искали Мыыкыра, чтобы убить, но однако это им не удавалось. Однажды шаманский дух, превратившись в ястреба, стал караулить у самого прохода на пути к небесным духам — «Айыы аартыга». В эту самую пору дух Мыыкыра превратившись в жеребца небесно-голубой масти («кюёх-кёгёхчёр, толбонноох курбусахтаах») с блестящей, лоснящейся шерстью по хребту, поднимался но этому проходу к небесным Айыы. Ястреб тотчас сел на его высокий круп и тут же сходил по естественной надобности, сказав при этом: — А, наконец-то, я настиг тебя! В течение всей жизни я гнался (ёнгнёсё сатаатым) за тобой. Бедняжка, долго ли будет длиться твое счастье? Да пусть в продолжение девяти человеческих поколений вашим уделом будет смерть от чахотки! Мы все, принадлежащие к роду Хосой, происходим этого Сэллик-Мыыкыра (Чахоточный-Мыыкыра), который и был прозван «Сэллик» потому, что его потомки часто умирают от чахотки.
Говоров Михаил 61 года, 1-го Ольтекского наслега Борогонского улуса. 23 декабря 1925 года.
|