Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Духовное рождение шаманов
Данилов Никифор 59 лет, З-го Мальжегарского наслега. Январь 1925 года.
I. Сумасшествие шамана и обновление его тела
Душу человека («сюрюн, кутун»), который должен стать шаманом, берут (духи) и уносят в подземный мир. Там, говорят, есть особый дом, где заключаются эти (похищенные) души. Душа хорошего шамана заключается в продолжение трех лет, а плохого на один год. В это время сам человек сходит с ума и бессознательно воспевает, пока длится заключение его души. Во время сна он бывает в указанном доме. Эти злые духи (абаасылар) и есть источники зарождения шаманов. («Ойун тёрдё»). Описанный дом принадлежит им, там они воспитывают и обучают похищенную душу человека. По истечении определенного срока (смотря по качеству шамана), они должны разрезать, разрубить на кусочки тело будущего шамана. Рассекание тела производится так: сначала отрезают голову и кладут (садят) ее на верхнюю полку своей юрты. Говорят, эта голова видит своими глазами всю процедуру разрубания своего тела. Все тело шамана разрезают на мелкие кусочки и делят между всеми трижды - девятью юёрями (Души обыкновенных людей, причиняющих болезни). Тело лучшего шамана должно хватать на всех злых духов. Тогда этот шаман будет знать пути, дороги всех духов, причиняющих болезни, и будет полезен при всяких заболеваниях. Если же тела не хватит при дележе и останутся обделенные, то он не сможет вылечить те болезни, которые причинены этими юёрями. Вовремя разрезания тела будущий шаман у себя дома лежит тяжко болен, ни жив и ни мертв. Духи, изрезав и разделив мясо, говорят, наделяют кости новым мясом и садят прежнюю голову на место. Со слов рассказчика записано по-якутски Семеном Даниловым, а перевод мой.
Слепцов Кузьма 62 лет. 4-го Мальжегарского наслега, Зап.-Кангаласского улуса. Январь 1925 года.
Обмирание шамана на три дня перед призванием
В Немюгинском наслеге не особенно давно был шаман Бётюрюю. Про него рассказывали: перед тем как стать ему шаманом, духи привели его на гору около местности Тураахтаах-Аана и там рассекли его тело на части. Голову, отделив, повесили на одну лиственницу, а четыре конечности на другую. Все это он сам видел но сне. В эту пору он лежал дома в течение трех суток в обмороке. По рассказам, кровь шамана, подвергнутого рассеканию, собирают и, завернув в свежесодранную бересту, поручают чистому отроку или старцу, который не спит с женщиной, повесить на ветви большой лиственницы.
Устинов Константин Прокопьевич 82 лет. 5-го Мальжегарского наслега Зап.-Кангаласского улуса. 27 января 1925 года. Остров Хатын-Арыы.
|