Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Голос с неба
Депутат Сыранов был главой над всеми якутами. С ним никто из якутов не смел тягаться; на кого он взглянет косо, того мог подвергнуть телесному наказанию. При нем был даже особый человек, Аврам Корякин, который по его приказам наказывал людей розгами. Местожительство депутата было в местности Бюппют Масары и все его потомки, в том числе и депутат Сыранов, были нашего Малтанского наслега. Депутат решил породниться с Таттинским богачем и шаманом Яковым-Кыпчыкыын, женив своего сына Сымыыт- Егора на его дочери. Сверх калыма при привозе невесты он обязался заплатить так называемое «харамньы» в сто штук конного скота. При этом по старинному обычаю конный скот загонялся в особую изгородь. Особо избранный и ловкий человек с невестиной стороны голыми руками должен был схватить и остановить любого коня, кобылу или жеребца из целого табуна. Отбирались лишь те, которых удалось поймать таким способом. Поимщик имел право накинуться на одно животное только три раза; если ему не удавалось остановить его в третий раз, то оно оставалось за хозяевами. Сваты с невестиной стороны остановились станом в местности Кююлэ, раскинув особую урасу. Там же была построена новая изгородь на столбах для загона конного скота. Сначала гнали в изгородь табун, принадлежащий сыну депутата Чюппюю. Его молодой жеребец имел гриву по всему хребту вплоть до хвоста. Поимщик харамньы три раза накидывался на этого жеребца, но каждый раз был опрокинут на землю... Чюппюю, сын депутата, не одобрял тороватость отца, дающего за невестку так много отборного скота. Увидев, что поимщик свата ловит его любимого жеребца, он вскипел и стал упрекать отца: «Господин депутат, ты у Таттинского шамана Якова Кыпчыкыына, видимо, выкрал сына или дочь и за эту покражу теперь отбываешь наказание уплатой дорогой виры?» С этими словами он в сильном гневе опрокинул одну сторону изгороди и выпустил загнанные табуны. Шаман сват по поводу поведения Чюппюю сказал: «Славный Чюппюю, пусть ты и сын депутата, но на будущий год, в пору осеннего подмерзания земли я прибуду к тебе дорогостоящим гостем... (Иносказательно говорит об отмщении.)» После свадьбы и закрепления родственных связей гости уехали. Чюппюю был необыкновенно дороден, весил, говорят, 12 пудов. Из многочисленных коней депутата мог сдюжить его только один конь темной масти в корпусе, но с белой мордой и с белыми, наподобие неочищенных березовых кольев, ногами. Повод этого богатырского коня был сделан из крепкой лосиной кожи в четыре пальца шириной. На следующий год, поздней осенью Чюппюю поехал верхом на этом коне осматривать свои табуны. Когда доехал до урочища «Тангара ыйаабыт» (в перевод-место, где висит икона, изображение чтимого божества), вдруг с западной стороны неба поднялась черная туча, загремел гром, неожиданно засверкала молния над деревьями... Испуганный конь с диким ревом стал неистово биться. Вдруг раздался с неба голос: «Чюппюю, скорей сходи с коня!» Чюппюю изо всей мочи сдерживал взбесившееся животное, но вдруг крепкий повод оборвался и конь сбросил его на землю. При падении он повредил себе спинной мозг у затылка. Захворал и умер. (Дальше рассказчик подробно перечисляет всех потомков депутата вплоть до ныне живущих поколений.) (Софрон Сыранов, известный среди якутов Кангаласского улуса под прозвищем «Депутат», считается потомком якутского «тойона» (повелителя- начальника) Тыгына. Поэтому все представители этой фамилии, как знатные люди, по якутским воззрениям должны находиться под покровительством семейно-родовых божеств, духов-предков. Про члена такой семьи якуты говорят — «айыылаах, тангаралаах киси», т. е. человек, имеющий своего духа-покровителя, свое божество. В данном случае голос с неба, предупреждающий о грозящей опасности, конечно, приписывается — «айыы» и «тангара» — родовому духу и божеству. Г. К.).
Данилов Никифор Афанасьевич, 4-го Мальжегарского наслега Западно-Кангаласского улуса. 16 декабря 1921 года. Остров Тиит-Арыы.
|