Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человеческая жертва злым духам
(Идея искупительной жертвы)
В старину, рассказывал мой отец, у нас когда-то жил человек, по имени Джангсай. Когда ему исполнилось семьдесят лет, он сильно захворал и, лежа при смерти, пригласил шамана, не помню кого именно, кажется, Суор Оххон. Тогда шаман совершил камлание над больным, привязав к столбу («коновязи») одного старика. При камлании будто бы говорилось, что это (человеческая жертва) является — «заменой себя, выкупом за жизнь», т. е. жизнь больного выручалась предоставлением в распоряжение злых духов жизни другого. В заключение моления при высказывании своего провидения шаман будто бы сказал: «Этот человек (т. е. тот, кого он обрекал на жертву), оказывается, имеет сам сильных «духов покровителей- богов», поэтому он (его душа), превратившись в жаворонка, упорхнул в небеса; видимо для старика Джангсая наступила пора умирать»! При этом шаман добавил: «Я этого человека (которого он жертвовал) препоручил духам, наводящим на людей безумие, и он в будущем умрет от умопомешательства». Это, по рассказам, происходило еще во времена язычества. Тот человек, которого привязали к столбу, на старости крестился и получил имя Филиппа. Последний умер, когда ему исполнилось девяносто лет.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Белый и черный шаманизм (Культ конного и рогатого скота)
Павлов Николай Устинович 76 лет, 2-го Мальжегарского наслега Западно-Кангаласского улуса. 16 января 1925 года.
ШАМАНЫ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ ДУХОВ («Белые» и «черные»)
Шаманы делятся на тех, которые совершают путешествие к верхним духам, и на тех, которые могут камлать только к нижним духам. Первые воспитываются в верхней стране, а нижние шаманы внизу, у корня девяти юёр (души людей, умерших до наступления естественной смерти и превратившиеся в злых духов, «духов -пожирателей», как принято именовать их в новейшей этнографической литературе). Шаманы светлых духов («айыы-ойуна») не могут приносить жертвы с убиением скотины («кэрэх»); во всех случаях, когда люди болеют дурными болезнями, они не совершают служения. По рассказам, айыы ойуна не имели шаманского облачения. Они совершали моление только к Айыысыту (для испрошения бездетным людям ребенка) и Иэйэхситу (даятельница приплода рогатого скота, иначе называется Ынахсыт от «ынах» — корова). Когда шаманы совершают предварительное моление «джалбыйыы» (разузнавание причины болезней), они обычно держат в руках пучок белого конского волоса или прутик с пучком таких же волос.
Барахов Трофим 68 лет, Кэнтикского наслега Верхне-Вилюйского улуса. 4-го марта 1925 года. г. Вилюйск.
|