Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обряд вызывания половой страсти
(«Джалын Ылыыта»)
В старину, по рассказам, шаманы совершали особое моление духу земли о ниспослании на женщин -«джалын» (силы полового влечения). Оно устраивалось совместно несколькими хозяевами, живущими на одном летнике. Когда готовились к этому обряду, заранее распространялась молва, запасали пищу (надо полагать для угощения народа) и делались особые приготовления. Выбирали место под большим, развесистым деревом. Здесь вкапывали рядом три столба с выпуклой резьбой, обточенные вверху в виде кумысных чаш в честь духа матери земли. Вокруг столбов втыкались молодые, расцветшие березки; тут натягивали веревку, свитую из белых и черных волос. К веревке привязывали в дар духу земли обрезки материи, пучки конских волос и небольшие модели телячьих намордников. Около столбов ставили урасу (конический шатер, крытый берестой), все это обносилось изгородью. К назначенному времени собирался народ и приходил приглашенный шаман. Шаман, имеющий кровожадных и злых духов, не мог совершить этот обряд. При путешествии к духу матери земли шаман имел плясунов — трижды девять девушек и столько же молодых парней. Эти девы и юноши, держа в руках березовые шесты, плясали вместе с шаманом. Шаман надевал свой плащ, имел и бубен. Камланием (пляской) шаман приходил к духу матери земли и умолял ее даровать " джалын". Когда он брал у богини «джалын», половую страть, держа в руках бубен с колотушкой, с конским ржанием начинал кружиться и издавать призывные крики " хоруу, хоруу! " («Xоруутур» — звать криками табун кобылиц или коней). В этот момент собравшиеся женщины, неожиданно издав раскатистый хохот, начинали ржать по-конски «иннэ-сасах»! Со ржанием они набрасывались на шамана и делали над ним любострастные телодвижения. («Ойуну кибингнээн бараллара юсю»). Будто бы и валили его на землю. Стоящие тут мужчины отбивали шамана от женщин. Шаман, поднявшись, издавал свист и делал круги своей колотушкой. Тогда женщины мгновенно приходили в себя, успокаивались и садились. («Суу диэн уоскуйан олороллор юсю»). Рассказывают, что при этом на женщинах выступал обильный пот, а их лица от прилива крови делались красными наподобие красной меди. Это взятие «джалын» шаман повторял трижды с теми же последствиями. По рассказам, (разгоряченные) женщины кидались на шамана, даже совсем оголяясь, без всякой одежды. Это и называется взятием от духа земли половой страсти для людей и скота, или низведением силы размножения. («Ол аата дайды иччититтэн джалын ылар, имэнг огустарар»). По рассказам, уважаемые и почетные женщины на совершение такого обряда не приходили. Некоторые мужья будто бы и били своих жен (за их поведение на этом шаманском обряде). Шаман в одних полуштанниках и в шапке из конской шкуры, обратив спину к камельку, лежал на скамейке. Вошедшие сели на правую нару. Мой отец завел беседу со старухой, женой шамана, и передал ей —по какой надобности они прибыли. Старуха в ответ сказала: «Вот смотрите сами, таково его обычное состояние»! Старик шаман, лежа, храпел, не замечая никого из присутствующих. Мой дед громко сказал: «Разбуди-ка старика, приехал сын того, знакомого купца»! Старуха стала будить, несколько раз громко окликнула его. Наконец, старик будто пришел в себя и сел на скамейку с криком — «Джуо, Джаа»? (Не совсем точный смысл — что, что? О чем говорят, что слышу)? Сидя на скамье, он напоминал целого коня. (Якуты часто поражающую величину человека передают сравнением с конным или рогатым скотом). Вдруг он неожиданно схватил из камелька голыми руками горящую головню и стал бить ею по потолку юрты, припевая: " Били мин Суон бээлэй ойохпун Кёрсююлэсэр, Бахсы суруксута Суон Байыысап Кэллэ диэтигит дуу? "
Били Сах кыыса - Сарыы Тангалай, Ёлюю кыыса Ёсёх-Бэргэсэ, Ньалбаан-Туосахта, Сарасын-Сырай?...
Иирэр Ильбис-Хаан тёрдё Бу юс нилээх, сагалаах Киэнг Дуулага Хотунгнга Холлогос сага кутаалаах уотунан Илгистиэх буолбуккут? Ол ханна тиийдэ? "
(перевод) Не сказали ли вы, что пришел Бахсытский писарь, Толстяк Баишев, Тот, который с моей Толстой и приземистой женой Был в прелюбодейной связи?
Эй, где ты — Сахова дочь, Зычная и голосистая, Бесовская дочь, напялившая На голову взамен шапки Сгусток крови, Жестяной кружок вместо Серебряного солнечного диска, Где ты, бледноликая?
А ты, Илбис-Хаан, Сводящий людей с ума! Разве вы не обещали мне Низвести пламень пожара На широкую Дуулага-Госпожу Окаймленную разнообразными берегами? Куда же все это сгинуло?...
Камлание шамана длилось целую ночь, с вечера до восхода солнца. Мой дед бывал на подобных молениях, а позже они совершались, видимо, очень редко. Я слышал только еще в пору моего детства — в Курбусахском наслеге такой обряд совершил шаман Муочай на одном летнике, под названием «Хабыдал», у основания трех растущих там сосен. Духу матери земли совершается тоже летом особое моление для испрошения приплода рогатого скота.
Говоров Михаил 61 года, 2-го Ольтекского наслега Борогонского улуса. 21 декабря 1924 года.
|