Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Путешествие шамана к нижним духам за душой больного
Когда душу человека уносят северные злые духи, шаман, совершив камлание, отправляется в их страну с разными подношениями. Когда-то давно направились на север женщины из " нучча" (русские), старушки-горбатые, со сгнившими костями на разных суставах. Они проплыли (по Лене) на лодках и поселились на горе под названием Джокуо. Шаманы при этом поминают и извлекают от больных по преимуществу двух старух -Таньахтаах Лаабыралаан (Л. с тростью) и Торуоскалаах Солуонньай-Хотун («Госпожа Солуонньай, имеющая трость». Рассказчик ошибается, относя Солуонньай к северным духам. Она обычно причисляется к девяти небесным девам, требующим конный скот и наводящим сумасшествие. Г. К.). В качестве подношения этим духам приготовляют девять щербатых пирожков, в деревянные рюмки наливают водки. Из дерева делали фигуру свиньи, индейского петуха («ёндёй бётююк»). Полагается еще шкурка хорька, бечева свитая из белых и черных волос и двухразвильчатая вилка (из дерева). Когда эти женщины переселялись на север, они имели при себе все эти принадлежности. У этих духов есть дева с кривым лицом. Она служит вроде караульного. При приближении шамана там раздаются голоса (т. е. все это разыгрывается самим шаманом, который, лежа на полу, ведет диалоги от имени разных духов при так называемом «нырянии в океан смерти» Г.К.): «Идет он (шаман) с тяжелой ношей, с дорогими дарами, впереди гонит (скот), сзади имеет на привязи (тоже разумеется жертвенный скот»)!... «Эй, вероятно, шествует наш старший сын (шаман, сын потому, что душа его воспитывалась у них)!... Скорей, встречайте его»!... Затем, раздаются крики «суу!», «саа!» (Восклицания при поимке скота). Дальше пригнанный скот загоняется в изгороди. Шаман пред ними держит от себя речь, что вот такой-то князь-человек, захворав, прислал эти дары... Вручите мне его душу! Те, удовлетворившись принесенными дарами, распоряжаются выдать. Говорят: «Эй, идите и раскройте двери темницы! (где душа больного)». Иногда духи не хотят выдать душу. Тогда шаман выражает досаду и отчаяние... Повалявшись около камелька, он превращается в осу и влетает в коровий хлев. Там будто бы лежит голубо-пестрый бык. Оса жалит быка в нос. Бык фыркает носом и в это время душа, запрятанная в ноздрях быка выпадает. Шаман тотчас же схватывает душу и поспешно улетает. Старик (дух или бог) выскакивает следом за ним и бросает в него комьями глины и говорит: «Вот великая досада, он, только лишь вчера (не особенно давно) воспитавшись у меня самого, осмелился совершить такую покражу»! После этих слов старик (в отместку) похищает душу 12-тилетнего сына шамана... Старик и старуха перебраниваются между собой. Старуха говорит мужу: «Ты сам виноват, что сделал его, воспитав на 12-ой наре, слишком сильным шаманом. Вот и наказание за то, что наделил их такой необычайной силой»! (рассказчик поясняет: у них в юрте на каждой наре имеется колыбель, где воспитываются души будущих шаманов. Шаманы, зависимые от нижних, подземных духов, воспитываются у них в этой юрте). Та старуха после упомянутого преступления шамана замазала глаза воспитываемых шаманских душ детскими экскрементами. Говорят, по этой причине уменьшилась сила шаманов. У этих нижних духов имеются собаки, которых они кличут Юнюгэс, Хардас, Бэкир.
Говоров Михаил 61 года, 2-го Ольтекского наслега Борогонского улуса. 21 декабря 1924 года.
|